Дещо про історичні міфи

Вівторок, 10 серпня 2010, 09:13

Дискуссия о пользе и вреде исторических мифов ведется давно. Нужны ли они? На мой взгляд, не нужны. Лучше смотреть в глаза неприглядной правде, но получить четкое представление о реальном состоянии дел, чем заниматься самообманом. Ибо на лжи (пусть даже красивой и привлекательной) ничего прочного построить нельзя.

Хотя существует и иное мнение. Заключается оно в том, что в годину тяжелых поражений, национальных трагедий, упадка и потрясений в обществе определенные исторические мифы помогают поддержать дух народа, укрепить его веру в собственные силы, дать надежду слабым и разуверившимся.

Ну а потом, когда беда пройдет, о мифе можно забыть, переключив внимание публики на что-то другое.

Но если о полезности таких вот "жизнеутверждающих" и "духоукрепляющих" мифов еще можно полемизировать, то никаких споров, наверное, не должны вызывать мифы иного порядка. Те, которые призваны не возвеличивать свой народ, а унижать другие. Такие мифы однозначно вредны.

Между тем, они-то и распространяются сегодня в Украине. Распространяются, к сожалению, в том числе и с помощью "Украинской правды".

В частности, миф о том, что соседняя с нами Россия исторически и не Россия вовсе, а Московия. Что коренные жители ее изначально назывались москвитяне, а наименование "русские" украдено ими у предков современных украинцев. Что к величию Киевской Руси эти самые москвитяне отношения не имеют, а, опять же, нагло присвоили наследие славной Киевской державы, отобрав его у украинцев.

Одним словом, как следует из мифа, живет по соседству с нами народ-вор, давний обидчик наш, коварный и неблагодарный.

Внедрить этот миф в сознание наших соотечественников стремятся многие. К примеру, называющий себя историком Александр Палий, чьи сочинения регулярно публикуются на сайте.

"Как известно, - пишет сей автор в одной из недавних статей  - Россия не называлась никогда Русью. Московия взяла для своего нового имени греческую транскрипцию слова "Русь", а не само слово "Русь", потому что тогда в Европе и мире было хорошо известно, что Русь - это Украина.

В Московии эллинизированный термин "Россия" для обозначения этой страны впервые начала употреблять власть лишь в XV веке, тогда, когда там возникает идея Москвы как "Третьего Рима", а московские князья начинают претендовать на земли Украины. Окончательно Московия была переименована в Россию согласно царским указам 1713 и 1721 годов".

В вариациях на данную тему господин Палий упражняется уже много лет. Вторят ему и некоторые другие авторы (например, Роман Ревчук или Валерий Степаненко).

Оснований подозревать их всех в сознательной лжи у меня нет. Дело тут, очевидно, в элементарном незнании. Однако незнание это почему-то поощряется, пропагандируется, распространяется.

Вслед за каждой такой статьей появляется множество читательских комментариев в том же духе. Невежество ширится. Русофобия растет. Неужели Украина становится от этого лучше?

Наименование "Русь", первоначально обозначавшее область Среднего Приднепровья, позднее распространилось и на другие земли, заселенные восточными славянами - Галицко-Волынскую, Ростово-Суздальскую, Полоцкую, Смоленскую, Новгородскую...

"Уже с XII века весь край, где и до сих пор расположена наибольшая часть народа малорусского и великорусского, то есть от Карпат до Суздаля и Мурома, называется одинаково - Русь, - отмечал Михаил Драгоманов. - И все имена - "русин", "русский", "руський" и так далее пошли от этого слова...

Мы можем назвать русинами нижегородцев также как и галичан, не отменяя тем тех различий, которые есть между ними. Звали когда-то свою землю москвичи и галичане одинаково - Русь, Русиа, а потом, как стали более перенимать латинские и греческие названия, то Руссиа, а далее - Россия".

