А чи хочемо ми демократію?

Неділя, 01 серпня 2010, 14:28

Не извращённую, а подлинную. Демократию в самом что ни на есть древнегреческом смысле этого слова.

А что это такое?

Демократия - это наше с вами право избирать и быть избранными.

Вот только это понятие "быть избранным" крайне неудачное. Подозреваю, что неудачность эта хорошо продумана и просчитана. Если тебя не выбрали, то сам виноват - не достоин.

Но стоит только привести точное написание понятия, как станет видна вся подлость используемого. Следует писать - "быть избираемым", то есть быть кандидатом. И пусть не чиновник, а избиратели решают: достоин ты или не достоин.

Вспомните последние выборы в Союзе, когда были введены предвыборные собрания, которые на практике были выборными. Вспомните пикетирования этих собраний, вспомните лозунги пикетчиков "Оставьте нам наш выбор".

И как же должны работать эти права? Какой механизм их действия должен быть в идеале?

В нашей стране живут почти 37 миллионов избирателей. Почти все они имеют право быть избранными, то есть быть кандидатами. Допустим, не все захотят быть депутатами, а лишь 36 миллионов. Приходите вы на избирательный участок и получаете список с фамилиями этих кандидатов. Вы спокойненько выбираете из них 450 депутатов и уходите. Вы сделали свой выбор.

Говорите, что это невозможно? Говорите, что километровые бюллетени с десятками миллионов фамилий убьют любые выборы?

Но ведь именно это записано в Конституции.

Чтобы как-то разрешить ситуацию некоторые предлагают ввести некие фильтры предварительного отбора кандидатов. Например, не пускать во власть насильников и даунов.

- А что здесь такого? - вопрошают они. - Если критерии отбора кандидатов разумные, если процедура отбора - честная и прозрачная, то почему бы и нет? Это гораздо честнее, чем нынешний фильтр - незаконный, плохо замаскированный имущественный ценз.

Сторонники различных критериев отбора (назовём их "критерианцы"), не понимают сути демократии и от этого путают функции различных ветвей власти.

Никто ведь не против, чтобы слуги народа были умными, честными и профессиональными. Именно такой и должна быть исполнительная власть. Для государственных чиновников действительно уместны всякие фильтры, тесты и отборы. Но при этом служить они должны народу, а не некой "элите". А чтобы служить народу, нужно слышать его, а не "цвет нации".

У народа должна быть возможность выражать свою волю своим слугам. Отсюда единственный вывод: Верховна Рада должна представлять собой срез народа. Никто не имеет права фильтровать, селекционировать народ. И единственный механизм создания такого среза - это обычная жеребьёвка.

Кому смешно - предложите свой механизм реализации миллионами желающих права быть избранным, точнее избираемым.

Отовсюду слышу: нельзя давать одинаковые права интеллигентному профессору и спившемуся бомжу. Бомжи таких законов напринимают, что будет ещё хуже.

А я верю в моральное здоровье народа и в теорию вероятностей. Да, в семье не без урода. Но уроды останутся в подавляемом меньшинстве. А в подавляющем большинстве будут нормальные люди.

Что же касается грамотности, то ещё древние греки поняли, что многознание мудрости не научает. Может в каком-то селе сидит дидусь с головой Сократа и ждет пенсию. Депутаты от народа всегда могут нанять грамотных и энергичных помощников, советников и консультантов. Они депутатам по штату положены.

Анатолий Крымский, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Захистимо Пейзажку від забудови: історія боротьби за спадщину Києва  

Фатальна безсилість

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100

ЄС обмежує, Україна – надає преференції. Що має змінитися у рекламуванні тютюнових виробів