Бес компромиссов
Уже 19 лет Восток и Запад страны мучительно растягивают государство, каждый в свою сторону. Уже 19 лет вместо реформ и движения вперед мы ищем загадочную "национальную идею". Уже 19 лет мы ищем компромиссы, способные сшить украинское электоральное одеяло.
Правда цинична: компромиссов нет. Вопросы языка и внешнего вектора развития продолжают практику непреодолимых противоречий между жителями Луганска и Ивано-Франковска.
Отказ же от обсуждения конфликтных тем, таких как внешняя политика, язык, история и т.д., оставит разочарованными и Запад, и Центр и Восток, а для страны будет чем-то сродни лоботомии - насильем над правом думать и обсуждать.
Вот и выходит, что почти весь период Независимости принес сплошные поражения и разочарования, когда вместо прогресса победившая политическая элита занималась навязыванием своего видения "светлого будущего" проигравшей стороне.
Но вместо назревшей определенности каждые новые выборы еще больше раскачивают и без того шаткую лодку украинской государственности.
Электоральный маятник
В 1991 Восток выбрал для Украины Кравчука. Даже после эйфории референдума о Независимости второй реальный кандидат, Черновил, выглядел для Востока чужеродно. Впрочем, уже в 1994 уже сам Кравчук со своим украинским выглядел неубедительно на фоне демонстративно русскоязычного красного директора Кучмы.
Восток опять выбрал президента для страны, но у Кучмы неожиданно проявились объединительные и общегосударственные мотивы. Все, кто считает себя интеллектуалами, посмеивались над родившимся в Украине понятием "разновекторности". Но именно это детище Кучмы позволяло, балансируя между Востоком и Западом, проводить свою политику.
Украина имитировала движение к НАТО и в евроструктуры, приняла демократическую и достаточно сбалансированную Конституцию, сохранила видимость демократических выборов, не вводила второго государственного, в учебниках истории появились темы о Голодоморе, Бандера и Шухевич иногда называли борцами за Независимость.
В 1999 за Кучму уже голосуют Львов и Тернополь, спасая страну от "коммунистического реванша" Симоненко. Восток впервые проиграл.
Кучма неугомонен - вопреки тезисам его избирательной программы, русский вторым государственным не становится, с Россией держится паритет на фоне торговых войн и мягкой газовой политики. Газ по бросовым ценам, хотя и по таким Украина платить не спешит.
Но на фоне этого великолепия Кучма продолжает строить жесткую вертикаль власти, с "причесыванием" оппозиции и поддавливанием гражданских прав. Его ужесточению, безусловно, способствовал "кассетный скандал" и последующие не очень организованные выступления его противников.
В результате, уже в 2002 оппозиция заявляет о себе во весь голос - "Наша Украина" Ющенко побеждает на выборах. Запад и Центр второй раз решают исход выборов.
КПУ и провластная ЗаЕДУ хотя и проиграли, но собирают большинство, прикупив депутатов-мажоритарщиков. Формируются новые традиции в отношениях власти и оппозиции. Власть действует подкупом и давлением, оппозиция блокирует, агитирует на улицах и митингует.
После "кассетного скандала" Кучма оказывается в международной изоляции. Его рейтинг крайне низок, к тому же он не готов переступить через Конституцию и пойти на третий строк. Кучма делает ставку на единого кандидата - донецкого парня Виктора Януковича. Его подарок следующему президенту - Конституционная реформа, которая существенно меняет баланс между вертвями власти в стране.
В это время оппозиция сильна как никогда - у нее тоже появился единый кандидат: Виктор Ющенко. Его поддерживают Запад и Центр. Впервые после Черновола это настоящий "свой" кандидат. В воздухе повеяло легким ароматом реванша - вот он исторический шанс! В 2004 - пик. Оранжевая революция. Ющенко становится президентом благодаря перевесу в 8%.
Но первый же год показывает неспособность новой власти управлять страной. В "оранжевом лагере" зреет разочарование, на "голубом" Юго-Востоке хоть и расходятся тучи страха, но оптимизма не прибавляется. Становится ясно, что бандитам тюрем не будет, НАТО и ЕС не будет, да и вообще никаких "крокив назустрич людям" не будет.
В президентской команде - разбрат и смута, объединительные мотивы c теми, кому обещали тюрьмы, не находят понимания в обществе; отношения с Россией переходят в формат перманентной войны, мировое сообщество перестает воспринимать Украину серьезно.
