"Мільйонники" з трущоб

Понеділок, 07 грудня 2009, 13:29

В современных условиях все большую роль в мировой экономике начинают играть города и в особенности крупные мегаполисы.

Украина, которая занимает 19 место в мире по количеству городов-миллионников, пока не может похвастаться вхождением в списки городов-мировых лидеров.

Общеизвестно, что на сегодняшний день 53% населения из 30 государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, членом которой Украина не является), живет в 78 городах с населением свыше 1,5 миллионов. При этом на долю городов приходится около 50% ВВП соответствующих стран.

Вроде бы и в Украине также существует похожая тенденция. Так, ВВП Киева стабильно составляет около 20% от ВВП Украины.

В Киеве сосредоточенно свыше 30% всех иностранных инвестиций, на столицу приходится около 40% импорта и более 12% экспорта товаров и услуг Украины, почти 30% оптового товарооборота и т.д. Но все это еще не дает основания считать Киев глобальным и даже экономически развитым городом.

Считается, что экономически развитыми городами являются такие, где показатель ВВП на душу населения составляет не менее 10 тысяч долларов США. В докризисные времена подушевой ВВП для жителей Киева составлял 49,9 тысяч гривен, что на сегодня составляет менее 7 тысяч долларов США. Это именно тот случай, когда мнимое "богатство" украинской столицы только подтверждает нищету других городов и страны в целом.

Если посмотреть на ситуацию в остальных крупнейших городах и агломерациях, то статистика откроет еще более печальные факты.

Так, по данным Госкомстата, в ВВП Украины вклад таких регионов как Днепропетровщина, Харьковщина, Донеччина, Одесщина и Львовщина в 2007 году составил 71173, 43868, 92093, 33116 и 27987 миллионов гривен или от 3,8 до 12%.

Т.е. ни один украинский мегаполис по отдельности, ни объединенные в группы крупнейшие регионы - не могут сравняться по показателям экономического развития со столицей. Хотя во многих странах показатели развития крупнейших городов не уступают, а то и опережают развитие столиц.

Если такая ситуация сложилась в докризисное время в относительно благополучных крупнейших городах (вместе с окружающими их экономическими регионами), то можно только представить реальное состояние дел в т.н. "депрессивных регионах" и сотнях областных райцентров...

В это же время, согласно недавнему прогнозу PricewaterhouseCoopers, ресурсы развития современной экономики постепенно перемещаются в города, где концентрируется международная активность.

В 2005 году на долю сотни крупнейших городов приходилось 25% мирового ВВП, в 2008 году - 30%. В этом же году, города Мехико и Сан-Паулу уже вошли в первую мировую десятку по объему ВВП. Москва заняла 15-е место.

Шанхай и Мумбаи вошли в первую тридцатку рейтинга. Чуть ниже расположились другие города из развивающихся стран: Стамбул (34-е место), Пекин (38-е место), Манила (40-е место), Каир (42-е место) и Гуанчжоу (44-е место).

Если в 2008 году в первой сотне было 39 городов, представляющих страны с развивающейся экономикой, и 61 город - с развитой, то в 2025 году этот разрыв сильно сократится. На города с развивающейся экономикой будет приходиться 48 мест в первой сотне, а на города с развитой экономикой - 52.

По прогнозам специалистов ООН, к 2025 году уровень урбанизации в развивающихся государствах превысит 80%.

Ни одна страна мира не сможет быть в числе лидеров, не имея хотя бы одного глобального города. Помимо конкуренции между странами будет происходить и жесткая конкуренция между городами.

Даже поверхностное знакомство с международной статистикой позволяет увидеть, что экономический потенциал глобальных городов колоссален и будет только возрастать. Сегодня первая десятка глобальных мегаполисов сосредотачивает свыше 1/10 ВВП всего мира.

К сожалению ни один украинский город, несмотря на то, что большинство из них возникли раньше и еще несколько десятилетий назад могли претендовать на достойные места в любых рейтингах - пока даже не попали ни в какие "чарты" и не подали обнадеживающих сигналов экспертам.

Можно с уверенностью сказать, что по качественным показателям развития, Украина начинает отставать не только от группы развитых стран, но и от развивающихся.

Украинские мегаполисы сегодня развиваются по "горизонтальной" траектории - чисто количественно, на фоне друг друга, они вроде бы растут, вытягивая из окружающей среды человеческие и финансовые ресурсы, но в сравнении с мировыми тенденциями и качественными характеристиками развития, они заметно деградируют демографически, инфраструктурно и экономически.

Вместо традиционных базовых укладов жизни аграрного, индустриального и постиндустриального, в Украине существует риск появления мутантных форм, объединяющих в себе последствия, а не преимущества прогресса. От своих постсоветских побратимов украинские "сити" отличаются разве что многомиллионными долгами и значительными дефицитами бюджетов.

Есть ли у Украины шанс обзавестись глобальными городами или хотя бы мегаполисами, которые можно будет считать экономически развитыми?

В принципе есть.

Во-первых, эксперты ОЭСР, считают, что мегаполисам имеет смысл расти лишь до определенного предела - 7 миллионов человек. Дальше связь между количеством населения и подушевым ВВП становится отрицательной.

Кроме того, что все украинские Киев, Харьков, Одесса, Днепропетровск, Донецк и Львов еще очень далеки от превышения этого порога, у каждого из них есть еще серьезный задел для роста.

И еще - чем ниже "дореформенный уровень", тем сильнее может быть эффект от модернизации. Чем позже начата модернизация - тем выше уровень осваиваемых технологий. Но на этом добром противоречии нельзя спекулировать...

