Западня "условной легитимности"
Янукович обещает рассказать о том, чем он займется с первых дней своего президентства только после инаугурации. Анна Герман и е коллеги по пиар-работе с Лидером, конечно, могут оправдывать это молчание тем, что Янукович - сама законопослушность.
И не хочет ничего обещать "избравшему его народу" (в кавычках - потому что на деле избран новый президент всего лишь одной третью населения с правом голоса) до того, как он будет на 100% законным главой государства.
"Никакой платформы объединения у него нет"
Однако реальная картина несколько отличается от глянцево-лубочного пиара новоизбранного гаранта.
С программой действий Януковича на посту президента - точно та же история, что и с антикризисной программой ПР год назад. Тогда от главы партии и спикеров ПР не переставая звучали многозначительные анонсы этого документа: "Есть такая программа, но мы ее пока не покажем". Но в реальности - полное ее отсутствие.
Нынешнее молчание Януковича по поводу своих первоочередных действий объясняется тем же: новый президент здесь и сейчас не готов вести предметный разговор о своих практических шагах. И об имеющихся в его распоряжении инструментах для претворения этих шагов в реальность.
Вот и старается Лидер вместе с ближайшим окружением максимально оттянуть время разговора лицом к лицу со всем народом. И с той его частью, которая избрала его президентом. И с теми 2/3, не доверившими ему судьбу страны.
Неготовность Януковича к этому разговору - его проблема огромнейшей сложности.
Дело в том, что лишь теоретически ему можно ограничиться повторением предвыборного речитатива о строительстве воздушных замков в сказочной стране "Украине для людей".
Обстановка радикально поменялась. Сейчас он должен появиться перед народом не как участник избирательной беготни со сладкими слоганами, обещаниями и прочими "завлекалочками". А как гарант Конституции страны, президент всей страны и всех украинцев.
На практике же Янукович лишь условно получил от избирателей право быть президентом страны. И уже в силу этого ради простого самосохранения обязан начать разговор с народом на его языке - языке насущных проблем и ожиданий того самого "маленького украинца", который весьма придирчиво будет оценивать каждое слово и действие "условно избранного" нового президента.
Почему обязан? Потому, что легитимность - есть согласие народа с властью, когда народ добровольно признаёт за властью право принимать обязательные решения.
Как указал политолог Владимир Фесенко, "меньше 50% поддержки Януковича - это не совсем полноценная легитимность. С этой точки зрения проблема полноценной легитимности будет стоять очень серьезно".
Тем более что до сих пор у Януковича нет видения (и потому нет четкой программы) того, как стать в реальности президентом всех украинцев. Нет представления о том, какие идеи выдвинуть, чтобы объединить одну треть избравших "тому що" и две трети "не присоединившихся".
"Никакой платформы объединения у него нет. Были обещания все наладить, вплоть до рождаемости. Как он собирается это делать - пока сказать трудно", констатирует Мирослав Попович.
Задача объединения народа для поддержки своих инициатив во всех 27 административных единицах, а не в отдельно взятом десятке областей для Януковича - первоочередная.
Правоведение четко обозначает: чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть вынуждена будет опираться на силовое принуждение. Получается, что на этих выборах большинство народа не согласилось с правом новой власти принимать обязательные для него, народа, решения.
И начать с первой же презентации себя в качестве президента понижать степень своей легитимности несбыточными абстрактными посылами, проявляя тем самым полное игнорирование запросов народа, для нового президента - занятие чрезвычайно опасное.
В имеющейся связке "низкая легитимность - высокая степень силового принуждения" по многим причинам регионалы заинтересованы в увеличении степени общественной легитимности своего президента.
Тут и причины большой экономики - ахметовкая жесткая установка на стабильность и тишину, которую любит бизнес. И политические - готовая в любой момент к прыжку лидер оппозиции Тимошенко. И общественные - не голосовавшие за Януковича, и голосовавшие за него как за меньшее зло - огромная сила, готовая как минимум к саботажу инициатив нового президента. И личные политически-психологические - чего стоила мирная мощь Майдана в политической биографии Януковича...
Экзамен для гаранта
Перед главой ПР встала сложнейшая дилемма. Как научиться говорить с народом за 10 дней, если за почти полтора десятка лет в большой политике не было никакого позыва такой разговор вести?
Это не политическая технология, никакой блестящий Манафорт тут не поможет. И не кропотливая работы для спичрайтеров - порасставлять ударения в инаугурационной речи.
Расстановки не таких ударений ждет народ от нового президента. Он ждет обстоятельного, открытого и конкретного, в значении предметного, разговора о том, что будет делать президент Янукович в отведенную ему пятилетку.
Презентация своих практических инициатив - первый и очень строгий экзамен для Януковича.
Этот политик показал свою способность очень быстро учиться и прогрессировать в освоении внешних формул политического поведения. Ныне же ему предстоит экспресс-методом освоить азы открытого общения с народом.
Понятно, что пройти за 10 дней весь курс обучения ведению грамотного, квалифицированного и взаимно развивающего диалога с обществом - не под силу никому.
Если Янукович окажется способным на откровенный практичный разговор - это и будет в сложившейся ситуации его единственно возможный правильный шаг. Если же он встанет к инаугурационному микрофону выдать очередную порцию предвыборной несъедобной похлебки, то все будет как у классика задушевного разговора с народом:
И микрофону я не по нутру -
Да, голос мой любому опостылет.
Уверен, если где-то я совру,
Он ложь мою безжалостно усилит.
Андрей Миселюк, группа "ДРАЙВ", для УП