Справа – труба

Понеділок, 05 липня 2010, 15:45

На недавней встрече с госсекретарем США Хилари Клинтон Виктор Янукович буквально огорошил страну своим высказыванием.

Нет, речь не идет о присвоении бывшей первой леди очередного воинского звания "генеральный секретарь". Интересующая нас фраза не касалась США и отношений Украины с этой страной.

Как бы походя и немного неохотно, Янукович поведал о том, что мы, то есть Украина, предложили России и ЕС построить новый газопровод по нашей территории.

И вот теперь ждем-с. Ответа.

То, что президент таки огорошил соотечественников, видно хотя бы по информационным сообщениям отечественных СМИ, которые появились непозволительно поздно, а некоторые из них - с неверными заголовками. Это может свидетельствовать лишь о том, что коллеги-журналисты некоторое время "переваривали" сказанное Януковичем. А "переварив", размышляли, выдавать ли услышанное в эфир. При этом резонно опасаясь, не окажется ли потом, что "президента не правильно поняли".

Нет, как раз президента поняли очень правильно.

Команда Януковича осознала, что никакие консорциумы, никакие ГТС "на троих" не могут заставить Россию отказаться от "Южного потока", который, вкупе с "Северным" собратом может существенно "облегчить" украинскую трубу.

И решила атаковать в лоб - даешь новый газопровод?

То, что речь идет именно о полноценном газопроводе, подтверждаются данными Минтопэнерго. Предполагается, что мощность новой трубы составит порядка 60 миллиардов кубометров в год.

Экономические преимущества украинского проекта по сравнению с "Южным потоком" очевидны. Даже не владея данными о сметных расходах, ясно, что прокладка трубы по суше дешевле, чем по дну моря.

Существенно то, что Турция, в территориальных водах которой должен быть проложен газопровод, до сих пор не дала окончательного согласия.

Изначально мощность "Южного потока" планировалась на уровне 30 миллиардов кубов в год. Сейчас - в два раза больше. Тем не менее очевидно, что мощности двух альтернативных труб сопоставимы. Не говоря о том, что пока не ясно, какова будет потребность Европы в газе в последующие годы. И, соответственно, какова будет заполняемость газопроводов.

С точки зрения политики здесь все гораздо сложнее.

Не секрет, что Северный и Южный потоки нужны России как рычаги давления. В частности, на Украину и Белоруссию. Появление новой современной трубы на украинской территории эту задачу - в отношении Украины - существенно усложняет.

Можно предположить, что аргументы Киева были такими, что, дескать, к власти пришла дружественная команда, и бояться нечего. На что существует контраргумент - а если завтра власть сменится, и президентом станет, например, Тимошенко? Или Тягнибок?

Но у России могут быть и свои резоны согласиться на предложение Украины.

Во-первых, треть новой трубы будет находиться в ее собственности. Это не противоречит украинскому законодательству, так как запрет на продажу, отчуждение, передачу в аренду касается только уже существующих мощностей.

Во-вторых, в случае повторения газового конфликта с Украиной, или Белоруссией, Россия сможет оперативно перенаправить потоки по этой трубе, которая, скорее всего, будет чисто транзитной.

И в-третьих, Россия может, по сути, не отказываться от Южного потока. В связи с тем, что альтернативный проект "Набукко" застопорился, Москва может инициировать свое участие в этом амбициозном европейском проекте.

Таким образом, РФ сможет минимизировать расходы на строительство подводного газопровода, сохранив при этом контроль над этим маршрутом. А если также учесть, что на данный момент для "Набукко" газа нет, то Россия получит дополнительные козыри, предложив свои ресурсы для этой трубы.  

При этом можно однозначно сказать: в случае реализации украинского газопровода существенно проиграет Белоруссия. Имея и так небольшую долю транзита российского газа в Европу, Минск может лишиться его вообще.

Украина показала, что она не собирается солидаризироваться с "братской" Белоруссией только потому, что недавно сама была в похожей ситуации. Команда Виктора Януковича демонстрирует удивительный корпоративный прагматизм, граничащий с геополитической близорукостью.

Насколько предложение Киева пришлось ко двору в Москве, мы, вероятно, узнаем довольно скоро.

На сегодня же можно констатировать, что это - довольно неожиданный и эффектный ход со стороны Украины, который может внести коррективы в экономическую и политическую ситуацию целого региона.

Виктор Авдеенко, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Час Трампа чи стрибок історії?

Навіщо нам кодекс корпоративного управління

"Кагарлицька справа". Історія розкриття

Аграрні ноти: інструмент для залучення фінансування в агросектор України

Кадровий голод загрожує відновленню готельного сектора в Україні

Захистимо Пейзажку від забудови: історія боротьби за спадщину Києва