Психологічний портрет ВАЮ-2
Перед вами вторая часть исследования персоны украинского президента Виктора Ющенко. После публикации первой части редакция получила немало писем. Некоторые из них – с очень жесткими обвинениями.
С некоторыми из наших читателей и авторов, возмущенных этой статьей, пришлось вступить в дискуссию. Приведем несколько фраз из этой переписки, чтобы и вам, читатели, стали понятны наши мотивы.
Мы признаем, что психологический портрет любого из наших читателей будет пестрить "нездоровыми" терминами. Возможно, публиковать такой развернутый психологический портрет было слишком рано для аудитории. Но ведь когда-то слишком рано для публики казалось обнародование информации о здоровье президента. А еще раньше - о его семье, о его хобби и привычках.
Мы не можем сказать с уверенностью, что информация о психическом здоровье человека, а скорее - о его психологических качествах - когда-то станет обязательной составляющей информации о кандидатах на высшие посты. Но сегодня это кажется невероятным. А завтра может стать нормой.
И когда человек говорит "да, я возглавлю свой народ", он должен как минимум понимать степень своей ответственности, а как максимум - подумать, сможет ли он это сделать? Хватит ли у него душевных сил? Достоин ли он? может ли он быть воплощением народа?
Мы также исходим из того, что человек, у которого априори нет качеств, необходимых для того, чтобы представлять народ, не может адекватно оценивать свои силы. А значит, мы вправе знать о некоторых "психологических особенностях" лидера. Хотя бы для того, чтобы делать правильный для себя выбор. Или не возлагать напрасных надежд.
***
Примерно с 2000 года в сознании ВАЮ хорошо прослеживается перманентное присутствие образа демонизированного врага. Анализ его речи и мимики показывает, что имеют место не просто PR-приемы в борьбе за власть - количество врагов и ненависть к ним постоянно растут (ранее – Медведчук, затем – Тимошенко, Жвания и т.д).
Борьбу с ними он воспринимает как "предначертанную с Выше Миссию", не заботясь об имиджевых и рейтинговых потерях, даже публично демонстрирует неоправданную агрессию, мелкую мстительность, желание унизить и оскорбить, не задумываясь над абсурдностью обвинений.
Говоря о/с врагами, демонстрирует аффективную экспрессию, интеллигентная лексика уступает место грубости, хамству, вплоть до нецензурщины. ("ЮВ! Вы не уважаете тех, кто вас уважает. Не уважаете! Вам нужен конфликт, Вам нужно это блядское президентство!" – из распечатки телефонного разговора с Тимошенко) .
Еще нагляднее признаки возбудимой психопатии проявляются в спонтанно-стрессовых ситуациях, где еще сильнее появляются аффективная экспрессия и изменения лексики: "Да мой отец в концлагере за вас, холуев" – митингующим в Донецке после срыва партсъезда; "Ваше место возле параши!", в присутствии журналистов Билоконю.
Еще один пример – пресс-конференция 2005 года после критических публикаций о сыне, где уровень агрессии, истерики и хамства вообще вышел из-под контроля.
***
Анализ выступлений ВАЮ выявляет гипертрофированое акцентирование на собственной значимости, убежденность в своей непогрешимости, праве на истину в первой инстанции, безапелляционность суждений.
Речь изобилует местоимением Я, но ВАЮ избегает местоимения МЫ. Заметна исключительная вера в собственную мессианскую роль в судьбе "моей нации". Никогда не признаёт ошибок, ни публично, ни внутренне. Самокритика появляется только в том, что иногда обвиняет себя в излишней "мягкости" и "компромиссности" к оппонентам или впавшим в немилость фаворитам.
Несмотря на резкое падение рейтинга, демонстрирует искреннюю веру в правильность своих действий и неминуемость успеха. Мир воспринимается ВАЮ как враждебный, все свои проблемы объясняет заговорами и кознями врагов.
Заметен комплекс жертвенности (Иисуса Христа), на что указывают частые фразы: "я пожертвовал своим здоровьем и лицом ради Украины", "ради Украины я вынужден носить эту страшную маску". Видна динамика: собственная миссия приобретает все большие исторические масштабы, цели становятся всё более глобальными.
