Зеленський та порожнеча
Уходящий 2020 год не пощадил никого – включая и бывшего всенародного любимца Владимира Зеленского.
Шестой президент Украины погряз в скандалах, простился с имиджем "нового лица", потерпел неудачу на местных выборах, а уровень недоверия к Зе теперь выше, чем процент доверяющих ему соотечественников.
Правда, если говорить об альтернативах, то Владимир Александрович до сих пор смотрится выигрышно: более рейтингового политика в Украине нет. Это и неудивительно.
Один из главных козырей, задействованных Зеленским в прошлом году, по-прежнему остается за ним, и ближайшие конкуренты даже не пытаются его перехватить.
Президент-шоумен вовремя оседлал украинскую инклюзивность, становившуюся залогом победы не только в 2019-м, но и в 2014-м, 2004-м и 1991-м. Ту самую инклюзию, которая побуждала очень непохожих друг на друга граждан поддерживать одни и те же политические проекты.
Инклюзивная тактика позволяет привлекать многочисленных попутчиков и сочувствующих за счет принципа "кто не против нас, тот с нами".
В то же время эксклюзивный принцип "кто не с нами, тот против нас" потенциальных попутчиков отталкивает и отсекает.
Инклюзивная модель ориентирована на максимально широкую поддержку. Эксклюзивная – на ограниченную, зато более активную и воинственную поддержку.
[BANNER1]
Инклюзивный путь рождает лозунги, обращенные ко всем украинцам и подчеркивающие отсутствие противоречий между ними: "Схід і Захід разом" в 2004-м, "Єдина країна – Единая страна" в 2014-м, популистская риторика Зе-команды в 2019-м.
А эксклюзивный подход строится на противопоставлении настоящих и правильных украинцев с одной стороны – и негодных и неправильных с другой.
Характерно, что предшественник Владимира Зеленского на Банковой тоже получил власть благодаря инклюзивности.
Читайте также: Его Величество Зе
Весной 2014-го за Порошенко дружно голосовали интеллигенты и мещане, реформаторы и консерваторы, воители и соглашатели, каждый из которых видел в Петре Алексеевиче что-то свое.
Но в борьбе за второй срок ПАП избрал эксклюзивную тактику: объявив себя защитником истинной украинскости и записав всех недовольных в московские пособники.
Пятый президент увлек за собой патриотическую интеллигенцию, что изменило расклад сил на инклюзивном политическом поле.
Если в 2004-м и 2014-м инклюзия достигалась за счет присоединения обывательских масс к пассионариям и патриотам, то в 2019-м победивший проект Зеленского был ориентирован прежде всего на обывателей – к которым примкнула часть разочарованных пассионариев.
При этом побежденный Петр Порошенко не отказался от избранного курса, и уйдя в оппозицию все усилия экс-президента и его пропагандистов сводятся к формуле "кто не с нами, тот против нас".
Особенно ярко это проявилось во время недавних выборов в самом патриотичном городе Украины. Стоило Андрею Садовому составить конкуренцию кандидату от "ЕС", как львовский мэр был зачислен в агенты Москвы и "русского мира".
Читайте также: Все на Львов. Как Садовый и Порошенко за кресло львовского мэра воевали
А львовяне, не поддержавшие креатуру Петра Алексеевича, были тут же приравнены к презираемым 73%.
Критерием подлинной украинскости становится даже не идейный набор "Армія-Мова-Віра", а безоговорочная поддержка пятого президента и его политсилы.
[BANNER2]
Но проблема не только в том, что ПАП запер своих пассионарных сторонников. в эксклюзивном политическом гетто. Важнее то, что тактика Петра Алексеевича отваживает от инклюзивности и потенциальных конкурентов "ЕС".
Бывшие евромайдановцы, соперничающие с экс-президентом, вынуждены непрерывно отбиваться от обвинений в недостаточном патриотизме и недостаточной идейной чистоте.
Стоит им показать себя чуть менее ортодоксальными, чуть более гибкими – и на них тут же обрушится пропагандистская машина бывшего гаранта. А подставляться под удар никому не хочется.
В итоге патриоты и пассионарии даже не пробуют нарастить поддержку, перейдя к более широкому толкованию украинскости и воспользовавшись принципом "кто не против нас, тот с нами".
Наоборот, соперники Порошенко и Ко стараются выглядеть еще большими роялистами, чем сам король. Фактически они становятся мини-копиями "Евросолидарности", что отражается на их политических перспективах.
Именно так произошло с некогда многообещающим, но быстро сдувшимся "Голосом".
Хорошие новости заключаются в том, что эксклюзивность торжествует и на противоположном политическом фланге.
[BANNER3]
Любой пророссийский проект в Украине вынужден следовать в фарватере Кремля, исповедующего формулу "кто не с нами, тот против нас" с начала 2000-х.
Империя предъявляет к украинским лоялистам весьма жесткие требования, а всякое отступление от кремлевской догмы грозит зачислением в "бандеровцы", "свидомые", "майданутые", "либерасты", "соросята" и т. д.
Со времен первого Майдана нашу страну выручает то, что возможности "русского мира" по наращиванию поддержки заведомо ограничены.
В эксклюзивный потолок упирались коммунисты с витренковцами, в него уперся отказавшийся от евроинтеграции Янукович, а теперь туда же упирается ОПЗЖ. Родить что-то более гибкое Москва, к счастью, не способна.
Таким образом, по состоянию на сегодня главным пользователем отечественной инклюзивности остается Владимир Зеленский со своими слугами. Собственно, это и помогает незадачливому шестому президенту держаться на плаву, сохраняя какой-никакой рейтинг.
Эксклюзивные проекты теснят Владимира Александровича с обеих сторон, но на инклюзивном политическом поле Зеленскому противостоит пустота. Во всяком случае, пока.
Изменится ли эта расстановка сил в обозримом будущем? Возможно.
Читайте также: Терпеть нельзя бунтовать
Но если нынешняя пустота будет заполнена, если в Украине появится новый мощный инклюзивный проект, то, вероятнее всего, он сменит не партию Порошенко или тем более Медведчука, а все того же Зеленского.
Это будет не повтор 2004-го или 2014-го, а скорее вариация на тему 2019-го. Нечто популистское, приземленное, ориентированное прежде всего на обывательскую аудиторию, но при этом достаточно расплывчатое, чтобы привлечь часть попутчиков-пассионариев.
И нет никакой гарантии, что конечный результат окажется более впечатляющим, чем президентство шоумена Зе.
Михаил Дубинянский