Пастка для Гройсмана. Які проблеми очікують нинішнього прем’єра

Марія Жартовська, Роман Кравець — Вівторок, 21 червня 2016, 10:53

Чуть больше месяца. Столько остается премьеру Владимиру Гройсману и его министрам до пересечения первой психологической от метки – 100 дней работы нового правительства, когда журналисты, политологи, экономисты начнут анализировать первые успехи и провалы нового Кабмина.

Премьер не тратит времени даром.

14 июня он совершил свою первую рабочую поездку в США, где, в частности, встретился с вице-президентом Джо Байденом, который неоднократно помогал разрешать украинские кризисы.

– В ближайшей перспективе Украина внутри будет меняться, и эти изменения будут сказываться на улучшении уровня жизни. Американские партнеры нас поддерживают и институционально, и политически, и финансово для того, чтобы мы могли внедрять эти изменения как можно скорее, –  сказал Гройсман после встречи с вице-президентом США.

Но чтобы выполнить свои обещания премьеру придется постараться и помимо внешней поддержки получить внутреннюю.

Со вторым пунктом сложнее. На пути к обещанным изменениям Гройсмана могут поджидать несколько кризисов – начиная от конфликтов между министрами и парламентом, и заканчивая личной неприязнью между ним и президентом Петром Порошенко.

Ниже о том, с какими сложностями уже сталкивается нынешний премьер.

Стремление к независимости

Весной нынешнего года, казалось, что бесконечный и скучный временами сериал под названием "затяжной политический кризис" не закончится.

Днем и ночью Петр Порошенко и тогдашний премьер-министр Арсений Яценюк, а также их ближайшее окружение вели переговоры о судьбе будущего правительства и кандидатуре нового министра.

В начале более вероятным кандидатом на пост министра называли тогдашнего министра финансов Наталию Яресько, тогда как Гройсману, занимавшему должность спикера парламента, давали небольшие шансы на премьерское кресло.

В итоге из менее вероятного кандидата Гройсман стал более вероятным.

Будущий состав Кабмина ему сформировали из людей, приближенных к президенту и бывшему премьеру Арсению Яценюку и партийных ставленников.

Но у него было несколько обязательных условий, которых он в итоге добился, а именно – должность министра социальной политики для Андрея Ревы, вице-премьера для Владимира Кистиона – с обоими Гройсман работал в бытность мэра Винницы. Еще одна должность – министра Кабинета министров – для Александра Саенко, с которым он познакомился уже в Киеве.

Еще одно и, пожалуй, главное условие Гройсмана – нынешний заместитель главы Администрации президента Виталий Ковальчук не должен занять должность первого вице-премьера.

На пути к обещанным изменениям Гройсмана могут поджидать несколько кризисов – начиная от конфликтов между министрами и парламентом, и заканчивая личной неприязнью между ним и президентом Петром Порошенко
АПУ

В какой-то момент дошло до ультиматума – либо премьер я, но без Ковальчука в правительстве, либо ищите нового премьера. Собеседники УП в АП рассказывают, что Гройсман и Порошенко тогда здорово повздорили.

– Порошенко очень злопамятен. Пример – Анатолий Матвиенко (нардеп от БПП и дядя Сергея Березенко – УП) имел неосторожность раскритиковать Порошенко на одном из совещаний, а теперь не может к нему попасть, – говорит собеседник в окружении Президента.

Не стал исключением и этот случай. Категоричность сыграла с нынешним премьером злую шутку и 11 мая – меньше, чем через месяц после назначения Гройсмана – президент назначил Ковальчука своим вторым представителем в Кабмине.

– Я так понимаю в АП немного нервно восприняли гонор Гройсмана. Вот и поставили "смотрящего", который может время от времени ставить премьера на место! У нас на одном из заседаний Кабмина Ковальчук говорил больше, чем Александр Данилюк, пока тот был представителем Порошенко в правительстве, – говорит один из министров.

По информации УП, Гройсман теперь обязан согласовывать с Ковальчуком повестку дня Кабмина минимум за сутки, чтобы тот успел вникнуть во все вопросы.

Простой пример. Во время прошлого заседания Кабмина неделю назад министры обсуждали проект постановления о распределении субвенций между местными бюджетами на сумму в 1 млрд 252 млн гривен. С той лишь разницей, что в действующем акте указано, что перечень объектов формируют местные госадминистрации и органы местного самоуправления, тогда как в проекте постановления предполагалось, что такой перечень будет утверждать Кабмин.

На это обратил внимание Ковальчук, получивший неодобрительный взгляд в свою сторону от Гройсмана.

– Я хочу напомнить, что президент Украины считает реформу децентрализации одной из ключевых. У меня как раз есть вопрос, – начал он издалека, –  В шестом пункте действующего акта указано, что перечень объектов формируют местные государственные администрации и органы местного самоуправления. Они их и утверждают. Каким образом корреспондируется с децентрализацией, что теперь такой перечень будет утверждаться Кабмином?, – спросил Ковальчук.

Такое внимание с его стороны было обусловлено тем, чтобы не дать Кабмину каким-то образом получить лояльность органов местного самоуправления, распределяя субвенции, например, на реконструкцию или ремонт детских садиков и школ в регионах.

Но это не единственный камень в огород Гройсмана со стороны Ковальчука, у которого хорошие отношения с большинством министров.

Во время одного из заседаний Нацрады реформ он предложил Гройсману создать независимый экспертный совет из числа активистов и общественных деятелей, которые бы контролировали выполнение программы Кабмина.

На что Гройсман лишь обижено бросил, что у него не будет ревизоров.

