Блиск і убогість президента
В среду, 9 июня, Янукович услышит, как международное сообщество оценило его первый блин с программой реформ. В Киев прибывают глава миссии МВФ Танос Арванитис и заместитель директора европейского департамента Фонда Пол Томсен.
Они расскажут украинскому президенту, что в Фонде думают о реформах от Януковича и перспективах возобновления кредитования.
Страна без реформ. 100 дней одиночества
Экспромтов от визитеров ожидать не приходится. Как и скорого поступления денег. МВФ еще до визита высокопоставленных гостей на пару с Всемирным банком оценил видение того, куда новая власть собирается повести Украину.
Оценил весьма критично. Как и многие отечественные эксперты, представитель МВФ в Украине Макс Альер заметил: "Рекомендации являются слишком обобщенными для того, чтобы гарантировать, что они обеспечат решение существующих проблем".
Он призвал украинское руководство реально оценить, в какую сумму обойдутся реформаторские мероприятия для бюджета страны. И спустить реформы "на землю", разработав детализированный план действий по выполнению намеченных в программе усилий.
Эта оценка для президента с премьером означает несколько подслащенную горькую пилюлю. Ведь, как резонно заметил экс-министр финансов Виктор Пинзеник, "складывается впечатление, что подготовленный документ имеет единственное назначение - МВФ, возможность получения средств от него".
Безальтернативность главного адресата программы реформ признавал и сам президент: "Цели, которые ставит сегодня перед собой украинская власть, возможно достигнуть только с привлечением дешевого кредитного ресурса. Нам остается сотрудничество с МВФ".
Почему же Фонд и вслед за ним другие международные финансовые организации не спешат поддержать деньгами объявленную президентом стабилизацию ситуации в Украине?
Прежде всего потому, что не видят пока сколько-нибудь ощутимых попыток перевести кумулятивный эффект от действий, который власть именует созданием предпосылок для проведения реформ
Эти предпосылки многократно называл при подведении итогов своих первых 100 дней при власти сам Янукович. Он успешно выстроил устойчивую вертикаль власти, оперативно реализовал операцию с уменьшением цены на российский газ, принял выполнимый бюджет, увеличил торгово-экономическую активность на российском направлении.
И сохранил имеющийся уровень отношений на европейском и американском направлениях.
Стабильность - в том виде, как ее понимает Янукович и единомышленники - в стране налицо. А вот использования данного инструментария как средства для достижения цели - качественных и практических преобразований в Украине - на Западе не увидели. Ведь за четыре месяца после выборов они не состоялись.
Мы пойдем своим путем
Украина - не Америка. Это там Барак Обама в первые 100 дней своего президентства буквально продавливал через конгресс комплекс мер по стимулированию экономики. И повысил налоговую ставку для состоятельных сограждан, чей годовой доход больше $250 тысяч.
Украинский же президент, снизив цену на российский газ, добился повышения уровня благосостояния для крупных промышленников из своего бизнес-окружения с доходами куда большими. И пригрозил выстроить "диких капиталистов" в очередь. Причем не в налоговую, а к нему лично.
Еще Украина - не Германия. Это там канцлер Ангела Меркель в первый же месяц при власти повышает НДС - с 16% до 19%. И увеличивает взносы по медицинским страховкам.
В Украине же президент и премьер-министр вторую сотню дней обещают разобраться с возвращением НДС. А страховую медицину намереваются, согласно программе реформ, внедрить лишь в 2014 году.
Соратники Януковича в частных беседах сознаются, что Янукович вместе с Азаровым, конечно же, не являются убежденными и сознательными сторонниками глубоких рыночных реформ.
Регионалы признают, что их вождь - продукт административно-командной системы высшего качества. И в плановой экономике чувствует себя как рыба в воде, там он - весьма эффективный руководитель.
Как показывает практика, в условиях одной отдельно взятой области подобная система некоторое время может еще как-то функционировать. В условиях целой страны, да еще измотанной затяжной экономической депрессией - нет.
И поскольку подобная риторика и, что самое главное, действия, не позволяют получать дешевых кредитных ресурсов с Запада, рапорт о достижении стабильности необходимо разбавлять реформаторской риторикой. Выполнять эту функцию поручили вице-премьеру Сергею Тигипко.
У него есть опыт реализации программ на министерском уровне, полученный еще во времена Кучмы. Впрочем, сейчас перед Тигипко поставлены четкие флажки зоны его ответственности, о чем сообщила на днях его заместитель по партии Александра Кужель. Это бюджетная, налоговая реформы, а также реформа финансовых рынков, приватизация и дерегуляция.
Отвечать за реформы в правительстве стабилизации - вероятно, не самое приятное занятие. Тем более что Тигипко действительно пытается что-то делать. И некоторые из его инициатив, по уверениям вице-премьера, даже имеют реальные шансы на осуществление. Причем еще в этом месяце. В частности, речь идет о Налоговом кодексе.
Президент заявил предельно четко: "Ставлю перед всеми амбициозную задачу - в следующий, 2011-й, год войти с новым Налоговым кодексом". Его проект рассмотрят и утвердят на заседании Кабмина, а потом передадут в парламент, сообщил Азаров.
Учитывая, как большинство в парламенте штампует нужные президенту законы (чего стоят "Основы внутренней и внешней политики", одобренные всего за два дня 253-мя ответственными и вдумчивыми народными избранниками), можно практически не сомневаться, что кодекс будет принят до конца этой сессии.
Утверждение кодекса будет первым крупным практическим результатом, который можно предъявлять в диалоге с МВФ. И опираясь на который, можно будет уже настоятельнее просить возобновить кредитную линию.
Но быть уверенным в том, что Фонду будет достаточно одного-единственного кодекса, не приходится, там приучились оценивать сделанное в комплексе. И украинской власти для получения денег Фонда нужно будет проводить реформы системно. И работать регулярно.
Если Янукович будет готов так работать - ему придется менять не одних губернаторов. Потому что здесь кадры стопроцентно решат всё. Политолог Вадим Карасев называет нынешний состав Кабмина едва ли не самой большой ошибкой президента - провести с ним реформы невозможно в принципе.
"Янукович замкнул все на донецких. А надо привлекать в Кабмин прогрессивных представителей разных политсил, а не только Тигипко. Тогда была бы общая ответственность и реформы пошли бы".
Решиться на столь радикальный шаг как "перетряску" своего, столь тщательно сформированного и такого "домашнего" Кабинета Министров для Януковича, конечно, будет крайне сложно. И дискомфортно.
Однако, если он жестко встанет перед дилеммой: сохранить все как есть и остаться без денег с Запада или, допустив к работе сторонников реальных реформ, получить практические результаты и вслед за ними дешевые кредиты - думаю, Янукович выберет второе.
Ставки в этой игре запредельно высоки. Слова Януковича о том, что альтернативы реформам просто нет и без них нельзя говорить о выживании Украины - никак нельзя назвать выражением ради красного словца. Президент обязан будет сделать выбор. И нести за него полную ответственность.
Андрей Миселюк, независимый журналист, для УП