ВАЮ живет в самопридуманном мире, что объясняет очевидную неадекватность и некритичность оценок своей роли в происходящих процессах. Комплекс неполноценности подсознательно пытается компенсировать пренебрежением и презрительностью к людям, которых считает по статусу подчиненными себе.
Характерна эмоциональная окраска интонаций при произнесении местоимения "Я" и пренебрежительные, снисходительные – при местоимении "ОНИ".
Больше всего испытывает страх перед теми, кто находится рядом, что пытается компенсировать демонстративной презрительностью и требованием ценить близость к себе: "они стояли рядом со мной на Майдане", "я их на помойке нашел", "я им доверил власть".
Участники встреч ВАЮ со своей фракцией отмечают грубость, безапелляционность, нервную или даже истеричную реакцию на любые критические высказывания, в таких случаях обрывает на полуслове.
Характерна склонность к резонерству – многословности, длинным зачастую банальным речам, с элементами гипертрофированной патетики и морализаторства. При этом жестами (подергивание манжета, поправка очков, причмокивание) демонстрирует внутреннюю неуверенность в себе, страх быть непонятым. Нервно реагирует на отсутствие поддержки слушателей.
Многократные повторения, обыгрывания одной и той же идеи призваны компенсировать аффективность логики, предоставляя возможность и время для формулирования мысли. Такая структура речи отражает плохо развитое вербальное мышление и невысокие способности к синтезу и анализу.
ВАЮ вообще не склонен к рациональному логическому мышлению: все события воспринимает и оценивает исключительно в парадигме "правильно–неправильно" в контексте самосозданной картины мира.
В речах присутствуют многократные упоминания высших ценностей – патриотизм, честность, мораль, приверженность которым активно включена в его политический образ, что, по его мнению, дает право критики оппонентов, которых он обвиняет в их отсутствии.
Мировой опыт показывает, что образ такого политика бывает востребован частью интеллигенции, людьми, которые также видят себя носителями высших ценностей и глубоко уязвленных тем, что общество не замечает и не оценивает их "должным образом". Эта аудитория готова фанатично верить в объект своего поклонения.
ВАЮ безусловно обладает харизмой, но своеобразной, специфической, называемой в психологии "застарелой". Ее природа в акцентуации состояния аффекта, когда лояльные слушатели склонны вкладывать во внешне пассивного человека уникальные, даже сверхчеловеческие качества.
ВАЮ нельзя назвать аморальным или злым. Просто в своих суждениях и действиях он руководствуется собственным пониманием морали, шкалой оценки добра и зла, не стремясь соответствовать тем, которые приняты в обществе.
По-своему, он чрезвычайно искренен, во всяком случае, совершенно искренен в вере в собственную правоту. У ВАЮ обостренное чувство справедливости, которая также как и мораль является сугубо субъективной. В таком контексте легко объяснима раздвоенность морали ВАЮ.
Простые примеры. Считает себя искренне верующим православным, несущим высокую Миссию – создание единой поместной церкви, публично покровительствует сомнительным культам, жестко осуждаемых православной и католической церквами ("посольство Божье" Аделаджи и Черновецкого).
Проповедуя приверженностью семейным ценностям и патриархальным традициям, изменял первой жене, потакает беспутствам и "жизни в блуде" старших детей.
Любит повторять: "Я живу публично в этом государстве. Если у кого-то есть данные, которые демонстрируют мою неискренность, я никого не буду просить, чтобы они их не использовали", но выше приводились примеры аффективной реакции на критику в адрес себя или близких.
***
Вторая жена ВАЮ в ряде интервью отмечала, что их семья много лет живет "в атмосфере тревоги и ожидания опасности".
Неспособность поддерживать отношения с другими людьми ярко проявляется в фактическом отсутствии единой команды, которая так и сформировалась за всю его карьеру. "У ВАЮ нет команды. И уже не будет. Он потерял людей, которые искренне хотели вместе с ним двигать страну вперед", считает в прошлом близкий ВАЮ Гриценко.
Нет у ВАЮ и близких друзей, что говорит о неспособность к дружбе как таковой из-за патологической подозрительности. Выше отмечалось отсутствие в речи местоимения "МЫ", как показывает анализ, причина этого в барьере, который ВАЮ воздвигает между собой и "враждебным миром", с которым себя не ассоциирует и которому вынужден постоянно противостоять.