Без голосов

Натянутые отношения с Ковальчуком – не единственная проблема Гройсмана. Его Кабмин сформирован таким образом, что недоразумения между министрами могут вспыхнуть в любой момент по причине предыдущих конфликтов. Например, между вице-премьером по гуманитарным вопросам Павлом Розенко и министром социальной политики Андреем Ревой, министром культуры Евгением Нищуком и его предшественником, нынешним вице-премьером Вячеславом Кириленко.

– Сейчас в Кабмин можно разделить на четыре группы: группа Гройсмана, Яценюка, Порошенко и четвертая группа, которая хочет получить политические дивиденды от работы в Кабмине. Например, министр инфраструктуры Владимир Омелян или евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе, – рассуждает один из министров, добавляя, что эффективность работы Кабмина снизилась в десятки раз.

– Яценюк, при всем скептическом отношении к нему, мог уместить страну в своей голове. У нас с голоса принималось по 50-60 постановлений. Гройсман так не может, – говорит еще один министр.

Но проблема не только внутри Кабмина, а и в работе с депутатами.

– У Гройсмана нет четкого видения работы с парламентом, хотя ранее он говорил, что нужно, чтобы правительство и парламент сотрудничали. Ни он, ни Кубив ни разу не были на заседании нашей фракции. Руководство Кабмина ведет себя некорректно. Вот пример – фракция направляет письменные вопросы к правительству перед часом вопросов. Мы ни разу не получили от них ответа, – жалуется один из нардепов от НФ.

У Гройсмана попросту нет человека, который бы собирал голоса за правительственные инициативы. В отличие от предшественника Арсения Яценюка он не может похвастаться большой фракцией и вынужден идти на диалог как с НФ, так и с БПП.

– Он пытается играть в отдельную игру. Вступил в диалог с Арсением Яценюком и Арсеном Аваковым, другими главами министерств, чтобы получить лояльность, – говорит источник в АП.

– А почему кто-то должен собирать для Гройсмана голоса? У него Саша Саенко может этим заниматься. Плюс к Кабмине есть Игорь Насалик и Тарас Кутовой, которые могут и сами говорить с депутатами, – пожимает плечами один из депутатов от БПП.

– У Гройсмана нет четкого видения работы с парламентом, хотя ранее он говорил, что нужно, чтобы правительство и парламент сотрудничали, – жалуется один из нардепов от НФ
Дмитро Ларін, УП

Отчасти он лукавит. Потому что последнее время коалиции, состоящей из БПП и НФ, трудно собирать голоса под законопроекты без участия групп "Волі народа" и "Відродження", которая подконтрольна олигарху Игорю Коломойскому и нардепу Виталию Хомутыннику и которая коммуницирует только с АП.

Так, "Відродження" своим условием за голосования поставила сохранение Романа Насирова на должности главы ГФС.

– Без бывших регионалов голосов нет. Ни один законопроект не проходит. А их голоса дорого стоят – вздыхает один из министров.

– У Гройсмана есть две ключевые темы – таможня и дороги. Задача – очень быстро увеличить поступления в бюджет, если не покажет результата, будет кадровое решение. Менять главу ГФС, – говорит собеседник в АП.

Результат правительство должно показать к осени – тогда в АП ожидают наступление политического кризиса и волну негатива в сторону Кабмина – людям придут платежки за коммунальные услуги с новыми тарифами.

И показать результат Гройсману, который стремится к самостоятельности, без поддержки Порошенко будет непросто.

– Он без нас ничего не может. Фракции у него нет, полного влияния над Кабмином – тоже, политического проекта – тоже. Взбрыкнет – останется ни с чем в 38 лет, – рассуждает собеседник в АП, добавляя, что Гройсману нужен свой политический проект.

Но пока вопрос в союзниках. У премьера действительно есть своя региональная партия "Винницкая европейская стратегия", которая участвовала в местных выборах. Но она пока не может претендовать на всеукраинское влияние.

Фактор Ложкина

Впрочем, у Порошенко есть запасной вариант на случай, если Гройсман и дальше будет стремиться к самостоятельности, не покажет результата и соберет на себя весь общественный негатив. Это – Борис Ложкин, нынешний глава АП.

Несколько месяцев назад появилась информация о том, что Ложкин хочет покинуть свою должность. По информации УП от нескольких собеседников в АП, он  устал  от работы в системе государственной власти и хочет заняться инвестиционным бизнесом.

Собеседники в АП утверждают – президент видит в Ложкине свой запасной парашют, на случай, если Гройсман не справится.

Ложкин несколько раз говорил с Порошенко о возможности своего ухода, но внятного ответа о дате так и не получил. Два месяца назад он поставил вопрос о своем уходе более жестко, на что получил ответ – не актуализировать день ухода до конца 2016 года.

– По моим ощущениям, Порошенко его не отпустит, – говорит собеседник, близкий к президенту.

Но займет ли Ложкин пост премьера – пока вопрос. За лето многое может измениться.

– Гройсман агрессивно настроен на изменения. В плюс ему – конъюнктура, в том числе и сырьевая. Будет незначительный рост. В 2014 году у Яценюка она была не настолько благоприятной, – считает собеседник в АП.

Многое зависит и от поддержки западных партнеров, для которых ключевая тема – борьба с коррупцией и влиянием олигархов на политику и экономику. Хотя бы точечные изменения в этих сферах помогут премьеру заполучить иммунитет на некоторое время, поскольку для западников важна политическая стабильность и они выступают категорически против досрочных парламентских выборов.

Так что поговорка "цыплят по осени считают" – это о правительстве Гройсмана. У него еще есть несколько месяцев, чтобы показать результат.

Марія Жартовська, Роман Кравець, УП