Російський режисер Віталій Манський: Путін сприймає Зеленського як актора "Кварталу-95"
Он был одним из тех, кто снимал первую предвыборную кампанию Владимира Путина, ходил по пятам с камерой за малоизвестным тогда ФСБшником с карикатурной внешностью. Сегодня из-за критики бессменного правителя РФ, осуждения аннексии Крыма и войны на Донбассе он вынужден жить в Риге.
Российский документалист Виталий Манский, родившийся во Львове, на основе отснятых им архивных материалов сложил, словно пазлы, портрет российского вождя.
Картина Манского "Свидетели Путина" рассказывает о первом годе правления президента РФ.
С анатомической точностью Манский отображает период с 31 декабря 1999-го, когда Борис Ельцин публично заявил об уходе с поста президента, до 31 декабря 2000-го, когда вся Россия уже ела оливье под воскрешенный Путиным советский гимн.
По наблюдениям режиссера, трансформация Путина произошла буквально за полгода – от победителя последних демократических выборов в РФ до самодержца, развернувшего империю в прошлое.
В середине ноября Виталий Манский привез "Свидетелей Путина" в Киев.
Опальный российский документалист нашел время, чтобы поговорить с УП об отношении россиян к Украине, о родном Львове, имперских планах Путина и его восприятии Зеленского, о цветах на могиле Сталина и "вставании с колен".
"Люди продолжают писать в лифте"
– Пока я ехал в метро на встречу с вами, вспомнил фильм "Бумер", вышедший в 2003-м. На третьем году президентства Путина герой-браток сказал: "Не мы такие – жизнь такая". Нет ощущения, что этот лозунг стал оправданием для многих россиян?
– Не знаю. У меня меняются время от времени ощущения о жизни, о нас. Хотя мне все-таки кажется, что люди формируют климат, в котором живут. Если человек писает в лифте, он будет писать (ударение на "и" – УП) в любом лифте – в хорошем, чистом, или грязном.
Сейчас заселяются люди в новые дома и почему-то продолжают писать в лифте. Жизнь ли их заставляет это делать – не уверен.
– До сих пор есть такие?
– Есть. Я с соседом сделал ремонт в подъезде. Были две коммунальные квартиры, которые не участвовали. Мы повесили красивое большое зеркало с люстрой на первом этаже. И они рядом с ним написАли недлинное слово (х*й – УП). Им, наверно, так комфортнее, когда это слово рядом.
– Это в России было?
– В Москве, на Тверской (центральная улица столицы РФ – УП).
– Не знаю, как выглядит изнутри ситуация в РФ, но из Украины заметно: все больше думающих россиян уезжают на Запад. Для тех, кто думает меньше, вы – "предатель", погнавшийся за "длинным" долларом или евро. Кем вы себя ощущаете?
– Иной раз бываю в горах и вижу макушки гор в снегу. И с этих гор спускаются реки, превращающиеся в водопады. Я смотрю, думаю: это же за один сезон все должно закончиться, этот снег. А он не заканчивается и не заканчивается. Эта река течет и течет, этот водопад бьет и бьет, и этот снег бесконечный.
В России есть какая-то такая незыблемая фундаментальность… Уж казалось бы: после революции, когда бросали в топки паровозов живьем, уж такая была эмиграция. Пароходами уплывали люди.
– Чувства элитарности это вам не добавляет?
– В чем?
– Ну, как?! Творческая интеллигенция, эмиграция.
– Нет. Я, наоборот, не до конца уверен, правильно ли поступил. Не является ли мой отъезд проявлением слабости, например.
– После показа фильма в Киеве мне показалось, что во время общения со зрителями вы, говоря о Путине, часто делаете паузы, подбираете слова. Вам страшно?
– Вообще нормальному человеку должно быть страшно по жизни. Точнее, чувство страха должно присутствовать в комплексе с другими чувствами. Я реально гоню эти мысли. Но когда оказываюсь в России, конечно, они вольно или невольно возвращаются.
