Той самий Мюнхгаузен
Барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен на весь мир прославился тем, что бесцеремонно врал своим доверчивым собеседникам, утверждая, что никогда не лжёт.
С грустью убеждаюсь, что умельцы летать на ядрах, держать медведя за лапы и выращивать вишнёвое дерево между рогов оленя востребованы и сегодня. Но, пожалуй, особенно ценится мастерство публично вытащить себя за волосы из болота, непринуждённо и с определённым изяществом, под восхищённые рукоплескания присутствующих.
Удивляет, как быстро всех нас приучили быть терпимыми и снисходительными ко лжи, она стала естественной и привычной, ее возводят в рамки искусства, ей обучают.
Нас не только не стесняются обманывать - лжецы уже не боятся быть уличёнными и это примета нашего общества и нашего времени.
Ложь многолика - замалчивание истины, подтасовка и дозировка фактов, обещания, которые никогда не будут выполнены и, конечно, банальные оговоры и клевета.
Мода на ложь распространяется сверху вниз и вот уже умение подчинённого убедительно лгать, оправдывая просчёты руководства, ценится последним больше, чем умение хорошо работать. Именно поэтому ложь щедро оплачивается - деньгами, должностями, аплодисментами.
В бюрократической системе государственных структур ложь становится средством выживания, но ложь чиновника по отношению к собственному народу - самое циничное, что может продемонстрировать наделённый властью человек.
И ещё уродливее, когда эта ложь становится правилом. Это сродни лавине в горах. Сорвался маленький комочек обмана с вершины властного Олимпа, понёсся вниз, неумолимо увеличиваясь в размерах, и уже не остановить - лавина неправды сносит авторитет небожителя, уважение и доверие к нему.
Пожалуй, спасает только то, что мы, слава Богу, разучились слепо верить и приспособились жить в условиях тотального обмана, под прессом вранья, в повседневных тисках лжи.
Как ни странно, но обман тяжело победить правдой, ложь легка и красива, а потому убедительна. А правда.... Она порой уже не различима в мутном потоке вранья, которое льётся на нас с экранов телевизоров и страниц газет.
Лгут, как правило, те, кому правду говорить невыгодно и опасно. Или те, кто не разбирается в сути вопроса, или наоборот, - достаточно хорошо разбирается.
Обман - лучшее средство избежать ответственности за свои необдуманные поступки, альтернатива нежеланию просто признать свои ошибки и исправить их. Хотя именно в последнем вижу истинную мудрость человека.
К сожалению, источенный молью камзол барона Мюнхгаузена всё чаще мелькает на ТВ и страницах печатных изданиях. И его, к моему удивлению, примеряют совсем не глупые и ранее уважаемые мною люди.
Совсем недавно на ток-шоу "Открытый доступ" с интересом слушал спор заместителя главы Администрации президента Анны Герман с Мариной Говорухиной, представляющей Украинский Хельсинский союз по защите прав человека.
Сразу же заинтриговало то, что на простой вопрос Говорухиной: "заинтересован ли президент в проведении встречи с правозащитниками?", Анна Николаевна почему-то сразу начала говорить не о встрече как таковой, а о том, что "президент сделал всё, чтобы ликвидированная Министром внутренних дел правозащитная группа при МВД была восстановлена".
Как бывший сотрудник этого самого сокращённого Управления мониторинга соблюдения прав человека при МВД Украины (именно его Анна Герман почему то именует группой), я слушал ее уверения о том, что Управление восстановлено и продолжает свою работу.
Только при этом держал в руках документ - копию приказа Министра внутренних дел (от 15.06.2010 №1033) об увольнении в связи с сокращением штата 22 помощников Министра по правам человека, в том числе, и меня.
И прочему-то чувствовал себя неудобно за сказанную чиновницей неправду, которую ей пришлось произнести, вероятно, в силу занимаемой должности. Впрочем, и она сама чувствовала себя явно неуютно, уходя от прямых ответов на поставленные вопросы с помощью заранее заготовленных шаблонных фраз.
Даже маленькая ложь вызывает большое недоверие, а потому я уже не верил заявлению госпожи Герман о запланированной на конец июня встрече президента Украины с правозащитниками. Время показало, что я был прав. К сожалению.
Эхом сообщению Анны Герман прозвучало интервью члена коллегии МВД Украины Эдуарда Багирова газете "Киевские ведомости" (13.07.2010). На вопрос журналистки: "не скажется ли негативно на ситуации с защитой прав человека в Украине сокращение Управления мониторинга соблюдения прав человека при МВД?", Эдуард Садыхович сообщил, что Управление никто не упразднял и эта структура работает.
Хотя именно Багиров, занимая такую должность и имея достаточный опыт правозащитной деятельности, как никто другой понимает, что увольнение помощников министра по правам человека, которые активно работали в каждой области, фактически является уничтожением уникального для Украины механизма обеспечения законности в деятельности правоохранительных органов.
Понятно, что четыре сотрудника, номинально оставшиеся в "реорганизованном" правозащитном подразделении, просто физически не смогут обеспечить даже минимальный уровень соблюдения законности в милиции.
Разные лица, разные источники, а неправда одна. И сколько её не повторяй, она всё равно не станет истиной.
Или вот выступление министра внутренних дел Анатолия Могилёва на ток-шоу "Большая политика" на "Интере". Оставим в стороне спорные, с позиции соблюдения прав человека, суждения главы милицейского ведомства о критериях оценки деятельности подчинённых и другие неоднозначные аспекты его спича.
Просто снова мелькнула перед глазами напудренная косичка парика нашего славного барона, когда министр на вопрос о сокращении Управления небрежно заметил, что "там половина людей это были призванные знакомые, я не буду говорить - кумовья, братья, сватья и так далее".
Да не было в этом управлении кумовьёв и сватов, было сообщество ранее незнакомых людей, людей неравнодушных и объединённых одной общей целью - помочь обществу и самой милиции избавиться от жестокости и насилия.
От того, с чем собственно сейчас и намерен бороться руководитель украинской милиции.
Как мне поверить в искренность замечательного месседжа Анатолия Владимировича: "Главная ценность для милиции - это права и свободы человека. Ни одно нарушение прав или свобод человека не может оправдать даже раскрытие резонансного или тяжкого преступления"?
Как поверить в это после заявления министра о моих несуществующих кумовьях и сватах в бывшем Управлении, после моего увольнения с грубыми нарушениями законодательства? Почему-то вспоминается поговорка "солгав однажды - солжёт и дважды".
И ещё неприятно оцарапала реплика ведущего "Большой политики" Евгения Киселёва. Его иронично брошенное: "А как же без кумовьёв...".
Телевидение, пресса всё чаще забывают, что умение отделить враньё от правды - это не только признак профессионализма, что несомненно важно, но и способ контролировать ту самую власть, которая в любой момент может развернуть машину репрессий против тебя.
Закрыв глаза на высокопоставленную, но от этого не менее циничную ложь в отношении другого, когда-то сам будешь раздавлен с помощью такого же неприкрытого обмана. Можно сколько угодно дискутировать о свободе слова, но для меня она заканчивается там, где начинается свобода лжи.
Владимир Батчаев, Черкасский центр мониторинга соблюдения прав человека, для УП