Достигнув точки зависания, маятник снова двинулся в сторону Востока. В 2006-м "Партия Регионов" Виктора Януковича побеждает на парламентских выборах и, вспомнив как это делалось при Кучме, путем интриг и подкупа, формирует коалицию при участии "оранжевых" социалистов.
Разрушение "неестественной" коалиции и назначение досрочных выборов в парламент становится последним совместным аккордом Тимошенко и Ющенко.
Но маятник продолжает передвигаться к Востоку. В 2007-м на досрочных парламентских выборах первой приходит "Партия Регионов" Януковича. Но побеждают партии власти (БЮТ и НУНС), которые вместе получают ровно 226 голосов. Шаткое большинство - как свидетельство шаткости позиций властной команды в обществе.
Окончательным приговором "демократическим силам" станут досрочные выборы мэра Киева - инициированные БЮТом, и им же проигранные.
2010-й стал "битвой над Днепром". Оба лагеря делали вылазки в тылы и даже формировали партизанские отряды. Однако, в итоге, президентская кампания свелась к мобилизации каждым кандидатом своего электората: язык, история, внешнеполитические ориентиры.
Януковичу победа досталась благодаря разнице в 3% голосов, но первые действия его команды у власти крайне бескомпромиссны, как будто его программу одобрили минимум 80% избирателей.
Электорат Юго-Востока одурманен реваншем и аплодирует первым шагам нового руководства страны. Запад и Центр пребывают в растерянности от темпов смены приоритетов государственной политики.
Кстати, Янукович зря так рассчитывает на свой президентский карт-бланш. Даже полвека советской власти не смогли заставить "западенцев" забыть об УПА и греко-католической церкви.
Вместе проиграем, выиграем по отдельности?
Впрочем, вернемся к гипотетическим компромиссам, которые могли бы вытащить страну из хаоса. Интересно, как представляют себе это те, кто как с писаной торбой носится с пресловутой "национальной идеей"? Что сядут, например, вуйко Васыль из Коломыи и дядя Иван из Дебальцево, откроют блокнот и начнут вписывать туда "табуированные" темы? Меняем Бандеру на язык? Петлюру на Косиора? Смешно...
Еще забавнее выглядят попытки внедрить в массы тезис о повышении материального благополучия как о способе объединения украинцев. Тема, конечно, "важная и актуальная" - за тех, кто пафосно мультиплицирует ее, активно голосуют зрители многочисленных политических ток-шоу.
Вот только отрыв от языка и внешней ориентации страны не выдерживает простейших проверок на вшивость, например - харьковскими соглашениями. Сколь бы ни была сладка цена на газ, продление срока аренды базы российского флота для многих украинцев выглядит предательством.
Евро-2012, газотранспортный консорциум и даже война с Албанией - все эти технологические проекты способны работать только в условиях отсутствия разобщенности внутри общества. Ведь практически в любой войне (за исключением, разве что, с инопланетянами), Восток и Запад Украины будут воевать по-разному.
Собственно, подходим к самому главному.
Может, быть, нет никакой необходимости в поиске этих самых компромиссов? Может, есть смысл собраться с духом и отбросить ненужные иллюзии?
Никогда житель Донбасса не будет считать Шухевича СВОИМ героем. Никогда галичане не будут ровно относиться к Красной Армии.
Если муж и жена мешают друг другу жить, то развод остается пусть и малоприятной, но вменяемой альтернативой. Если последние 19 лет Восток и Запад провели в изнурительном противостоянии, то, возможно, есть смысл разменять общую двухкомнатную квартиру на две однокомнатных в том же районе?
Главные бесы нашей жизни таятся не только в деталях. Они могут жить во вполне очевидных вещах. Вряд ли кто-то задумывался, что возвеличенная "соборность" может таить в себе риск уничтожения украинской государственности.
Понятнее некуда - если сегодня мы не найдем мирного пути решения проблемы, то завтра она разрешится путем кровавых социальных потрясений. Собственно, это и произошло с Российской империей в начале 20 века.
В случае понятного расхождения Востока и Запада перед обеими Украинами открываются захватывающие перспективы. Каждая из сторон получит возможность не на словах, а на деле доказать, что именно ее путь был единственно правильным.
И все свои победы одни будут отмечать под флагами Евросоюза, а другие - под российским триколором.
Ярослав Ведмідь, Василь Самохвалов