Політичний суїцид Сергія Тігіпка

Середа, 14 липня 2010, 14:24
 

В минувшую пятницу парламентская оппозиция потребовала "на ковер" экономического вице-премьера Сергея Тигипко. Депутаты захотели услышать его объяснения по поводу того, как мог появиться на свет столь бездарно исполненный и убийственный для бизнеса проект Налогового кодекса.

Тигипко был приглашен в Верховную Раду как главный сочинитель этого документа - именно он то и дело нахваливал его еще задолго до появления в парламенте, да и должность у него такая - экономический вице-премьер.

Парламентскую речь Сергея Леонидовича было "больно" слушать - он то пытался хоть как-то "причесать" проект документа, то перекладывал  ответственность за него со своих плеч на чужие, правда, не называя имен.

Пока вице-премьер отвечал на заранее приготовленные фракцией НУНС письменные вопросы, все шло еще более-менее гладко. Но ответ Тигипко уже на первый вопрос из зала показал, что убедительных аргументов "за" проект у него нет.

По словам депутата от БЮТ Олега Ляшко правительственный кодекс "вызвал шквал возмущения в стране, потому что в нем возрождаются всевластие Налоговой администрации, бесспорные списания средств со счетов предприятий и масса-масса других неуместностей, ограничивающих права бизнес-сообщества.

Как так получилось, что правительство, где вы вице-премьер по экономической политике, выдало такой позорный документ? Почему вы как вице-премьер не приложили усилий к тому, чтобы этот документ вообще не появился на свет до тех пор, пока не будет доработан?" - спросил Ляшко .

Сергей Тигипко в ответ лишь заявил, что у правительства хотя и не было досконального варианта кодекса, но не хотелось откладывать дело в долгий ящик.

"Было принято решение подать налоговый кодекс, который нарабатывался вместе с бизнесом в 2007 году. Однако после этого СООТВЕТСТВУЮЩИЕ изменения были внесены Министерством финансов, Налоговой администрацией - и мы получили тот продукт, который мы сейчас имеем".

Не правда ли, весьма странная логика?

Экономическому вице-премьеру должны быть подконтрольны и Минфин, и ГНАУ, да и другие экономические ведомства. Если бы он не захотел, чтобы  курируемые им структуры вносили в проект какие-либо неприемлемые нормы, то они не должны были бы туда попасть. Разве нет?

В данном же случае имеем одно из двух объяснений происшедшего - или вице-премьер не увидел ничего крамольного в правках Минфина и налоговиков, или он не имеет влияния на руководство этих ведомств.

Для автора очевидно, что второе предположение ближе к истине - Тигипко просто стремиться выгородить себя, перекладывая вину на других. При этом он, по-видимому, пока не готов к отставке и потому не называет открыто имя истинного вдохновителя проекта - Азарова - ответственного за намерение правительства резко ужесточить условия работы бизнес-среды.

Еще одним подтверждением двусмысленности положения Сергея Тигипко в правительстве стали его оценки ситуации с приватизацией "Лугансктепловоза". Он заявил, что эта приватизация проводилась "не прозрачно и не верно", вследствие чего Украина потеряла 200 миллионов гривен.

Эти слова вызывают не меньшее недоумение. Приватизация крупнейшего объекта обязана была находиться в сфере повышенного внимания вице-премьера, отвечающего за экономику и финансы страны. И если он увидел, что происходят какие-то злоупотребления, то первым должен был забить тревогу и сделать все для того, чтобы остановить такую приватизацию.

Напомним, похожий случай состоялся в сентябре 2009 года с приватизацией, точнее ее попыткой, Одесского припортового завода. В тот раз торг тоже не состоялся, и тогдашнее правительство отказалось отдать ОПЗ покупателю в виду того, как выразилась его глава Юлия Тимошенко, что произошел "сговор участников торгов на коррупционной основе".

Конечно, Сергей Тигипко не первое лицо в правительстве, но, тем не менее, он непосредственно отвечает за экономику, поэтому должен был либо дать лично команду о приостановке непрозрачной приватизации "Лугансктепловоза", либо просить об этом своего шефа - премьера Азарова.

Но он ничего подобного не сделал.

Тигипко, будучи вменяемым политиком, не может не отдавать себе отчета в том, что теперешнее его пребывание в правительстве с весьма неясными и, скорее всего, очень ограниченными полномочиями наносит ему огромный вред. По крайней мере так считают большинство отечественных политэкспертов.

Директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский полагает, что Сергей Тигипко лишь выполняет поручение власти и не демонстрирует своей отдельной позиции, что не может не отразиться на его дальнейшей политической перспективе.

Эксперт также подчеркнул, что политик раньше имел серьезные шансы претендовать на статус лидера "третьей силы", но потом их "полностью потерял" .

Подобное мнение высказал и научный директор Школы политической аналитики НАУКМА Алексей Гарань: "возможности Тигипко влиять на что-либо очень ограничены. То есть власть использует его как реформатора, якобы которого она приобщила к правительству. Однако он ни на что реально не влияет", - подчеркнул ученый.

Очевидно, что Сергей Тигипко сейчас стоит перед трудным выбором. С одной стороны, он мог бы сделать резонансный поступок, объявив о своей добровольной отставке с поста вице-премьера.

В этом случае весьма уместно бы звучали его критические замечания касательно непрозрачности приватизации "Лугансктепловоза", а также объяснения, что де это Минфин и ГНАУ сделали проект Налогового кодекса таким вредным, в то время как он, Сергей Тигипко, был против.

Тогда политик мог бы надеяться, что в глазах избирателя он приобретет имидж жертвы борьбы за правое дело, а электорат, как известно, любит обиженных властью.

С другой стороны, Тигипко наверняка опасается, что в случае его политического демарша может пострадать его бизнес - ему известно какими грязными методами "разбирается" команда Януковича-Азарова с несогласными.

Кроме того, будучи при власти он имеет доступ к админресурсу, что в условиях приближающихся выборов очень полезно для его партии.

Однако и тут есть одна загвоздка. Ведь власть может уже очень скоро захотеть сделать экономического вице-премьера "козлом отпущения" и отправит его в отставку.

Поэтому хотя Сергей Тигипко и старается бодриться перед телекамерами, но его реальные политические перспективы плачевны. Он сделал большую ошибку, дав согласие войти в правительство Азарова. Не получив какого-либо существенного влияния во власти, он утратил часть своих сторонников.

Кроме того, вице-премьер принял на себя ответственность за все сомнительные предприятия власти, включая махинации вокруг "РосУкрЭнерго", "Венко Прикерченской", финансирования Евро-2012, приватизации "Лугансктепловоза" и так далее.

Ну а осиновым колом в гроб политической карьеры Тигипко, похоже, станет злополучный проект Налогового кодекса. Потому что предприниматели и интеллигенция, являющиеся главной электоральной базой Сергея Леонидовича, резонно считают его если не основным автором этого документа, то, как минимум, одним из соавторов. Вместе с Азаровым.

Юрий Глухов, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Навіщо нам кодекс корпоративного управління

"Кагарлицька справа". Історія розкриття

Аграрні ноти: інструмент для залучення фінансування в агросектор України

Кадровий голод загрожує відновленню готельного сектора в Україні

Захистимо Пейзажку від забудови: історія боротьби за спадщину Києва  

Фатальна безсилість