Вибір, який Віктор Янукович ще не зробив
Выборы в местное самоуправление отложили. Регионалы, похоже, не сориентировались в том, как дальше двигаться и нашли интересный выход - поддержали предложение НСНУ об отмене постановления о выборах 30 мая, однако не стали спешить с уточнением новых сроков.
Аргументация депутатов и экспертов по этому вопросу вначале умиляла единством позиций. Ее суть - деньги. На выборы нужны деньги, для того, чтобы они появились, нужен бюджет, для бюджета нужна коалиция, и т.д., и т.п...
Деньги, деньги, деньги... Кто же спорит, они действительно нужны. Но это ли главное? Только через неделю заговорили о том, что выборы в местное самоуправление "консервируют" бессмысленность существующей избирательной системы ни много, ни мало - на пять лет!
Ее негативы очевидны для всех. Например, в Киеве 120 депутатов, а в Вышгороде Киевской области - 35, как в многомиллионной Москве, кстати.
И там тоже есть полный набор политических проблем - фракции, большинство, воюющее с мэром, партийные кураторы из Киева, которых очень хорошо знает мэр, и о существовании которых догадываются жители этого городка.
Такая армия депутатов - это не каприз системы, а жизненная ее необходимость.
Затраты на выборы оцениваются из расчета 3-7 долларов на каждого избирателя. Чем меньше городок, тем длиннее список депутатов на каждую сотню жителей. Этим "избранникам" и оплачивать этот "праздник" выборов.
Итак, главная проблема - не в отсутствии денег на выборы, а в самой системе выборов.
Граждане избирают не депутатов, а партийные списки, сформированные где-то и кем-то, поэтому и требовать им хоть что-то - просто не с кого. А депутаты по объективным причинам заинтересованы не в консолидированной работе всех избранных, а в громкой и эпатажной борьбе с властью, которая "плоха" по определению.
Избирать местные советы по старой формуле, неэффективность которой никем не ставится под сомнение, - бессмысленно. А изменить ее пока не получается.
Хотя система эта не просто уродлива. Она была и остается одним из основных источников системного политического кризиса в Украине, который превратил в руины институты государственности и права. Менять в ней надо не только списки "закрытые" на списки открытые, но и снижать проходной барьер.
Президент и избирательная система
Последнее выступление Виктора Ющенко напомнило мне его первое публичное появление в новостях ТВ, тогда еще в качестве потенциального политика.
В то время он сам смотрел на перспективу своей политической карьеры, как на некую фантазию. В нем еще не было ни высокомерия, ни желания убедить нас в своей непогрешимости и правоте.
Сегодня он снова становится таким, каким был тогда, - человеком, в котором люди увидели "настоящесть" и искренность. Огорчение поражением делает из президента человека.
Однако между "тем" Ющенко и "этим" - пять лет реализации президентских полномочий. Этому периоду также предшествовали дискуссии о необходимости реформ - административной, налоговой, судебной, избирательной. Он шел в решимости все это сделать.
И - ничего не сделал. НИЧЕГО. Просто НИЧЕГО.
Он считает, что достоин уважения за свои взгляды в отношении построения единой нации и демократии. Но, согласитесь, такого уважения достоин каждый человек, имеющий свои взгляды! Причем независимо от того, совпадают они с взглядами Ющенко или нет.
Взгляды - это хорошо. Но какое это имеет отношение - к власти вообще, и к президентству в частности? Что он сделал - как Президент - для решения проблем, которые уже тогда требовали безотлагательного вмешательства и решения? Ющенко своей бездеятельностью и нерешительностью усугубил эти проблемы.
И в конечном итоге заплатил за это сокрушительным поражением своему главному оппоненту - Виктору Януковичу, совершив свою главную ошибку, которую впоследствии назвал по имени - Юлия Тимошенко.
На этих выборах Виктор Ющенко проиграл Виктору Януковичу не просто много. Он проиграл ему все.
В эти дни, закладывается фундамент будущих побед и поражений нового президента Украины. Закон о выборах в местное самоуправление - первый камень фундамента его президентства.
Правда, пока это не камень, а бесформенная масса, скорее напоминающая толоку маклеров на политической бирже.
Почем будущее оптом и в розницу
Конечно же, Тимошенко испортила Януковичу праздник победы. Никто не сомневался в том, что радости она ему не доставит. И каждый день, оставшийся ей во власти, она будет тратить на то, чтобы трон первого лица страны воспринимался табуреткой в ее сарае.
