Інтернет на місцевих виборах 2010. Прогноз

Понеділок, 26 липня 2010, 16:34

Выборы в местные органы власти фактически начались в первых числах июля.

Первый появившийся бил-борд, рекламирующую по этому случаю политическую партию "Сильная Украина", довольно символичен. Критику рекламного сюжета мы оставим для специалистов в этой области. В данной же статье нас интересует крохотная, практически незаметная надпись на борде - адрес официального веб-сайта партии.

Представляется логичным, что технологии, применяемые отдельными политиками или политическими партиями, может служить своеобразным индикатором понимания ими современного мира, его социально-экономических законов, тенденций развития и так далее.

И одной из таких технологий, как показал 2008 год, является Интернет. В этом контексте закостенелость и консервативность, невосприимчивость отечественных политиков к новейшим технологическим веяниям выглядит, как минимум, позорно.

К примеру, в США, во время первых попыток использовать Интернет в избирательных кампаниях (1998-2000 года), сотрудники штабов натолкнулись на вполне очевидный страх перед неизвестным. Не зная точно, как использовать это новое средство коммуникации, они боялись показать некомпетентность своих кандидатов.

Избиратель мог подумать "как он [кандидат] может разбираться в экономических реформах, если не понимает что такое Интернет?".

Спустя десятилетие с тех пор, как эти технологии начали доказывать свою эффективность, штабы украинских кандидатов все еще стоят перед дилеммой. Большинство разделяет опасения своих американских коллег, оставляя онлайн-избирателей за бортом. Остальные совершенно не боятся за своих кандидатов, выдавая конфузы один за другим.

Потому то в глазах интернет-аудитории кандидаты выглядят, мягко говоря, неубедительно. И лишь единицы способны адаптироваться к требованиям современности, не ударив лицом в грязь.

Но, как известно, если Магомет не идет к горе, гора пойдет к Магомету. Перед президентской кампанией в штабах еще были сомнения насчет целесообразности выделения средств на проведение политических веб-кампаний. Основными аргументами "против" были сравнительно небольшое количество пользователей, а так же особенности целевой аудитории основных кандидатов.

Однако на местных выборах, такая аргументация уже не актуальна. Особенно для кандидатов и партий, которые будут "работать" в Донецке, Харькове, Одессе, Львове, Днепропетровске и, разумеется, в Киеве.

По данным кампании Bigmir)net, в мае 2010 года в киевском регионе, количество уникальных браузеров, сделавших более одного просмотра страницы за месяц, приближается к 9 миллионам. Даже если предположить, что каждый киевлянин пользуется сразу двумя компьютерами для вхождения в Сеть (рабочим и домашним), а так же с учетом приезжих киевлян, голосующих в других городах, оставшегося количества пользователей - потенциальных избирателей хватит любой политической силе для получения большинства мест в Киевсовете.

В данных условиях игнорирование такого мощного средства коммуникации с избирателем - неразумно.

В тех же США в 2004 году количество пользователей составляло около 65%. Именно в этом году была проведена первая успешная, по мнению абсолютного большинства экспертов, избирательная веб-кампания Говарда Дина.

В 2008 году, американская аудитория выросла незначительно и составила 72,5%. Не вызывает никаких сомнений сопоставимость таких цифр с аналогичными показателями в Киеве, несмотря на отсутствие точных статистических данных.

Хотя количество интернет-пользователей не является сегодня решающим фактором успешности избирательных веб-кампаний. Главную роль всегда играло не количество, но качество.

На данный момент онлайн-кампании практически стартовали у троих кандидатов - Сергея Тигипко, Арсения Яценюка и Юлии Тимошенко. Но пока все они далеки от совершенства и напоминают размытые копии успешных веб-кампаний западных политиков.

Скажем, один из фаворитов предыдущих выборов, Сергей Тигипко, после наиболее удачной онлайн-кампании среди прочих кандидатов, начинает местные выборы с шага назад. Официальный веб-сайт партии Сильная Украина значительно уступает по своей технологической и коммуникативной изощренности не только персональному сайту ее лидера, но и многим партиям, представленным в парламенте.

По сути мы видим лишь одну идею на сайте, вторящую бордам - ассоциацию Сергея Тигипко с "Сильной Украиной". Больше на сайте нет ничего интересного, так и хочется процитировать Кернеса: "а где про скорые помощи, б***?".

Фактически, проблема с контентом остается неразрешенной еще со времен президентской кампании. Возможно, мы увидим нечто интересное ближе к завершению избирательного процесса.

К примеру, довольно перспективной инициативой предыдущей кампании были видео-ответы Сергея Леонидовича на вопросы интернет-пользователей. Однако, сотрудникам кампании не удалось реализовать весь потенциал проекта: часто даже авторы вопросов не были информированы о получении соответствующих ответов.

