Чи знаєте ви хто такі покемони?
Жизнь в нашей стране становится все чудесатее и чудесатее, как сказала бы кэрролловская Алиса. Особенно это бросается в глаза в регионах. И особенно, если рассматривать все происходящее через призму прошедших выборов.
Поскольку никто из кандидатов так и не представил внятной избирательной программы, а отделался лишь популистскими лозунгами, уровень дискуссии граждан в основном сводился к непробиваемому аргументу: нравится - не нравится.
Во внимание принимались как внешние данные кандидатов, так и их личные качества. И именно поэтому для психологов и социологов это было самое благодатное время. Ведь в первую очередь оценивался психологический портрет самого избирателя на Западе и Востоке.
И как бы мне ни хотелось верить, что Украина едина, увы, красно-синяя карта результатов голосования свидетельствует об обратном.
Еще одним подтверждением этого стал рейтинг обоих кандидатов в их вотчинах: больше 90% за Януковича в Донецке, и меньше 30% за Тимошенко в Днепропетровске.
Ценности людей на Западе и Востоке страны - разные. Но есть действительно один немаловажный фактор, который объединяет избирателей этой страны - крайне низкий уровень образованности, который всегда помогает кандидатам играть на глубокой эмоциональной составляющей. И таким образом сводить уровень избирательных компаний к формуле, которую в одной из программ озвучил Сергей Тигипко - Я хочу понравиться!
То есть в отличие от развитых стран, у нас кандидатам приходится продавать не свои таланты, не свою программу, а самих себя.
Давайте промолчим о том, лояльность к каким качествам продемонстрировали и в этот, и прошлый раз избиратели, голосуя за того или иного кандидата. Об этом писали уже не один раз. Мы можем соглашаться или не соглашаться с выбором большинства, это уже наши личные проблемы.
Если такой выбор для нас неприемлем, то придется не забывать о том, что демократия имеет как минимум один существенный недостаток: в кабинке для голосования голос академика с аналитическим мышлением и голос продавщицы, обладающей минимумом знаний, равны. И продавщиц в нашей стране куда больше.
После победы Януковича, многие мои друзья в один голос твердили: "Ну, представь себе, как Янек вместе с Люсей приедут в гости к семейству Обама, или на прием к Николя Саркози и Карле Бруни?"
И мне приходилось им объяснять, что в большинстве своем, избиратель предполагает, что для того, чтобы реализовать все ему обещанное, президент даже толком и спать-то не должен, не говоря уже о каких-то поездках.
У нас в стране разве заняться нечем? Да проблемы везде, куда не плюнь. Единственное, что не очень осознает наш избиратель, что в обязанности нынешнего главы государства как раз и входят зарубежные поездки, а все экономические вопросы - это не его парафия. Хотя, может быть и его, если он добьется изменений в Конституции.
Вот и выходит, что незнание законов не уберегает избирателя от печальных последствий. Ведь, в общем, наши знания определяют наше мышление, наше мышление определяет наш выбор, наш выбор определяет наше будущее.
Итак, давайте все-таки вернемся к знаниям.
Пока Виктор Федорович думает над концепцией развития Украины до 2010 года, некоторые мои знакомые решили заглянуть в куда более далекие перспективы. Они размышляют над созданием национальной идеи, которая в свою очередь предполагает образовательно-мировозренческую концепцию развития общества.
Лично мне такая затея нравится. Но с некоторыми оговорками. Это концепция не для нынешнего общества.
Сегодняшнее поколение, раздираемое неолиберальными ценностями, добиваемое раком, туберкулезом и СПИДом уже невозможно спасти. Можно лишь облегчить его страдание инъекциями социальных гарантий и каких-то привилегий.
Национальная идея может быть рассчитана на следующие поколения, которые подрастают на совершенно иных ценностях.
Недавно одна моя знакомая рассказала, как на кафедре экономики одна из преподавательниц жаловалась, что после ее вопроса: кто такая Надежда Константиновна? В аудитории поднялась только одна рука. На что моя подруга логично парировала: А вы знаете кто такие покемоны и сколько их видов?
Таким образом, всем, кто решил заняться благородным, но неблагодарным на сегодняшний день делом, придется не терять из виду ценности подрастающего поколения, чтоб не предлагать ему уже сейчас морально устаревшие идеи.
И напоследок, хочется добавить, что ставшая модной концепция "здесь и сейчас" во многом определила наши взгляды на жизнь. Но каждый по-разному расставил акценты в этом словосочетании.
Те, для кого важнее СЕЙЧАС, не особо веря в перспективы этой страны, с грустью констатируют, что ближайшее время ЗДЕСЬ делать нечего, и ищут возможности побыстрее свалить на Запад.
Нет смысла их осуждать, жизнь коротка и прожить ее хочется хорошо СЕЙЧАС, а не через каких-нибудь лет 15-20.
Для тех, кто решил остаться ЗДЕСЬ, в надежде, что их СЕЙЧАС - это просто подготовка к светлому будущему, задача стоит потруднее, им приходится жить фактически во враждебной и малопригодной к существованию среде.
Но главное, чтоб этот выбор всегда был осознанным. А тех, для кого равноценно важно и ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, остается только поздравить или посочувствовать, потому что впереди у них немало работы. И наше общество и мы сами должны будем взрослеть и меняться.
Ирина Шуст, для УП