Страна Безрадичи, Давос и милосердие
Накануне грядущего 55-летия нашего президента, вспоминаю, как в 2003-м году с двумя товарищами по фракции "Наша Украина" приехал поздравить Виктора Ющенко с днем рождения в его загородный дом в Безрадичах.
Участок, по которому Виктор Андреевич провел нам экскурсию, показался мне больше похожим на руины. Виктор Андреевич ходил и рассказывал – "Вот здесь я хочу сделать мельницу, здесь будет беседка, здесь баня и т.д…" – а вокруг нас была масса объектов, строительство которых было начато, но ни один не закончен.
Я тогда еще пошутил – "…лишь бы со страной так не было, когда вы станете президентом, Виктор Андреевич". Ющенко, помню, обиделся, сказал: "Саша, хоть на мой день рождения мог бы меня не критиковать!". Я замолчал, даже не догадываясь, что произнес пророчество…
***
Сегодня о президенте впору писать только воспоминания – ведь то, чем он занят сейчас (и занят ли?), для большинства граждан остается неизвестным.
В отличие от премьеров – как действующего, так и оппозиционного – которых можно хвалить или критиковать за какие-либо действия, у главы государства железное алиби – "не был, не знаю, не моя ответственность, не принимал участия…".
Вот, например, зря Виктор Андреевич не принял участие в Давосском форуме. Думаю, как раз там бы он абсолютно органично вписался в общество людей, предпочитающих умные разговоры с минимумом конкретики.
Последний форум продемонстрировал, несмотря на высокий статус гостей, полную растерянность и отсутствие каких-либо рецептов выхода из сложившейся в мире ситуации.
Да, в теории все более-менее ясно... Очевидно, что выйти из кризиса удастся лишь после того, как изменится само сознание человека – главного субъекта любой экономики.
В противном случае, мы станем свидетелями бесконечной спирали – граждане, в ожидании худшего, будут и дальше забирать свои вклады из банков; банки – терять возможности для кредитования предприятий; предприятия – сокращать производство и увольнять граждан; граждане, находя подтверждение своим худшим опасениям – снимать остатки вкладов и т.д.
Подобных спиралей может быть много, но все они ведут в одну сторону – вниз. Ирония в том, что "пилотом", пустившим в штопор мировую экономику, является все та же часть нашего сознания, которая еще недавно по похожим спиралям вела нас ввысь.
Имя этого "пилота" – Человек экономический.
Рациональный, информированный, действующий, прежде всего, в интересах личного благосостояния, избегающий выполнения необязательной работы, действующий в таком направлении, которое позволит ему получить наибольшее количество необходимых ему благ с наименьшим количеством труда и самопожертвования, которое может быть потрачено.
"Рациональность" Homo economicus определяется прежде всего функцией выгоды: стремлением достичь узко определённых, специфические цели в наибольшем объёме за наименьшую возможную стоимость. Рациональными являются не цели Homo economicus, а лишь то, что он знает, как достичь их с наименьшими потерями.
При этом, Homo economicus не знает, что будет наилучшим для него (физически и ментально) в долгосрочном периоде – его заботит, в первую очередь, сиюминутная выгода. Он аморален, он игнорирует все социальные ценности, за исключением тех случаев, когда их соблюдение принесёт ему выгоду.
Ученые-экономисты еще в 19-м веке долго спорили, существует ли Homo economicus, как говорится, в "чистом виде", но на самом деле все гораздо проще – он существует в сознании каждого из нас, безусловно, с различными поправками на религиозные убеждения, мораль, духовность, воспитание и социальное окружение.
Именно вытеснение в сознании "человеком экономическим" всех вышеперечисленных качеств – духовности, морали и т.д. – и его внутреннее доминирование стало главной причиной кризиса.
Если человек начинает воспринимать мир исключительно через призму возможного вознаграждения, причем выраженного в конкретных денежных знаках, рано или поздно приходит время, которое заставляет его вернуться к реальным жизненным ценностям.
Да, в природе человека заложено желание получать. Этим, кстати, активно пользуются политики – ведь поощрение этого желания есть самый простой способ завоевать популярность.
Но уверен, что настоящими людьми нас делает именно способность побеждать собственный природный эгоизм. И если мы вдруг начинаем утрачивать эту способность, равновесные силы природы "напоминают" нам об этом всеми возможными способами.
Есть, конечно, и другие способы "отвлечь" себя от страсти к накоплению и от давления кризиса – наркотики, алкоголь, погружение в суету и придумывание для себя массы мелких бесполезных дел – но это путь слабых людей, которые питают надежду забыться на время, пока Мир справится без них.
Для сильных же духом, тех, кто действительно хочет и может изменить ситуацию, сейчас главное – возродить в себе Веру. Веру, в первую очередь, в то будущее, которое мы хотим видеть. Именно Вера и должна стать тем, что позволит победить кризис в СОЗНАНИИ людей.
Вместе с Верой у нас обязательно должно появиться ее производное – Доверие. Без Доверия мы не сможем пережить кризис и обратить ситуацию к лучшему – я уже не раз это повторял, и, к сожалению, с каждым днем мы находим очередное этому подтверждение.
Доверие по-прежнему на нуле, и страна по-прежнему падает все глубже и глубже в кризисную яму. Как может, например, появиться доверие к национальной валюте, если во главе национального банка стоит человек, которому парламент выразил свое полное недоверие?
Или как могут быть восприняты гражданами любые антикризисные меры, предлагаемые президентом, если рейтинг доверия главы государства составляет всего 3%?
Такая ситуация не будет продолжаться бесконечно. Верю, что в нашей стране найдется достаточное количество сильных духом людей, способных рано или поздно радикальным способом ее изменить.
Да, слабые духом кризис могут не пережить. Также как и сильные духом не переживут его, если будут тратить свою силу на разрушительные действия.
Слабые должны стать сильнее, а сильные – милосерднее. Только так мы сможем победить.
Автор Александр Морозов