Європейський сепаратизм: поразка чи перепочинок?
Нк так давно каталонские сепаратисты понесли серьезное поражение - Конституционный суд Испании признал незаконными ряд положений хартии автономии Каталонии.
В частности, КС отменил положение о главенстве каталонского языка над испанским - в Каталонии, разумеется, - сохранив их паритет, а также право назначать судей. При этом суд "милостиво" разрешил каталонцам называть себя нацией, отметив, что это все равно не будет иметь юридической силы. Потому что, согласно испанской конституции, есть только одна нация - испанцы. А остальные - каталонцы, баски, галисийцы - лишь национальности.
В остальном основные положения хартии остались нетронутыми.
Тем не менее, каталонские политики возмущены, и грозят массовыми акциями 10 июля.
Каталония, ныне наиболее развитая и богатая провинция Испании, пострадала во времена Франко, который не признавал наличие в стране других национальностей, кроме испанцев.
С падением диктаторского режима ситуация изменилась. И Каталония, а также еще одна мятежная и, кстати сказать, зажиточная провинция - Страна Басков, взяла курс на максимальную автономизацию.
Сегодня Каталония пользуется достаточно большой степенью независимости от Мадрида. Генералитат Каталонии, возглавляемый президентом, имеет исключительные полномочия во многих сферах. Лишь немногие каталонцы хотят полной независимости от Испании.
Но на осень назначены выборы. А потому карта суверенитета будет разыгрываться достаточно активно.
Забуксовало дело сепаратистов и в Шотландии.
Получившая значительные автономные права за годы нахождения у власти Тони Блэра, с 1997 по 2007 год, Шотландия решила провести в ноябре этого года референдум об отделении от Великобритании. Однако, похоже, в намеченные сроки референдум не состоится. Дело в том, что правящая Шотландская национальная партия ... забыла подать заявку на его проведение.
Сделано это, на самом деле, совершенно сознательно. Так как результаты референдума были бы полным поражением для сторонников независимости.
Практичные шотландцы в условиях рецессии не спешат брать на себя груз ответственности за финансовые дела. Груз, который сейчас очень удобно лежит на плечах лондонских бюрократов.
Означает ли это, что националисты сдались?
Отнюдь, утверждают эксперты. По их мнению, Эдинбург, в сложившейся ситуации, выбрал политику постепенного перехода к полному суверенитету. И первым шагом должна стать налоговая реформа. Шотландцы хотят получить эксклюзивное право устанавливать и взимать налоги на своей территории, отдавая в центр лишь небольшую их долю. Похожая схема, кстати, существует в испанской Стране Басков.
Поэтому ситуация в Шотландии является, скорее, некой передышкой для националистов, а не их поражением.
Сепаратизм в Европе, на самом деле, и не думает сдаваться.
Примером тому Бельгия. На досрочных парламентских выборах 13 июня первое место заняла партия Новый фламандский альянс, выступающая за независимость Фландрии.
Долгое время находившаяся в подчиненном положении, сегодня Фландрия субсидирует обедневшую франкоязычную Валлонию. Взамен, естественно, требуя для себя больше прав, вплоть до создания отдельного государства.
Разделение Бельгии на две части вполне возможно, об этом все чаще говорят политики и эксперты. Как, впрочем, и Испании, и Великобритании.
В Бельгии, однако, есть одна загвоздка - Брюссель. Находящийся на территории Фландрии, он населен в основном франкоязычными бельгийцами. Не говоря уже о том, что в городе сосредоточены европейские и евроатлантические институты.
В связи со всем этим вспоминается, что в родной Украине тоже есть сторонники федерализма, вплоть до "цивилизованного (цивилизационного) развода". Однако в нашем случае стоит задуматься над вопросом, который в опубликованной на сайте УП статье ставит Михаил Дубинянский: как делить будем?
Если в Бельгии, Великобритании, Испании есть совершенно четкие границы национальных субъектов, то в Украине их нет.
Известно, что представители "национальных меньшинств" охотнее делают карьеру в Брюсселе в качестве евробюрократов, чем в метрополиях. Идея общего европейского дома по-прежнему сильна, несмотря на нынешний кризис Евросоюза. Провинции, идущие по пути усиления автономизации, надеются, что передача прав от государств единому европейскому центру снимет напряженность в их отношениях с национальными правительствами.
Это - еще один аргумент в пользу евроинтеграции Украины.
Трудно сказать, каким будет Евросоюз, когда Украина сможет пополнить его ряды. Да и сможет ли?..
Однако, независимо от формы, по сути своей это все равно будет некая европейская общность, частью которой Украина обязательно должна быть.
Виктор Авдеенко, специально для УП