В самом деле, в торговых договорах Новгорода (1189) и Смоленска (1229) с немецкими городами новгородцы и смоляне называют себя русинами. Русином зовет себя и тверской купец Афанасий Никитин в "Хождении за три моря" (1466-1472).

В договорных статьях польского короля Сигизмунда III с московскими боярами об условиях избрания на царский престол польского королевича Владислава (февраль 1610) жители Московского государства тоже именуются русинами, русскими людьми.

Национальные самоназвания "Русь", "русские", "Русская земля" многократно встречаются в литературных памятниках, созданных в Москве, Твери, Суздале, Новгороде - "Повести об убиении Андрея Боголюбского" (XII век), "Повести о разорении Рязани Батыем" (XIII век), "Хождении Новгородца Стефана" (XIV)), "Повести о Шевкале" (XIV), "Задонщине" (XIV), "Житии Сергия Радонежского" (XV) и многих-многих других.

Что касается слов "всея Руси" в титулах московских князей, то это определение впервые появляется в княжение Ивана Калиты (1328-1340).

После польско-литовского завоевания юго-западной части бывшей Киевской Руси и начала возвышения Москвы на северо-востоке в тогдашних документах появляются формулировки "Земля Русская государства Московского" и "Земля Русская государства Литовского". Но и та, и другая - Русская земля.

Летописцы Литовской Руси продолжали числить русскими помимо своих городов и областей также Москву, Тверь, Новгород, а летописцы Московской Руси - Киев, Чернигов, Полоцк.

О народном единстве Юго-Западной и Северо-Восточной Руси продолжали помнить даже спустя столетия после их политического разделения. В 1561 году из Великого княжества Литовского в Москву приехал монах Исайя Камянчанин (уроженец города Каменец-Подольский).

Он просил в царской библиотеке рукописный экземпляр Библии, чтобы, как пишет сам Исайя, издать ее "тиснением печатным" на пользу "нашему народу христианскому рускому литовскому да и рускому московскому да и повсюду всем православным христианам".

Автор Густынской летописи (составленной в первой половине XVII века в Густынском монастыре, близ Прилук) приводит разные современные ему наименования "народа словенского или русского" - Москва, Белая Русь, Волынь, Подолье, Украйна, Подгорье.

"Но, - пишет он далее, - обаче еще и различие есть во именовании волостям, но вестно всем, яко сии все единокровны и единорастлны, се бо суть и ныне все общеединым именем Русь нарицаются".

Русью называли Московское государство и западноевропейские ученые, путешественники, дипломаты. Термин "Московия" ими тоже употреблялся, но лишь как синоним к названию "Русь" или как наименование одной из частей Русской земли.

"Московия - главное государство в Руссии", - сообщал, например, немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486-1566), а польский историк Мартин Бельский (1495-1575) писал о "московском или русском народе".

Аналогичную информацию можно найти на старинных географических картах. Территорию Русского государства там обозначают как Руссия (Russia), иногда как Руссия или Московия (Russia sive Moscovia), а также Руссия, в просторечии Московия ( Russiae, vulgo Moscovia).

Между прочим, московитами некоторые западноевропейские авторы называли и население Юго-Западной Руси (нынешних Украины и Белоруссии).

Как видим, никто тогда не пытался отобрать у предков современных великорусов их русское имя. Как не пытались отобрать его и у предков нынешних украинцев и белорусов.

Безусловно, Украина - это Русь. Но и Россия тоже Русь. Данный факт придется признать, нравится он кому-то или нет. Потому что это правда.

Александр Каревин, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Як АРМА стало "золотим парашутом" для росіян

Людина і її місце. Промова на врученні Премії Шевельова

Прибутки — торговим мережам, збитки — виробникам

Поразка режиму Башара Асада в Сирії – це стратегічна перемога України над Росією

Новий закон — лише початок: чотири наступні кроки для реформи Рахункової палати

Чому реформа держуправління є необхідною для успішної євроінтеграції України