Україна відсталого керування

Понеділок, 08 березня 2010, 10:13

Что такое "бюрократический аппарат"? В современном мире под этим понятием уже все больше подразумевают информационные системы, и все меньше – самих чиновников. Которых, кстати, безжалостно увольняют. Для Украины резерв увеличения эффективности в этой сфере – огромный. Особенно – в пресловутом секторе ЖКХ.

Вот только…

Если проводить аналогию, то сейчас уровень информационных систем, обеспечивающих госорганы в Украине, соотносится с западными аналогами где-то так же, как система по доставке императорских указов в Римской империи – с порядками в прилегающих варварских государствах.

В последних указы правителей часто доставляли в провинции "по бездорожью и разгильдяйству", только через пару недель, а то и месяцев с момента издания. Что, согласитесь, делало управление страной с таким временным лагом очень неэффективным. Самый банальный пример – "Правитель свергнут, а в провинции об этом узнают только через месяц".

Современный мир добавил к задаче необходимости сокращения времени похождения "сообщений" внутри бюрократической системы – еще одну проблему.

Объем передаваемой информации растет настолько быстро, что реагировать на него только увеличением количества бюрократов – становится бессмысленно.

Даже соседи

Ближайшие соседи Украины еще лет пять назад серьезно осознали эту проблему, и начали активно, хоть и "через не могу", улучшать информационные системы собственных государственных органов. Ведь раздувать бюрократический аппарат во время повального бюджетного дефицита и финансового кризиса – никто себе позволить не может.

Так, в Росси только за 2009 год объем инвестиций в разработку IT-систем для государственных органов составил более 300 миллионов долларов. Как следствие – в этом году планируют запустить централизованный портал электронных государственных услуг. Хотя, конечно, не все так гладко, как на бумаге.

Турция уже в этом году планирует ввести электронные паспорта, а в 2011-м – официальные электронные е-mail для ускорения и упрощения коммуникаций государства со своими гражданами.

Ну а примеры IT-решений в более развитой в этом смысле Польши – могут вообще занять не один десяток страниц.

Зачем все это?

Большинство воспринимают информационные системы – как красивые электронные игрушки, которые нужны только непонятным "айтишникам".

Но это только на первый взгляд.

Ведь без серьезного внедрения IT-систем в бюрократический аппарат, все украинские инициативы по созданию "единых разрешительных окон" – что горохом об стенку.

Без адекватных управленческих систем невозможно существенно уменьшать государственные расходы, не снижая качества управления.

Сокращение разрешительных процедур, сроков выдачи документов и получения справок – все это завязано на качестве и сроках информационного обмена внутри госорганов.

Ну а если говорить про какие-то дополнительные услуги гражданам, например, с использованием межведомственных баз данных, то Украина в этом плане вообще безнадежно отстала.

Поэтому все политические красивые "массовые урезания" штатов, к сожалению, у нас будут иметь только временный эффект.

Сначала бюрократов уволят до эффективного предела, потом поток информации начинает расти, обрабатывать его становиться некому… Что делать?

IT-систем нет, и ставить их долго. Единственное "временное" решение – опять набирать чиновников "с запасом" и увеличивать госрасходы.

И так по замкнутому кругу.

И?..

Если продолжать и далее так бездействовать, то с нашими чиновниками скоро будет, как в том старом анекдоте: "Из сообщений ТАСС: вчера китайцы запустили свой первый спутник. Два миллиона китайцев заработали грыжу, натягивая рогатку".

Чтобы Украине выбраться из этого "информационного варварства" – нужно оперативно внедрять простые, но работающие IT-решения. Желательно – без "научного ухода в абстрактные концепции".

Причем эти решения могут вначале даже не претендовать на всеобщую универсальность, соблюдение всех стандартов и так далее.

Главное – начать получать реальные результаты, а не очередные "концепции". Которые так и остаются нереализованными при сменах политических команд.

Виталий Гончарук, социальный проект ГО "Простір-життю!", для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Оновлений дашборд — більше можливостей для моніторингу тиску на бізнес

Румунія проти Заходу? Чи стане проросійський популіст новим президентом сусідньої країни

Розвиток розподіленої генерації – це шлях до енергетичної незалежності

Аудит НАБУ: оцінимо що працює добре, що ні, і запропонуємо рекомендації

Хтонь бюрократії

Уникнути нової залежності: чому Єврокомісія має очолити курс на відмову від російського палива