Поэтому, скажем, в России мне сейчас некомфортно. Мне значительно комфортнее в Латвии, в Украине, в Америке, в Чехии.
"Путин закладывает начало краха России"
– Во время просмотра фильма я пытался понять, какие чувства испытываю. Странно, но мне стало жалко главного героя. Такая, знаете, брезгливая жалость. Как вы относитесь к Путину?
– Нет, у меня нет к нему жалости. Потому что он безжалостен по отношению ко мне. "Ко мне" в широком смысле. Считаю, что он совершает серьезное преступление по отношению к гражданам России, разворачивая Россию, такую сложно настраиваемую, неуклюжую Россию, в обратный ход.
Мне кажется, именно он и является человеком, который закладывает начало краха России, по крайней мере в этих территориальных границах.
– Как в других странах реагируют на "Свидетелей Путина"?
– Когда смотрят картину в Канаде или в Италии, в Америке, в Гонконге, для них происходящее является очевидным надругательством над правом, над законом, над демократией. Они воспринимают ее как такую документальную версию "Карточного домика".
Российский зритель… Иногда встречаю в аудиториях таких, кто говорит: "Все прекрасно, прекрасный герой, прекрасная его позиция. Вы посмотрите, насколько он демократичен. Он говорит, что вот сейчас поработает президентом и вернется в свою личную жизнь. Он хочет оставить после себя страну – такую, в которой можно жить потом".
И они совершенно не в состоянии проанализировать, что это он говорит 20 лет назад. И он 20 лет уже никуда не уходит и никуда не уйдет. И что за эти 20 лет произошло и с демократией, и со свободой, и с экономикой, и с их собственным холодильником, в конце концов.
Ладно, если им плевать на "Иловайские котлы" и прочее. Но холодильник собственный…
– Меня удивило, что вы и ваша супруга уже тогда, 31 декабря 1999-го года, когда Ельцин объявил о своем преемнике, понимали то, чего россияне в массе своей так и не поняли спустя 20 лет правления Путина.
– В случае с моей женой все очень просто. Для нее, если хотите, это на генетическом уровне. У нее по линии отца и по линии матери деды были жертвами ГУЛАГа. А по материнской линии – с двух сторон, потому что еще их раскулачили, моя теща воспитывалась в детском доме.
Для нее человек из системы КГБ, НКВД, ГПУ, ФСБ – по определению человек, находящийся за красной линией. Это просто как спичка к сухому сену. Происходит немедленное возгорание.
К сожалению, многие, и я в том числе, эту ситуацию (приход Путина – УП) все-таки пытались пропустить через какую-то рациональность. Они же (Ельцин и демократы, приведшие Путина к власти – УП) сами себе свинью не подложат. Жизнь показала, что и они были очень наивны в своих решениях и, по сути, стали первыми жертвами своего собственного Буратино.
– Мне кажется, без вашего закадрового текста была бы совсем другая картина. Как документалисту не стать пропагандистом? Где эта грань?
– Откровенно говоря, это была, может быть, главная опасность. Я принципиально не хотел картину вторгать в зону пропаганды, контрпропаганды.
Что касается моего дикторского текста, он даже не дикторский, он – авторский. Появляются 5-6 раз очень короткие реплики, связующие какие-то сюжетные линии. И все они безоценочные, за исключением моего финального, тоже не длинного монолога.
В интервью, в разговорах я могу высказывать свое мнение, и оно достаточно жесткое. Я считаю Путина преступником и т.д. Но в картине я прилагал максимум усилий, чтобы не выражать свое личное отношение и личную эмоцию. Чтобы дать зрителю возможность принимать самостоятельное решение.
– Путин на большом экране – совсем не то, что показывают по телевизору. Я смотрел ему постоянно в глаза, пытаясь понять, что это за человек. Что вы 20 лет назад увидели в его взгляде?
