Заручники Конституції
Кем лучше быть - публично избранным территориальной громадой руководителем города, или назначенным сверху чиновником высшего звена?
Любой государственный служащий скорее предпочтет выборную должность. И в этом его можно понять - устойчивая почва под ногами, гарантированная голосами сотен и тысяч избирателей, масса рычагов управления (особенно при дружественном тебе совете депутатов), и практически полное отсутствие контроля свыше.
Да не тут-то было.
В украинском государстве расцвел катастрофический правовой нигилизм и неуважение к букве закона. В результате почва под ногами начала уходить не только у бесконечно меняющихся министров, их замов, губернаторов - но и у мэров городов.
Как оказалось, через 5-8 месяцев в Украине вообще не останется легитимных руководителей органов местного самоуправления.
Нет, они не вымрут, как когда-то мамонты. Просто - не будет "правовых оснований для дальнейшего осуществления ими своих полномочий".
В этом, собственно, нет ничего странного. Ведь в случае окончания срока чьих-либо полномочий - включается механизм последующей их пролонгации или легитимации через систему перевыборов.
Однако, как стало известно, 16 февраля 2010 года Верховная Рада Украины отменила свое собственное постановление о проведении выборов в местные органы власти - в том числе и выборов сельских, поселковых и городских голов, так его и не начав.
Сводки новостей уже зафиксировали отдельные отзывы экспертов о законности данного решения. Комитет избирателей Украины даже обвинил парламент в узурпации власти.
Узурпировали или не узурпировали - вопрос для КС. Однако факт превышения собственных полномочий, а также незаконная пролонгация полномочий сельских, поселковых и городских голов - имеет место быть. Как это ни досадно, но украинский законодатель в очередной раз проявил вопиющее неуважение к Основному Закону государства.
При этом следует задуматься, насколько это все же является пролонгацией полномочий, или же данное решение парламента вгоняет страну в хаос на уровне местных органов власти.
В частности, статья 141 Конституции гласит, что "территориальные громады на основе общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования избирают сроком на четыре года соответственно сельского, поселкового и городского голову, который возглавляет исполнительный орган совета и председательствует на его заседаниях".
Последние местные выборы в Украине состоялись в марте 2006 года, а в апреле большинство из избранников приняли присягу и приступили к выполнению обязанностей.
Отсюда следует, что следующие выборы на эту должность должны будут состояться не позднее апреля 2010 года. Можно даже закрыть глаза и согласиться с датой выборов в местные органы власти, назначенных на 30 мая 2010 года.
Однако, отменив выборы председателей поселковых, сельских и городских советов, не назначив сроки проведения новых выборов, парламент не просто сорвал сроки старта данной избирательной кампании. Создан прецедент возможного дальнейшего назначения - не досрочных, не очередных - а уже сверхсрочных выборов сельских, поселковых и городских голов.
Статья 42 закона Украины "О местном самоуправлении" гласит, что полномочия сельского, поселкового и городского головы прекращаются в день открытия первой сессии соответствующего совета, избранного на очередных местных выборах, или, если, совет не избран, с момента вступления на эту должность другого человека, избранного на следующих местных выборах.
Полномочия прекращаются в случае досрочного прекращения его полномочий или смерти. Кроме того, 79-я статья закона о местном самоуправлении гласит, что полномочия сельского, поселкового и городского головы могут быть досрочно прекращены, если он нарушает Конституцию или законы, права и свободы граждан, не обеспечивает осуществления предоставленных ему полномочий. Не забываем и про 141 статью Конституции, где оговорен срок пребывания мэра на должности - 4 года.
Таким образом, если срок полномочий мэра города N истекает 15 апреля 2010 года, новый городской голова не выбран, а очередные выборы сорваны, то "старый" мэр нарушает все вышеперечисленные законы. Он находится на данной должности дольше положенного, а также не считается с правами и свободами членов территориальной громады, которые делегировали ему данные полномочия на четыре года.
Следствием такого нарушения может стать только лишь досрочное прекращение полномочий данного городского головы - в связи с тем, что дальнейшее его нахождение на должности и осуществление им полномочий является незаконным и противоречащим Конституции.
А это уже внеочередные или досрочные выборы, которые уполномочен назначить лишь парламент. Жаль только, что пройдут эти выборы уже в нарушение сроков пребывания городского головы на своей должности.
Следует также отметить, что в соответствии с 42-ой статьей закона о местном самоуправлении, если досрочно прекращаются полномочия сельского, поселкового и городского головы, а также в случае невозможности осуществления им своих полномочий - его функции исполняет секретарь соответствующего совета. Вплоть до момента начала полномочий нового руководителя органа местного самоуправления, избранного на внеочередных выборах, или до дня открытия первой сессии соответствующей сельской, поселковой и городской рады, избранной на очередных выборах.
Можно долго спорить по данному вопросу, находить и отрицать законные основания нахожденья украинских сельских, поселковых и городских голов на своих должностях в апреле 2010 года. Однако нельзя отрицать сам факт того, что любой документ, подписанный данным руководителем после апреля этого года, каждый гражданин Украины и член территориальной громады может легко оспаривать в судах, тормозить их дальнейшее продвижение и реализацию. Потому что будет иметь полное право на это.
Ведь имеют же возможность государственные автомобильные инспекторы привлекать нас к ответственности за езду с просроченной доверенностью на право управления чужим автомобилем?
Ольга Семченко, кандидат политических наук, специально для УП