Возможно, именно для решения проблемы с контентом был запущен внутрипартийный праймериз - процедура предварительного голосования для формирования избирательных списков, которая должна была проходить на сайте партии. Но, опять же, временные рамки не позволят поучаствовать в нем большому количеству избирателей.

В то же время "Сильная Украина" стала первой политической партией, открывшей свою официальную группу в социальной сети "ВКонтакте". Во время минувшей президентской кампании Сергей Тигипко так же был единственным кандидатом с официальной страницей в этой сети. Игнорирование этого мощнейшего коммуникативного средства другими политическими силами, как минимум, удивляет, особенно учитывая общеизвестное значение социальных сетей в нашумевшей кампании Барака Обамы.

Интересно, что именно тот политик, которому в прошедшем году все эксперты наперебой пророчили повторение электорального успеха Обамы, сворачивает свое присутствие в Интернете.

Практика начинать кампанию с нешуточного конфуза, стала своеобразной традицией для Арсения Яценюка. Блогосфера помнит, как во время президентской кампании сотрудник штаба, ответственный за наполнение блога кандидата, обругал от его имени одного из посетителей в самой нецензурной форме.

Не успела стартовать кампания в местные органы власти, как на том же блоге от имени Арсения Петровича публикуются записи о его поддержке рейдерских технологий и лоббировании интересов своих спонсоров.

В результате, партия Фронт Перемен опубликовала заявление, призывающее считать недостоверной информацию, размещенную на официальных страницах Арсения Яценюка в социальных сетях.

Возможно, "легкость", с которой штаб Фронта Перемен расстался с общественными социальными сетями, объясняется ставкой на собственную социальную сеть "Киев Перемен".

Этот амбициозный проект фактически повторяет сеть Барака Обамы образца 2008 года. И никто не ставил бы под сомнение эффективность подобной технологии, если бы она применялась в стране с развитыми традициями политического волонтерства. Но если мы говорим об украинских реалиях, то сейчас людей, согласных бесплатно участвовать в митингах, агитировать соседей и разносить листовки по почтовым ящикам, найдется крайне немного.

В последнее время свое интернет-представительство начала активно реанимировать команда Тимошенко. Усиленное освоение альтернативных источников коммуникации - традиционный процесс для оппозиционных политических сил.

Так, после длительного "радиомолчания" зачастил обновлениями персональный политический блог Юлии Владимировны с необычным названием "без политики... :)".

С точки зрения стилистики и содержания интересна запись от 6 июля, где она рассказывает о том, как отказала мужу во включении в список и о балах в СИЗО.

Следующее сообщение в блоге, "Мій лист Іванівні", возможно, положило начало практике переноса устоявшейся коммуникации "политик-избиратель" из мира виртуального в мир реальный. Результатом публикации указанного поста стала встреча Юлии Тимошенко с коллективом онлайн-издания durdom.in.ua.

Опять таки, ничего такого, чего не делал Обама, но для Украины - свежо и смело. И в данном случае это показатель восходящего тренда.

Фактически, на грядущих выборах Тигипко, Яценюку и Тимошенко в интернет-пространстве соревноваться пока что не с кем. Из парламентских партий конкурировать с ними не смогут ни Партия Регионов, ни НУ-НС, ни уж тем более Литвин.

Достаточно бегло взглянуть на веб-сайты этих политических сил. Ни с точки зрения дизайна (его-то штабам хватит ума обновить), ни, особенно, с точки зрения контента партийные сайты не представляют собой ничего интересного для пользователя-избирателя.

Ни одна из партий не предоставила даже политической программы в виде, доступном для ознакомления. К примеру, на сайте партии Регионов до сих пор висит программа 2004-2005 года.

В таком ключе рвение некоторых политических сил "осовремениться" вызывают широкую улыбку. Чего только стоит инициатива Коммунистической партии, предлагающая владельцам iPhone загрузить специальное приложение с книгами Петра Симоненко. Напомним, что эти телефоны завозятся в Украину контрабандой, а их средняя цена сегодня составляет порядка $700, что  как-то слабо вяжется с основным электоральным ядром партии.

Однако ситуацию могут кардинальным образом изменить региональные, областные партийные организации. В случае, если они смогут эффективно воспользоваться Интернетом на местах выборах, практика перетечет в центральные штабы партий к парламентской кампании 2012 года.

Именно таким путем шла эволюция техники ведения избирательных веб-кампаний в мировом опыте.

К примеру, в США практически все известные технологии веб-кампаний, начиная с методов использования электронной почты или популяризации кандидата в блогосфере, были впервые опробованы кандидатами на выборах в сенат, конгресс или на пост губернатора. И уже потом они адаптировались для общенациональных кампаний кандидатами в президенты.

И если описанная тенденция повторится в Украине, то, скорее всего, парламентские выборы 2012 года уже пройдут под цифровой аккомпанемент новейших информационных технологий.