– Это была эволюция моего видения. Потому что это была эволюция и самого Путина. Он входил в Кремль, будучи очень осторожным, аккуратно нащупывал путь к президентскому креслу, через, по сути, минное поле. Один неверный для него шаг, и явки, пароли провалены.
Но когда он завладел властным троном, то стал пользоваться этой сакральностью власти, чтобы никто не подобрался к нему. И это принципиально иное. Изменилось напряжение мышц лица.
– Эта перемена произошла в течение года?
– Я бы даже сказал, в течение полугода. Эта перемена практически с марта на сентябрь 2000-го. Путин, получив власть, достаточно быстро сбросил маски. И пошел совершенно очевидным вектором движения.
Уже к осени 2000 года возникло понятие, сам этот принцип – "вертикаль власти". Буквально на следующий год отменили губернаторские выборы. То есть, по сути, отменили выборную систему России. Закрыли НТВ, потом вскоре был посажен Ходорковский – как знак, черная метка всему крупному бизнесу.
Не говоря уже о том символическом развороте, который я и делаю драматургическим стержнем фильма – возвращение советского гимна. Эта опасность, кстати, обществом не была по достоинству оценена в тот момент.
– В "Свидетелях Путина" как раз поражает эпизод, когда Ельцин, уже бывший президент, отмечает 31 декабря в 2000-м под звуки нового старого гимна. И на вопрос родных, что он думает о гимне, Ельцин выдавливает из себя: "Красненько". Как вы думаете, в эту минуту он понял, что натворил?
– Ельцин меня не уполномочивал делать от его лица заявления. Но то, что я чувствовал – это чувство, конечно, разочарования. Понятно, что они (Ельцин и его семья – УП) уже к первому году путинского правления стали ощущать, что совершили какую-то неточность.
"Львовский булыжник задницей чувствую"
– Вы родились во Львове. Что для вас Украина?
– Не знаю, насколько это вообще толерантно, то, что я скажу. Для меня Львов и Украина – немножко разные вещи. Львов – родина, любимый город. Когда такси по булыжнику едет, я своей задницей его чувствую. И этот булыжник не перепутаю ни с какими булыжниками в мире.
Львов для меня – космос. Большой, самодостаточный мир. Конечно, Львов – это Украина. И в этом смысле Украину я считаю своей родиной.
Но Львов в этом ощущении моих корней первичен, а Украина в каком-то смысле вторична. Наверное, надо было как-то по-другому ответить, но, тем не менее, это так.
Документальные фильмы Виталия Манского получили различные награды на кинофестивалях. Одна из его лент была посвящена феномену группы "Тату"
– Принято считать, что Львов – настоящий европейский город. Влияет ли он на способ мышления человека, родившегося там?
– Думаю, мое очень трепетное отношение к свободе, к личности, к правам каким-то подспудным образом формировалось в этой культуре города. Может быть, даже через его раны, нанесенные советским периодом.
Я прекрасно помню конец 60-х, когда почему-то снимали парадные двери, такие резные, красивые. Их чуть ли не сжигали во дворах, а взамен ставили из сосны, обитые жестью. Не очень понимаю, что под этим подразумевалось. Но даже эта кампания по смене дверей для моего становления, для моего понимания добра и зла явила очень серьезный жизненный опыт.
– Как, по вашим наблюдениям, к Украине относится среднестатистический россиянин?
– Думаю, диапазон ощущений широкий. Самое позитивное – это такая жалость по отношению к Украине: "Как же так? Что ж вы оступились?! Что ж вы поддались, кто ж вас сбил с пути истинного? Что же с вами эти фашисты делают? Что ж вы, миленькие, родные?!". Вот это самый позитивный блок.
Дальше стрелка опускается к риторике федеральных каналов, которые, конечно же, Украину не щадят, и украинцев заодно.
Но это не значит, что в России нет людей, которые сквозь бурелом пропаганды способны пробираться и сохранять какую-то ясность сознания. Это, кстати, очень сложное дело. И очень малый процент людей находит в себе силы сохранять трезвость ума.
– Аркадий Бабченко считает, что таких в России уже не осталось.
