Шахтар (Україна) – чи Україна (Шахтар)?

Понеділок, 22 березня 2010, 11:59

Распределение ключевых позиций у "рычагов власти" произошло значительно более споро, чем ожидалось многими. И Верховная Рада, и Кабмин, и губернаторы теперь контролируются победившими на выборах регионалами.

В большинстве стран кандидаты на высшие управленческие должности являются политическими назначенцами. Однако в Украине кресла не только первых лиц, например, министров, но и вторых (заместители министров), а то и третьих – заняты представителями Донецка.

Ещё чуть-чуть – и будет совсем как в России. Там после победы Владимира Путина в 2000 году из Петербурга в Москву двинулись целые "обозы", состоящие не только из ближайших сподвижников, но и "друзей друзей", а также их личных водителей, секретарш и даже уборщиц.

Тогда обоснованием миграции "питерских" в белокаменную был тезис об относительной – имеется ввиду относительно других чиновников – некоррумпированности выходцев из спецслужб.

Массовый же переезд "донецких" в Киев некоторые склонны оправдывать "бесценным управленческим опытом", который был ими приобретён в процессе руководства рядом успешных бизнес-проектов.

Например, таких, как ФК "Шахтёр".

Во всяком случае, как минимум два члена нового Кабмина – в ранге вице-премьера и министра молодёжи и спорта – внесли в развитие донецкого клуба самый непосредственный вклад.

Во главе ещё одной правительственной структуры – Координационного бюро по подготовке к ЕВРО-2012 – так же поставлен менеджер аффилированной с футбольным клубом из Донецка структуры.

Действительно, "Шахтёр" не только самый успешный украинский клуб и один из лидеров европейского футбола. Это своего рода символ – не только восточной Украины, но и страны вообще.

Не случайно даже в период самых острых противостояний между "голубыми" и "оранжевыми" надеть шарф "Шахтёра" не считали для себя зазорным даже лидеры последних.

А уж о лидерах первых и речи нет. В гениальном по уровню своей сатиры сериале "Недоторканi", который был снят по заказу ТРК "Украина" в 2009 году, но не пошел в эфир по причине цензуры, первый шаг пана Януковича в ранге президента был представлен как радикальная смена декора.

После переезда в новый кабинет, копии кубков, завоёванных "Шахтёром", заняли место разного рода горшков, глечиков и продуктов пчеловодства, облюбованных прежним хозяином.

В общем, начинаем жить по американскому приницпу: что хорошо для "Шахтёра", хорошо для Украины?

Однако от немедленного порыва сменить во всех официальных кабинетах портреты президента на коллективное фото горняков с Кубком УЕФА в руках – удерживает ряд соображений.

Во-первых, как бизнес-проект "Шахтёр" не столь успешен, как в чисто спортивном плане. По объёму инвестиций он значительно превосходит своих ближайших преследователей.

По данным журнала "Фокус", официальный бюджет шахтёрцев в сезоне 2008/2009 годов равнялся примерно 85 миллионам долларов, что намного превышает бюджет и киевского "Динамо" (60 миллионов), и днепропетровского "Днепра" (58 миллионов).

Это делает добытые "кротами" очки самыми дорогими в украинском чемпионате: 2125 долларов за очко. Для сравнения: у "Карпат" каждое очко вышло за 500 долларов, а у "Таврии" – за 269.

В общем, если речь идёт о том, чтобы осваивать новые масштабные кредиты, скажем МВФ или Мирового банка, то здесь опыт менеджеров "Шахтёра" может пригодиться.

Если же говорить о поиске внутренних резервов и ресурсов, а также о достижении устойчивого внутреннего развития, то возникают вопросы.

Во-вторых, инвестиции в спорт во многих странах рассматриваются как потенциально подозрительные, ввиду низкой степени прозрачности бухгалтерии в этой сфере.

Так, покупка дорогих игроков и тренеров иногда используется для отмывания криминальных, или просто сомнительных по своему происхождению, средств.

Поэтому появление на высших государственных должностях менеджеров, связанных с футболом, вряд ли будет расценено теми же потенциальными международными донорами как хороший сигнал.

В-третьих, успех "Шахтёра" во многом зиждется на привлечении иностранных специалистов – как тренеров, так и футболистов.

Из 27 игроков основного состава горняков, тринадцать являются гражданами иностранных государств. А это 48,1%, почти половина состава! Больше – нет ни у одного из других лидеров нынешнего чемпионата.

Для сравнения, доля легионеров в "Динамо" составляет 44%, в "Днепре" – 42,3%, в харьковском "Металлисте" – 27,3%, а в львовских "Карпатах" вообще всего 15%.

Если бы не лимит, установленный исполкомом Федерации футбола Украины, то доля легионеров в донецком клубе, вероятно, была бы ещё большей.

Иными словами, чтобы повторить успех "Шахтёра" на уровне управления страной, превратив Кабмин в профессионально работающую структуру, – пришлось бы почти половину министров, да и "главного тренера", то есть премьера, набирать среди "варягов".

Возможно, это действительно, было бы к лучшему. Но пока никаких конкретных шагов по набору "технократов-космополитов" в правительство не видно.

В общем, можно забыть про надежды повторить успех "Шахтёра" на правительственном уровне.

Остается заняться конструктивной критикой каждого его шага – начиная от массового переезда "донецких", и заканчивая конкретными документами и постановлениями.

В конце концов, билеты на это "шоу" покупаются не добровольно, а распределяются по разнарядке.

А это делает зрителей особенно заинтересованными в выражении своего отношения к происходящему вблизи стадиона "Динамо" имени Валерия Лобановского.

Антон Олейник, для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Фатальна безсилість

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100

ЄС обмежує, Україна – надає преференції. Що має змінитися у рекламуванні тютюнових виробів

Діти Майдану