Жена ВАЮ признается, что круг его общения "очень ограничен". И она и сам ВАЮ, как правило, уходят от ответа, кого можно назвать его близкими друзьями. Только однажды, она сказала в интервью, что такие люди есть: "О. Я признательна Господу за таких людей. В: Назовете их? О: Не хочу. Могу сказать, что это те люди, которые крестили нашего сына Тараса, наших дочерей".
Тараса крестил Жвания, которого ВАЮ спонтанно вдруг заподозрил в своем отравлении, после чего "посланный Богом" друг стал вызывать патологическую ненависть и подвергся неадекватной травле.
ВАЮ и сам признает трудности в общении с людьми. Вот фрагмент его интервью:
"В: Кто из ваших детей больше всего похож на вас?
О: Мне кажется, Андрей. В определенных обстоятельствах я не люблю разговаривать, особенно в обществе некоторых людей. Это на меня немного давит, я даже теряюсь. А хочется быть самим собой. Андрей такой же немногословный. У него такие же черты. Он может днями себя развлекать, читать, играться на компьютере и не нуждаться ни в каких компаниях".
Характерно признание ВАЮ, что даже спортом занимается без тренера, предпочитая некомандные виды – горнолыжный, дайвинг. "Сегодня горные лыжи – мой любимый вид спорта. Тренируюсь всегда сам, без инструктора".
ВАЮ испытает затруднения даже в общении с семьей. Вот что рассказывает его жена:
"В: Когда ВА возвращается домой после особенно трудных дней, он бывает раздражен? Как это выражается?
О: Я бы сказала, что он на время замыкается в себе и не хочет общаться. Так он показывает, что был очень трудный день. В такие вечера В. вместо того, чтобы зайти к детям, поиграть с ними, может просто взять ужин и закрыться в себя в кабинете с какой-то книгой, а потом сразу лечь спать".
Даже в статусе лидера оппозиции ВАЮ вел уединенный образ жизни, что, по признанию жены, ее угнетало: "Вот весна придет – и снова будем каждые выходные проводить на даче. В. любит, чтобы и дети, и я туда ездили. И, если честно, я бы и по-иному время проводила, на какой-либо концерт сходила. Мы нечасто где-то бываем. Недавно были в Львове на концерте Билозир, потом долго сидели в кафе, разговаривали. Это мне на несколько месяцев культурная программа".
***
ВАЮ также присущ страх пережить неприятные ситуации. К примеру, принимая жесткие решения в отношении соратников, никогда не идет на предварительный или пост-фатум контакт и выяснение отношений.
Решения о своем увольнении многие экс-фавориты узнавали из СМИ, при чем в комментариях ВАЮ излагал, как правило, не факты каких-то проступков, а свои эмоциональные оценки: "они меня предали", "они не оправдали моих надежд" и т.д.
Имеет место заметная инертность психики. ВАЮ долго переживает травмирующие события. Старается избегать контактов с теми, кто внушают ему страх, неприязнь.
При этом даже пренебрегает своими конституционными обязанностями. К примеру, после начала политического кризиса 2 сентября этого года он отказывался от любых контактов с премьер-министром и лидером оппозиции.
Его публичные оценки ситуации и людей категоричны, экспрессивны, лишены каких-либо сомнений. Как следствие, не любит сложных ситуаций, многоходовых решений, людей, действия которых трудно упростить и понимать.
Не готов принимать быстрые решения в сложных, стрессогенных ситуациях, стремится отложить неприятные решения, надеясь, что высшая правда и справедливость, которые, безусловно, на его стороне, в конце концов, восторжествуют.
Анализ выступлений ВАЮ выявляет внутреннюю неуверенность в себе. К примеру, часто говорит о себе в третьем лице, используя оборот "президент сделал то-то и то-то". Такие формулировки свидетельствуют, что внутренне, подсознательно чувствуя свою ущербность, а право на принятые решения обосновывает для других и себя формальным, иерархическим статусом.