– Бабченко очень радикален в своих суждениях. Такие остались. И это, конечно, очень зависит от объема личности человека. Как правило, это люди глубинного образования, глубинного воспитания. Не буду называть их имена, хотя среди них есть и очень известные люди.
Сейчас симпатия к Украине является таким очень токсичным для человека, для его бизнеса, карьеры. И симпатии к Украине более опасны в прикладной жизни, чем симпатии к педофилам, расчленителям человеческих тел и прочим изуверам. Менее опасно симпатизировать падшему человеку, чем проявлять симпатию к современной Украине.
– Я, русскоязычный гражданин Украины, выходец с Донбасса, помню свои первые чувства во время аннексии Крыма. Это были замешательство и обида. Уйма моих друзей и знакомых оставили потом в родном Донецке работу, бизнес, квартиры. Они обижались на русских, что вполне понятно. Но вот за что русские в обиде на украинцев?
– За то, что "вы предали, бросили нас". Ушли себе в Европу, в НАТО. Даже не знаю, как ответить на этот вопрос. А как россияне несут цветы к могиле Сталина? Как они несут цветы к могиле человека, который уничтожил миллионы их близких и родных?
Государство преднамеренно, осознанно и очень профессионально разжигает самые низменные чувства в массовом сознании. Утверждает некую новую этическую доктрину.
Это "вставание с колен", как некая самость, как некое фундаментальное возвращение к вековым традициям.
Создание империи кровью, огнем и мечом, тысячами и миллионами жертв, в истории и в повседневности возвращается в виде каких-то таких священных побед во имя добра. Главным идеологическим инструментом является не что-то из современной жизни, а победа во Второй мировой войне.
"Моя тетка в Крыму наслаждается тем, что стала с подносом в очередь за супом"
– Почему, на ваш взгляд, Путин так не любит Украину? Или можно сформулировать вопрос по-другому: какую Украину он любит?
– Нет-нет, я не думаю, что у Путина есть любовь или нелюбовь к Украине. У него есть понимание своих прикладных задач, своей миссии. И Украина встала на пути реализации его миссии. И все. Как говорится, ничего личного, только бизнес.
– Миссия эта на чем держится?
– Всякий политик недемократического толка ставит на повестку дня вопрос о своей роли в истории. И коль скоро Путин открыто, легально формулирует, что развал Советского Союза – это крупнейшая геополитическая трагедия ХХ века, совершенно очевидно, что он ставит перед собой задачу начать обратный процесс: восстановления Советского Союза, Российской империи.
В общем, у него это более-менее получалось. Когда прошел первый Майдан и пришел Ющенко, через хитрости и экономическое давление Ющенко был снесен после первого же срока.
И они все-таки посадили Януковича, который, совершенно очевидно, был ориентирован на Москву. Им казалось: "Не вопрос, ну да, бывают какие-то срывы, но мы сейчас все восстановим".
Потеря Украины – такой глобальный надлом стройного плана Путина. Украина для него – определяющая страна. Ну не с Абхазией же восстанавливать империю!
Фильмы о князе Владимире снимаются как главные проекты российского кино. Памятник Владимиру устанавливают не где-нибудь, а при въезде в Кремль. Путин и его идеологическая машина работает весьма откровенно и открыто.
Не знаю, можно ли так сформулировать, но Путин в чем-то честен в своих устремлениях. Но и во время Третьего рейха руководитель Германии тоже был весьма откровенен в своих устремлениях. И аннексия Австрии была его победой, после которой он и позволил себе начать то, что привело к его концу и фактически к катастрофе всей Германии.
– Представим совсем гипотетически, что я – русскоязычный гражданин Украины, который сомневается, нужна ли мне независимость Украины или я должен быть частью этой империи, о которой грезит Путин. Что такого может дать мне Россия, чего у меня сейчас нет?
– Ну, наверно, то, что она дала Крыму. Не думаю, что больше.
– Что это?
– Не знаю. Я не бываю в Крыму. Но то, что я вижу, то, что доносится из Крыма, кроме разочарования и иронии, ничего не вызывает. По крайней мере, кинематографические какие-то крымские проявления – это абсолютный "совок".
Кому-то "совок" очень дорог, для кого-то "совок" – это и есть смысл жизни. Кто-то не может переступить порог приличного кафе, а хочет получить в руки поднос и с ним стоять у ленты с едой. Я, по крайней мере, по своей тетке, которая живет в Крыму и является таким ярым путинистом, вижу – да, она наслаждается тем, что с подносом встала наконец-то в очередь за супом.
Читайте также: Дмитрий Ярош: Путин может умереть в любой момент
"Путин пытается выманить Зеленского, чтобы добиться своих целей"
– Российский политолог Александр Морозов в интервью УП назвал Порошенко "гвоздем в ботинке у Путина", имея в виду четкую, последовательную дипломатическую позицию экс-президента Украины. Кем для Путина является Зеленский?
– Если Путин в состоянии обыгрывать опытных политиков, имеющих за спиной историю побед или, по крайней мере, реальных дел, я не думаю, что Зеленский на данном этапе является для него серьезно рассматриваемым противником или партнером.
Думаю, что глубинно Путин воспринимает Зеленского как актера "Квартала-95". И, может быть, где-то даже подыгрывает ему, пытается выманить из его комфортного пространства для того, чтобы добиться своих целей и задач.
– Является ли победа Зеленского для Кремля подтверждением тезиса, что Украина – это "failed state"?
– Для них победой являлось поражение Порошенко. Оно для них ценнее чьей-либо победы. Думаю, они были готовы к победе любого – и Юли, и Вакарчука, любого. Порошенко был для них более консервативен и недоговороспособен. И они делали ставку на то, что вот эта доктрина, которую предлагает Порошенко украинскому обществу, ложная, преступная.
Поражение Порошенко – это как бы подтверждение правоты российской идеологии. А далее, получив Зеленского, наверное, они внутренне как-то успокоились. Потому что действительно сейчас получили не сильного конкурента.
Хотя, может быть, они ошибаются. Зеленский – это совершенно для меня неизвестный и непонятный политик. Посмотрим.
Я понимаю, что любое невосстановление Украины в своих границах – проигрыш Украины. С возвращением Луганска и Донецка у меня как-то складывается более-менее, по крайней мере, в какой-то перспективе. Но с Крымом я не очень-то это вижу. Думаю, что и Зеленский не очень-то видит, что бы он ни говорил.
– О ком из украинских президентов вы хотели бы снять документальный фильм?
– Ни о ком. Зеленский сам о себе снимает всю свою жизнь кино, поэтому в этом не нуждается. О Зеленском, кстати, очень легко сделать документальную картину просто из того материала, который уже есть в паблике. Это вообще простая задача.
Мне был когда-то интересен просто по-человечески Вячеслав Черновол, его судьба и, конечно, его смерть накануне выборов.
– В какую Россию вы хотели бы вернуться?
– Пока я не сжигаю окончательно мосты. Я мог бы относительно без проблем получить другое гражданство. Но не хочу отказываться от российского паспорта.
И вообще ощущаю себя пессимистом, но при всем пессимизме с большой надеждой каждое утро открываю компьютер. Я хотел бы вернуться не на день после, а на день раньше, как минимум. Потому что мне очень хочется все это увидеть (уход Путина – УП).
– Помню это чувство, когда начиналась война на Донбассе. Я тоже каждое утро открывал компьютер в поисках позитивных новостей. Меня хватило, наверно, года на полтора.
– Ну, пока меня хватает...
– На афише вашего фильма изображены люди с одинаковой маской Путина. Что будет с этим коллективным Путиным, когда самого Путина не станет?
– Кто-то маску немедленно бросит и растопчет. Кто-то будет ее долго отдирать. А кто-то будет гордо продолжать носить.
– Как цветы к Сталину?
– Да.