Бюджет стагнации украинского образования
Внутрикорпоративные скандалы, если таковые имеются, не выплескиваются на общество и не затрагивают международные институции. Вспоминаю, как еще год назад украинские форумы пестрили анекдотами о политических склоках Ющенко и Тимошенко. К чему все это привело, смог ощутить на себе каждый украинец.
Реформа образования отменяется?
Сегодня реалии изменились. Политическое "одеяло" никто на себя не тянет, но спешить раздавать комплименты действующей власти пока рано. Ведь ей в унисон необходимо не только говорить, но еще и действовать!
Эти действия, прежде всего, должны реализовываться в законах и подкрепляться реальными цифрами. Украинцы хотят не только слышать о реформах, но и видеть, как их внедряют в жизнь, в том числе в жизнь каждого школьника, студента, преподавателя.
Что можно сказать о сфере науки и образования? Все, как всегда, упирается в деньги. Дорожным указателем государственной политики в этой сфере является основной финансовый документ страны - бюджет. Но каков этот бюджет? Сказать, что однозначно плохой - нельзя. Ведь на дворе кризис, следовательно, и бюджет должен быть антикризисным.
Плюсы и минусы бюджета
Но вернемся к образованию. Среди позитивных моментов, несомненно, можно отметить улучшение финансирования некоторых статей по сравнению с предыдущим годом. В частности, хочу остановиться на программе "Школьный автобус". Кабинет Министров Азарова возобновил финансирование этой программы.
По ней в 2010 году планируется выделить 45 миллионов гривен на покупку 139 автобусов. Что такое 139 автобусов для тысяч украинских школьников, которым ежедневно приходится пешком преодолевать по несколько километров?.. Капля в море. Но в этом году их будет на 139 больше, а в следующем, надеюсь, эта цифра возрастет.
Говоря о плюсах бюджета-2010, следует отдельно остановиться и на закупке компьютерного оборудования для школ. По сравнению с 2009 годом финансирование этой программы выросло на 10 миллионов.
На эти деньги министерство сможет компьютеризировать около сотни образовательных учреждений. Важно, чтобы львиную долю этих денег получили именно сельские школы. Ведь без владения компьютером их выпускники просто не смогут конкурировать с городскими абитуриентами.
Предусмотрены в бюджете деньги и на достройку корпусов некоторых ВУЗов, капитальный ремонт общежитий. 190 миллионов гривен на эти цели помогут снять существующее напряжение и значительно уменьшить нагрузку на жилой фонд МОН.
Значительный прирост (почти в 3 раза) общего фонда оплаты труда может считаться позитивом лишь условно. Фактически, деньги будут потрачены на "проедание" и не принесут ощутимых дивидендов в общем развитии науки и образования.
Латая дыры, инновацию не обеспечишь
В то же время в бюджете присутствует много разных "НО". Напомню, что выступая со своим ежегодным посланием к народу, президент отдельно акцентировал внимание на катастрофической ситуации в гуманитарной сфере. Янукович принял решение объявить 2011 год - годом образования и информационного общества.
Однако, похоже, это осталось без должного внимания Кабинета министров. Реальные расходы главного финансового документа страны на науку и образование не соотносятся с задачами, поставленными главой государства. Инициативы по реформированию образования, модернизации системы профтехучилищ, профессиональной переподготовке кадров в новом бюджете не учтены.
Сегодня Кабмин фактически не вкладывает деньги в последующее развитие сферы, а лишь латает "дыры" предыдущего правительства. Но ведь эффективное образование является залогом стабильного развития государства. А что страна получит через 10-15 лет?
За годы независимости мы потеряли более 10 тысяч детсадов. В результате более половины детей не получают полноценного дошкольного образования вовсе, а после этого попадают в школу, где нет достаточного количества учебников, методических материалов, квалифицированных учителей.
Поэтому если и говорить о реформе образования, то нужно начинать ее не с переписывания отдельных глав учебников истории, как предлагает нынешний профильный министр, а с создания хотя бы приемлемых условий обучения наших детей!
Ведь если мы и в дальнейшем будем заниматься "латанием" дыр, то о качественном украинском образовании придется забыть. Мелкая экономия сегодня может обернуться значительными растратами завтра.