Во-вторых, развитием городов движут тенденции, которые легче "возглавить", чем остановить. Ключевым фактором роста городов в странах с развивающейся экономикой является приток населения в центры с наибольшей экономической активностью.

В Украине, этот процесс связан преимущественно с поиском населением высокооплачиваемых рабочих мест, которые традиционно приходятся на города-миллионники.

Так, уже сегодня в Украине можно насчитать 6 крупных агломераций, которые потенциально могут сформировать 6 развитых экономических центров: Киевская, Харьковская, Донецкая, Днепропетровская, Одесская и Львовская.

В этих 6 агломерациях проживает минимум 12 миллионов человек, что составляет около 27% всего населения Украины. Если эти процессы концентрации станут наконец-то осмысленными, целеориентированными и управляемыми, то уже в перспективе ближайших десятилетий, наши центры агломераций смогут конкурировать с европейскими.

Если же концентрация будет стихийной, то это чревато "онкологическими" результатами, которые только на первый взгляд кому-то могут показаться "развитием".

В-третьих, города в отличие от стран обладают собственной спецификой инвестиционной привлекательности и собственной природой экономического роста.

В развитии городов всегда есть большое пространство для игры счастливых случайностей и приложения умственных усилий. Всегда можно выиграть право на проведение какого-либо международного шоу (как нам уже повезло с ЕВРО-2012) или построить что-то типа "андронного коллайдера" (уникального музея, архитектурного памятника и пр.) к которому потянутся миллионы любопытных и состоятельных.

Благодаря экономическому кризису "уравнялись" экономические потенциалы городов, а политический кризис уравновесил возможности лоббистов. Можно сказать, что стала возвращаться реальная стоимость естественных и по-настоящему глобально значимых преимуществ украинских городов - эстетического облика, уровня массовой культуры и образовательного уровня жителей, благоприятных условий проживания и пр.

Привлекательный имидж и адекватность стратегии развития могут послужить факторами, которые "перекроют" часть сугубо материальных проблем.

Например, в 20-м выпуске ежегодного отчета "European Cities Monitor" Варшава признана городом, в котором в ближайшие пять лет можно ожидать наибольшего притока иностранных компаний.

Из всех европейских городов, для расширения своего бизнеса 36 крупнейших компаний выбрали именно Варшаву, а не Москву как годом ранее, по показателям качества жизни, доступности рынка, количества и качества персонала, стоимости офисных помещений и транспортных связей и др. Так что, как говорится, "не в деньгах, счастье"...

Последнее и главное - модель экономического роста, основанная на дозагрузке старых производственных мощностей, приватизации госсобственности, спекуляциях с землей и привлечении на эти нужды доступных банковских кредитов - подверглась саморазрушению.

И Слава Богу! Пора строить производительную, а не перераспределительную экономику, основанную на качественных характеристиках развития и инновациях. Именно крупные города сегодня естественным образом соединяют потоки людей, финансов, знаний и товаров. В конкретных городах, а не в абстрактных отраслях - живут реальные люди. В города, а не в "народно-хозяйственные проекты" идет бизнес, инвестиции и новые рабочие места.

Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса, Донецк и Львов, по аналогии с глобальными городами мировой экономики - это каркас полноценной национальной экономики Украины.

Поэтому Украине сегодня необходима четкая национальная стратегия развития для "городов-миллионников", а не общие политические рассуждения на тему "реформирования местного самодержавия".

Нужно законодательно закрепить за крупнейшими городами Украины особый статус, дать городским общинам широкие бюджетные полномочия, реанимировать действие специальных режимов инвестиционной деятельности и свободных экономических зон (после исправления предыдущих недостатков), нужно вкладывать государственные средства и привлекать иностранные инвестиции в серьезные проекты в системе транспорта, инфраструктуры и связи.

Развитие городских и региональных экономик - это не только экономический, но и политический национальный проект.

Почему вообще попытки узурпации власти по горизонтали (т.е. между ветвями власти) вызывают большое негодование среди отечественных и иностранных экспертов, а то же самое, но на вертикальном уровне (между центром и местным самоуправлением) - воспринимается как нормальное явление?...

Очевидно, что если произойдет расконцентрация власти и бюджетных ресурсов, то снизится уровень коррумпированности центральных органов власти.

Полномочия и финансы уйдут на места - глава государства вынужден будет иметь сильного Генпрокурора, эффективную правоохранительную и контрольную систему. Полномочия, которые уйдут вниз - не сможет узурпировать президент, парламент и Кабмин.

Таким образом, в нынешнюю систему может быть заложен созидательный конфликт, в результате которого произойдет функциональное разделение власти на центральную (политический, стратегический капитал и контроль) и местную (экономический капитал, исполнение и отчет).

Того, кто это не осознает - можно смело дисквалифицировать из украинской политики на основании явной профнепригодности и неадекватности.

Украинским мегаполисам нужно ставить глобальные и амбициозные задачи. Только так можно оправдать затраченные ресурсы и терпение налогоплательщиков. И только так можно добиться хоть каких-то серьезных результатов в развитии!

Александр Фельдман, народный депутат Украины (БЮТ)

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

Кадровий голод загрожує відновленню готельного сектора в Україні

Захистимо Пейзажку від забудови: історія боротьби за спадщину Києва  

Фатальна безсилість

Соціальний бюджет-2025

Як не перетворити військового омбудсмена на весільного генерала

Полюбіть критичне політичне мистецтво. Промова Олени Апчел на нагородженні УП 100