Що робити
Сейчас практически уже всем понятна бесперспективность придирчивого поиска ответа на вопрос "Кто виноват?" Ситуация в стране требует найти ответ на другой, более важный вопрос - что делать?
И здесь, нравится это кому-нибудь, или нет, но надо признать, что новая власть уже реально существует. Что она добилась этого, в частности, благодаря своим программным обещаниям обеспечить к 2020 году вхождение Украины в двадцатку наиболее развитых стран мира с их показателями уровня жизни людей.
И рядовому гражданину, по большому счету, ныне не так важно, соблюдены ли в полной мере правовые нормы при формировании этой власти.
Ведь почему-то не вызывает такого шквала эмоций явное несоблюдение всеми менявшимися властными командами фундаментальных конституционных норм прямого действия: "Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства... Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства".
К числу этих прав относится и право каждого на достаточный уровень жизни для себя и своей семьи, включая достаточное питание, одежду и жилье.
Для каждого из нас гораздо важнее, как будут выполняться предвыборные обещания, кто проконтролирует этот процесс.
Естественно, что таким контролером не может быть само правительство. К тому же настораживает, что в озвученном Ириной Акимовой перечне принципов, которые должны быть заложены в программу стратегических реформ, повышение качества жизни стоит лишь на третьем месте, и не рассматривается как генеральная цель этих реформ.
Очевидно, что в социальном государстве другие перечисленные принципы - создание надежной базы для макроэкономической стабильности, повышение конкурентоспособности экономики, развитие международного сотрудничества - определяют лишь средства достижения указанной цели.
Нынешнее состояние и действия оппозиции также не вселяют уверенности в том, что она сможет обеспечить эффективные контрольные функции. Тем более что оппозиция демонстрирует "идеологическую стойкость" рядов - активным оттоком своих членов.
Этот грех и на ведущей партии нынешней власти.
Как вспоминает в газете "Зеркало недели" новый министр культуры и туризма Михаил Кулиняк, в 2005 году, после известного решения Верховного суда, в кинотеатре "Зоряный" осталось очень мало людей - всего несколько.
Представляется, что системный контроль над реализацией предвыборных обещаний нынешней власти могут и должны обеспечить структуры гражданского общества. Что эта деятельность будет способствовать перспективному развитию этих структур, путем вовлечения граждан в процессы решения наиболее важных для их жизни проблем.
В ходе этого процесса, создающего мощные импульсы динамичного развития Украины, должны быть достигнуты:
а) общественная легитимизация предлагаемых трансформаций, что повысит потенциал их реализуемости;
б) преодоление отчужденности граждан от власти, повышение их социальной и экономической активности, воспитание у них чувства ответственности за судьбы страны.
Следует отметить, что, помимо этого, перед общественными организациями простирается широкое поле актуальных задач, решение которых кровно затрагивает жизненные интересы граждан. К сожалению, в большинстве своем пока инертных граждан.
Вот несколько примеров, когда отсутствие общественного контроля создает опасность для их жизни и здоровья.
СМИ обрушивают на нас шквал информации о "чудодейственных лекарствах", которые излечивают от всех болезней. Получается, что лечебные учреждения уже можно закрыть.
Если отсутствует реакция минздрава, разве общественным организациям не следует принудить его к этому?
Нарушая постановления кабмина, ЖЭКи не заключают договоров с потребителями их услуг, с указанием своей ответственности за ненадлежащее предоставление этих услуг, не проводят, как положено, дважды в год проверки состояния инженерного оборудования и внутридомовых систем.
Мы миримся с тем, что в маршрутках нам не выдают билеты на проезд. А это не только не позволяет оценить объективность тарифов, но и лишает нас права на возмещение ущерба при ДТП.
А разве не может быть предметом общественной инициативы отказ от выборов депутатов областных и районных советов?
Ведь по Конституции эти советы представляют общие интересы территориальных общин. И целесообразно, чтобы последние делегировали в областные и районные советы своих представителей.
При существующей системе выборов большинство территориальных общин вообще не представлено в этих советах. А их депутатами преимущественно становятся жители областных центров или даже Киева.
Представляется целесообразным, чтобы определенные общественные организации взяли на себя контроль над реализацией конкретных реформ в центре и на местах.
Авторитет СМИ только возрастет, если каждое из них будет системно мониторить ход осуществления той или иной реформы.
Можно надеяться, что указанная деятельность структур гражданского общества выведет на общественную арену новых лидеров, приведет к зарождению новых политических сил, так необходимых стране. Сил, которые будут отличаться наличием устойчивой социальной базы и постоянной коммуникацией с гражданами.
Для достижения всего этого консолидированные структуры гражданского общества должны добиться, чтобы правительство:
1) сформулировало стратегическую цель развития страны на ближайшее десятилетие. Составило перечень, с числовыми параметрами, показателей уровня жизни граждан Украины, целевых и промежуточных;
2) опубликовало и представило на общественную экспертизу пошаговую, детализированную на первое пятилетие, программу реформ, необходимых для достижения цели, ожидаемых результатов и ответственных за их проведение;
3) взяло на себя обязательство дважды в год публично отчитываться перед обществом за реализацию программы.
Содержание реформ и связанных с ними стратегических прогнозов развития, контрольная деятельность общественных организаций должны опираться на объективную оценку потенциала каждой территории. А это - социальные, экономические, экологические, географические, демографические и другие конкурентные преимущества и ограничения развития страны, её регионов и населенных пунктов.
Ведь "территория" в современном мире рассматривается уже не как пассивное вместилище различных видов деятельности, а как сложная совокупность общественных потребностей и возможностей. Эта совокупность и определяет меру инвестиционной привлекательности соответствующих административно-территориальных единиц, целесообразные направления и масштабы их динамики.
Поэтому комплексная оценка территорий выявляет проблемы развития, ранжирует их по степени неотложности решения, и гармонизирует при этом общегосударственные, региональные и местные интересы.
А в целом - позволяет сконструировать оптимальную модель будущего указанных единиц.
Такая оценка осуществляется при разработке схем планировки территории страны, ее регионов и населенных пунктов.
Законодательно установленная цель этих работ - создание и поддержание полноценной жизненной среды. Поэтому подобные работы, как и принято в странах Евросоюза, являются естественной первоосновой всего комплекса прогнозов социально-экономического развития.
Ведь законом "О генеральной схеме планировки территории Украины" установлено, что кабмин должен учитывать решения этой схемы в процессе подготовки прогнозов и государственных программ экономического и социального развития Украины, схем развития отдельных отраслей экономики, государственных программ охраны земель, развития инженерно-транспортной инфраструктуры и других направлений.
Этот закон действует с 2002 года, и его еще никто не отменял.
Владимир Нудельман, специально для УП