В целом, можно сказать, что бюджет-2010 повторяет ошибки прошлых бюджетов, ориентированных на популизм, а не на инновационное развитие. С таким бюджетом никаких качественных реформ быть не может.
Выход для науки
Отдельно хочется сказать о науке. В законе "О научной и научно-технической деятельности" задекларировано обеспечение бюджетного финансирования научной деятельности в размере не менее 1,7% ВВП Украины. По прогнозам Кабинета Министров, объемы ВВП в 2010 году должны составить почти 1 000 миллиардов гривен.
Получается, на развитие науки в этом году правительство должно было бы выделить около 17 миллиардов гривен. Однако в проекте госбюджета на 2010 год на науку предусмотрены всего 4,7 миллиарда гривен.
Стыдно признавать, но это чуть ли не самый низкий показатель в Украине за последнее десятилетие. О производстве какого "интеллектуального продукта" может идти речь?
Качеством образования сейчас никто не занимается. Из-за этого выпускник вуза очень часто не может найти работу по специальности. Наше образование дает хороший теоретический уровень, но оно мало адаптировано к реальной практике.
Сегодня государство практически не выступает модератором развития страны. Украине крайне необходимы целостные государственные программы для привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций в сферу науки и образования. Однако государство для этого мало что делает. Деньги любят порядок, а порядка в законодательной базе у нас нет.
К сожалению, наше образование, как вид экономической деятельности, мало привлекает зарубежных инвесторов. Прямые иностранные инвестиции в эту отрасль достигли своего максимума в 2007 году и составили 36,7 миллионов долларов США, уменьшившись в начале 2008 года до 18,1 миллионов долларов - 0,06% от общих объемов инвестиций в Украину.
Технопарки как национальная инвестиция
Один из способов привлечения инвестиций в эту сферу - создание технопарков. Смысл создания технопарка - сконцентрировать все условия для сверхпродуктивной деятельности. Это позволит быстро внедрить научные идеи и опробовать новые технологии в производственном процессе.
Правда, для этого нужно стратегическое мышление чиновников. Ведь поддержка технопарков государством - всегда вклад в будущее.
Технопарки обязательно окупаются, но не за счет поступлений от своей деятельности. Доходы технопарков непрямые: расширение существующих производств, повышение конкурентоспособности, выход с новыми продуктами на новые рынки.
Например, в соседней Польше технопарки переданы в ведение местного самоуправления.
Эти органы власти непосредственно заинтересованы в развитии своей территории, поэтому они активно способствовали развитию технопарков. В Польскую ассоциацию инкубаторов и технопарков входит около 90 членов, среди них 40 - непосредственно бизнес-инкубаторы. На начало ХХI века в состав всех инкубаторов и парков входило 1118 предприятий.
В мировой практике финансирование технопарков государством различно и варьируется от 90% в Китае до 30% в Финляндии. Но полностью финансировать такую деятельность для государства накладно и не всегда эффективно, о чем свидетельствует украинский опыт.
Государственный инновационный фонд был создан в 1992 году. Согласно законодательству все украинские компании платили в него 1% от дохода. За восемь лет существования фонд показал неэффективность государственных инвестиций: 93% профинансированных им инновационных проектов были сорваны.
У нас в наследство от СССР осталась еще неплохая производственная база и система подготовки кадров. Все это устарело, но может служить базой для последующего развития, поскольку наиболее успешными становятся технопарки, созданные рядом с крупными технологическими университетами. Совместив новые подходы и ресурсы с научной базой, можно получить неплохой результат.
Вместо эпилога
Бюджет - это инструмент стратегического планирования. Хочется сделать акцент именно на "стратегическом планировании". Сегодняшним днем жили предыдущие правительства.
Не хочется, чтобы эту же ошибку повторяло и нынешнее. Процитирую польского поэта Тетмайера Казимежа: "Сделай сегодня то, что собираешься сделать завтра; скажи завтра то, что хочешь сказать сегодня".
Давид Жвания, председатель подкомитета по вопросам интеллектуальной собственности и инновационной деятельности Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования