Не хочу быть идиоткой
Такое впечатление, что Валерий Хорошковский недооценивает людей, живущих в этой стране. Кажется, что он считает, что любая чушь, сказанная красиво и упакованная умно, должна прокатить.
Во всяком случае, именно такой осадок оставляет недавнее интервью "Украинской Правде", в котором он продемонстрировал, помимо прочего, удивительную способность к подмене понятий, а также недюжинные способности по замысловатой упаковке фактов (то, что по-английски называется spin).
В этом коммуникационном хит-параде, думаю, наивысшую оценку заслуживает все-таки дискуссия вокруг конфликта интересов, который, очевидно, возникает, когда глава Службы Безопасности, имеющий еще массу титулов, регалий и прочих государственных полномочий, владеет главной медиа-группой страны.
Хорошковский признал, что Евгений Киселев неоднократно приходил к нему в кабинет руководителя СБУ. "Прежде всего, когда его нанимали на работу. Это стратегическое решение, и я принимал участие в его выработке". Позвольте, но Киселева принимали на работу не в СБУ! Или мы чего-то не знаем?
Какой смысл проводить собеседование с потенциальным работником канала "Интер" в офисе спецслужбы, которая в том числе занимается контр-разведкой? Это и очевидный абсурд, и полное нежелание или непонимание необходимости Хорошковским разделять две роли - главы особого госоргана и хозяина ТВ-канала.
Далее, говоря о других встречах, проходящих в том же кабинете главы СБУ с Киселевым, Хорошковский утверждает следующее: "Я от Евгения прошу дать мне информацию о том, как другой пласт жизни реагирует на наши действия, спрашиваю у него совета. Это запрещено?!"
Скорее всего, нет такого закона, который это запрещает. Но в каком качестве такая информация запрашивается? В какой ипостаси Хорошковский просит Киселева, которому платит зарплату как владелец канала, в офисе главы СБУ, по-дружески поделиться с ним информацией?
Не смотря на то, что Хорошковский неоднократно и в этом, и в других интервью подчеркивал, что не занимается оперативным управлением каналом и в редакционную политику не вмешивается, есть 2 фактора, которые доказывают обратное.
Во-первых, редакторы говорят другое. Говорят, что высказываются настойчивые пожелания относительно гостей программ, к примеру. К тому же, сам Хорошковский, в том же самом интервью, многократно и подчеркнуто, говоря от имени канала, употреблял местоимение "мы".
К примеру, в следующих цитатах: "Тимошенко у нас присутствует везде и всюду"; "Мы занимаем первое место по рейтингу новостей"; "Мы только освещаем официальные события и информацию", и т.д.
Это говорит об отсутствии какого бы то ни было чувства дистанции в сознании Хорошковского между ним и каналом. Более того, это показывает, что он даже формально эту дистанцию в голове не пытается поддерживать.
Кроме этого, Хорошковский дает обещание от имени холдинга, которым якобы не руководит, что ни одна из компаний группы не будут принимать участия в конкурсе на частоты - это при том, что он постоянно повторяет, что никак не участвует в истории с судебном процессе и выдаче лицензий!
Еще один аспект, который меня лично раздражает - это постоянные попытки подмены понятий.
Несколько раз Хорошковский в разной форме отвечал на вопрос о конфликте интересов, и каждый раз пытался делать акцент на то, что существуют ситуации с ЕЩЕ БОЛЬШИМ конфликтом интересов.
Конечно, бывает. Но ведь речь совсем не об этом. Речь о том, что мы знаем и видим вокруг Хорошковского.
К примеру, когда президент Виктор Янукович на пресс-конференции 4 июня, передал именно Хорошковскому письмо общественного движения "Стоп Цензура!" с просьбой "разобраться" - не смотря на то, что СБУ никакого формального отношения к фактам ущемления свободы слова не имеет, и расследованием по долгу службы должна заниматься прокуратура.
СБУ должно вмешиваться, если есть угроза национальной безопасности страны. Но если верить бравым заявлениям премьера, президента и прочих чиновников, не только опасности нет, а проблемы со свободой слова вообще высосаны из пальца.
Передавая письмо Хорошковскому, Янукович лишний раз подтвердил спекулятивную информацию о том, что именно Хорошковскому "на откуп" дан весь медиа-сектор, что он и есть тот самый неформальный куратор происходящего в СМИ.
Хорошковский не видит почему-то и конфликта интересов в том, что Фирташ имеет опцион до середины 2011 года на то, чтобы стать совладельцем "Интера", в то время, как Хорошковский последние 2 года расследует уголовные дела, связанные с газовым бизнесом того же Фирташа.
Удивительная способность избирательного виденья, чудесно описанная Джорджем Орвеллом понятием "двоемыслие" (doublethink).
Орвеллианство проступает и в других местах этого интервью. Читая фразы вроде "мы все равны перед законом", так и хочется дописать "...но некоторые - равнее".
Ко второй категории, к примеру, точно относится Хорошковский - человек с большими достижениями и еще большими амбициями.