Если обстоятельств вынуждают на сложный шаг, требует визуального доказательства поддержки народа. Известно, что роспуском Рады в 2007 году потребовал от Тимошенко собрать на Майдане митинг, чтобы "глядя людям в глаза, ощутить их поддержку".
Даже карьерный рост давался ВАЮ с мучениями, порождая страх и сомнения. В 1993 года Гетьман и Плющ буквально заставили ВАЮ стать главой Нацбанка: "Иван Степанович хитростью заманил Ю. в парламент и поставил перед фактом необходимости его выступления и утверждения".
Сразу после назначения ВАЮ "повел себя довольно странно. Получив доверие парламента, он … взял длительный отпуск – по состоянию здоровья".
Назначение премьером также давалось с большими внутренними муками. Вспоминала его мать: "В. приехал ко мне перед назначением премьером, С ним много людей. Он попросил: Мама, выйдем. Обнял меня в соседней комнате: Такие обстоятельства создали вокруг меня, что отказаться от этой должности нет никакой возможности".
Не легче давалось и решение о выдвижении в президенты. В 1999 году ВАЮ отверг эту идею, хотя имел неплохие шансы. "Я не чувствовал ни малейшего желания принимать участие в президентской гонке", – признавал позднее.
Не испытывал энтузиазма, когда после отставки с поста премьера ему начали предлагать встать во главе оппозиции. Соратникам пришлось долго убеждать его, а он все тянул с решением.
Известно, что в ряде сложных ситуаций ВАЮ старается в буквальном смысле убежать от проблем. Так в декабре 2001-го ему удалось убедить влиятельных персон в Раде учинить политическую расправу над своим заклятым врагом Медведчуком, инициировав его отставку с вице-спикерства. Какового же было их удивление, когда за час до голосования выяснилось, что ВАЮ уехал из Киева, а часть обещанных им подписей депутатов исчезли.
Вот выдержка из телефонного разговора ВАЮ с Омельченко, обнародованного журналистом Панамарчуком:
"О: Как Вы могли так поступить, уехать в Винницу в день, когда голосуется первым вопросом Медведчук, и даже ни хера не сказали? Как Вы могли так поступить?!!
Ю: ...Они голосуют, Александр Саныч.
О: Я Вас прошу, вернитесь в Киев!
Ю: Есть, есть…".
Через 15 минут:
"О: ВА! Что Вы наделали?!
Ю: Александр Саныч…
О: Я же Вас просил вернуться с дороги назад!!!
Ю: Александр Саныч… та, ну, я с дороги… я, я в Виннице... Два с половиной часа.
О: Почему Вы продали меня?!!! Вы меня продали!!! Вы – предатель!!!".
Из этого отрывка видно, что даже в момент своего успеха ВАЮ оказался психологически сломлен, подавлен и дезорганизован.
Похожая ситуация произошла и после выборов 2002-го, когда его политсила добилась большинства в Раде. Но вместо того, чтобы держать ситуацию под контролем и формировать правительство, ВАЮ спешно уехал отдыхать. Тем временем президент выдернул из оппозиции несколько депутатов и оставил ВАЮ ни с чем.
ВАЮ обладает достаточно высокими интеллектуальными способностями, чтобы сформулировать свои глобальные цели, целостную картину желаемого результата. По информации СМИ, его IQ составляет 110.
ВАЮ – единственный политик, который сегодня имеет целостную идеологическую конструкцию своего видения идеального будущего страны, однако он не способен формулировать стратегию достижения результата, не приспособлен к созидательному труду. Сама необходимость процесса достижения результата вызывает у него отторжение.
Отсюда симптоматичны любимые способы времяпрепровождения – гончарное дело, рисование, народные промыслы, которые свидетельствуют о склонности к созерцательности и уединению. Это своего рода способ ухода от реальности, повседневной работы и активной умственной деятельности.
Не желанием ВАЮ трудиться на результат, его верой в свою уникальную Миссию нещадно пользуются фавориты, умело манипулируя и играя на его слабостях и фобиях.
Балога в одном интервью изложил ту мотивацию, которая постоянно звучит в ближайшем окружении ВАЮ: "такой мощной фигуре, как ВАЮ, как-то ни к лицу играться в рейтинговые гонки", "будущее ВЮ зависит только от воли Божьей и от него самого".