Она не ожидает от Януковича жесткости и действенности. Во всяком случае, в ее окружении таких прецедентов мужчины не создавали. Ну а сам Янукович, после нескольких сумбурных комментариев, на время спрятался и перестал подавать признаки "политической жизни".
Но все понимают, что эта жизнь кипела "страстями". Депутаты вступили в торги с новым президентом.
Они торгуются за Киев, как за один из основных плацдармов политической войны. Они торгуются за сроки избирательной кампании, за "своего" премьера, за что-то еще. Киев был и остается разменной картой в этих торгах.
Сегодня на столицу с вожделением смотрят все политики второго эшелона. К ним в ближайшее время может присоединиться и сама Тимошенко. Мэрские амбиции вполне укладываются в ее картинку о "себе единственной". Конкурировать с Тимошенко будет трудно всем. Киев проголосовал за нее с перевесом в две трети голосов. И только перенос выборов на год может пошатнуть ее позиции.
Но какова позиция регионалов и нового президента в отношении столицы? Все-таки треть киевлян проголосовала за Януковича. В этом результате электорат Черновецкого сыграл если не ключевую, то весомую роль. За что же Янукович может "отдать" Киев?
И будет ли он торопиться его отдавать? Ведь шансы Тигипко упали в разы после его последних выступлений.
Он показал свою политическую незрелость и житейскую "не мудрость", предложив киевлянам построение экспериментального "рая" в отдельно взятом "хуторе". А кроме Тигипко у регионалов нет перспективных кандидатур на эту должность.
Логика будущего
НСНУ отказывается от коалиции с коммунистами, БЮТ отказывается от коалиции с регионалами. Логики будущего в этих торгах нет. Зачем, например, нашеукраинцам - премьер-министр Яценюк?
У него что, самая сильная программа? У него своя фракция? Партия? Нет. Этого ничего нет. Но есть требование - поставить Яценюка и не брать в коалицию коммунистов.
А если спросить НСНУ - что на другой чаше весов?
Готовы они, получив это "кресло", проголосовать за европейские стандарты в языковой политике и попытаться отменить наградные указы Ющенко?
Если готовы, пусть скажут в полный голос. Если не готовы, то что же все-таки на другой чаше весов?
Этот вопрос можно не задавать - только БЮТу. Потому что для БЮТ нет никакого перспективного будущего вне президентства Тимошенко. Поэтому в действиях их нет никаких весов, никакой логики, ничего адекватного ситуации.
Тимошенко поторопилась сказать о том, что кризис в Украине уже окончился. Что все то "хорошее", что будет делать новая команда, заложено или сделано ею.
Даже не возникает вопрос - как она будет реагировать, если Янукович на следующей неделе сформирует коалицию, а новый Кабинет министров откроет статистику, опровергающую ее слова. Понятно и так, что она будет говорить и делать.
Но не понятно, на что она рассчитывает? В чем логика? Ведь теперь, если вскроется ложь, ей придется платить очень высокую цену. Такую же, какую она уже заплатила, проиграв второй тур.
Сегодняшняя ложь (если это ложь) - обанкротит ее полностью, оставив от роскошного политического капитала жалкие гроши склок и интриг. А с "пустым кошельком" собрать армию для политической войны против института президентства - не получится.
Однако, как бы ни шумела Юлия Владимировна, как бы ни угрожала ликвидировать пост президента и реанимировать труп коалиции - в стране избран новый президент. И именно он в ближайшие годы будет играть ключевую роль в политических процессах.
Правда, этот президент еще не почувствовал себя президентом. Он дует на воду, потому что обжегся на молоке и забыл, что трагическая история обычно повторяется как фарс. А главное - он еще не сделал свой собственный выбор. Выбор - между торгами, обещающими полномочия, и смыслами.
Но одно уже очевидно. Он уже не ведет диалог с обществом.
Отсутствие внятности в оценке перспектив изменения избирательной системы и уход от этого диалога - свидетельствуют о том, что Виктор Янукович не верит в себя, в процент доверия общества. Поэтому он и начинает искать ресурсы для своего становления - в торгах с депутатами и бизнесменами.
Этому никто не удивится и не огорчится. Люди привыкли и понимают, что у них есть время до следующих выборов.
Но у Януковича этого времени нет. И если он не сумеет до инаугурации сделать выбор между торгами, амбициями, деньгами и смыслами - то через год-полтора мы снова будем кого-то выбирать в лидеры нации.
Потому что невнятный и вечно торгующийся президент нам не нужен. Такой президент у нас уже был...