Незамилений погляд. Фотоекспедиція на загублений півострів
Через два года после аннексии Крыма столичные фотографы Роман Пашковский и Виталий Павленко отправились на полуостров в фотоекспедицию.
Виталий Павленко — фотограф AGP Media и ресурса Афиша (Bigmir). Роман Пашковский — автор публикаций в изданиях Forbes, Vogue, Esquire, Elle, работает в том числе и в жанре ню.
Для Ромы Крым — место единения с природой, километры пройденных в походах и поездках дорог.
Виталий — здесь впервые влюбился и женился, здесь до сих пор живет его мама, которая в 51 год купила квартиру и исполнила свою мечту — переехать жить в Крым.
Фотографы хотели объехать как можно больше городов — они снимали в Севастополе и в Керчи. Ночевали и в горах, и в местных пансионатах. В фотоэкспедицию они взяли спальные мешки, пледы, продукты — все, что можно было приготовить на костре.
Граница
Граница — это место с надзирателями. По другому не назовешь. Напоминает северокорейский суперсовременный боевик. Твою машину обыскивают люди, все проверяют, просят документы.
Мы взяли с собой палатки и было пару килограмм картошки, пакет порвался и она рассыпалась. Эти люди так цинично на все это смотрели...Это было издевательство и ад.
Въезд в Крым
Колючая проволока, минные поля, мы.
Ехали как будто в Мордор.
Только заезжаешь, и сразу тебя встречает Лорд, большие плакаты Лорда (Владимир Путин —УП), он сидит и сурово смотрит на все. Нет никаких пропагандистских подписей, но его присутствие ощущается.
Путин следит и улыбается. Знаете — есть фотография Путина в пилотке на подводной лодке,он такой "сухой" на ней. А это современный Путин — ботексный такой.
Лорд, пропаганда, большие экраны
Большое впечатление на фотографов оказали передвижные большие экраны с российскими пропагандистскими роликами.
С экранов к крымчанам обращается голос который рассказывает историю полуострова во время захвата Крыма, а также информацию на случай эвакуации населения.
Везде, в местах где концентрируются люди, стоят большие экраны, и постоянно вещают — какого числа Крым "вошел в состав" России и что "вежливые люди" здесь всех защищали.
Показывают детей, на фоне играет музыка, а потом раздается взрыв, и дальше уже закадровый голос рассказывает о правилах эвакуации населения… Ощущение, что все готовятся к войне.
Расширяя границы
Во время фотоэкспедиции Романа и Виталия сопровождали двое крымчан. Один из них — в прошлом пограничник, второй — водолаз. Оба остались жить в Крыму.
Самое интересное — даже они были удивлены тому, что увидели. Ведь они точно также сидят в телевизоре и видят одну картинку. Они увидели вместе с нами ЛЭПы. Они увидели, как живут люди. Они увидели Лорда, портреты которого висят по всему Крыму.
Помню паром в Севастополе, который едет с северной артбухты на Нахимова. И на этом корабле тусклая лампочка. Темно и все молчат. Только молодежь о чем-то шутит между собой.
Провинциальное фотоателье
Многие знают Романа Пашковского по его ироничному проекту "Провинциальное фотоателье".
Рома бывает в разных городах Украины и находит старые фотоателье, где перевоплощается в дворового парня. Так у Ромы собралась коллекция из Одессы, Мариуполя, Макеевки, Бердичева, Умани и других городов.
В фотоэкспедиции родился и крымский образ.
Люди
Мы отдаляемся. Это закрытая территория, Крым отдаляется от нас, это уже другой мир.
Там дети не видят ничего другого. В глазах у многих страх и непонимание, ненависть. Ее раньше не было, и вот она вдруг появилась
Политика стала границей между людьми. Ты не можешь там проявлять свою позицию и выйти например с украинским флагом на улицу.
Мы были в одном поселке, где живут исключительно крымские татары. Знаете, я раньше тоже не понимал их, мы — славяне, у нас другая культура. Сейчас произошла перезагрузка. Нужно им помочь — крымским татарам.
Дорогой решили поехать на Соленое озеро под Керчью.
Чтобы туда проехать, нужно спуститься от Феодосии на юг и долго ехать по берегу моря. По пути встретили Алексея. Ему 52 года, он работал в Севастополе, а теперь пасет овец.
Алексей посоветовал туда не ехать. Там неподалеку полигон и проходят учения, там стреляют, все гудит и шумит, ездят танки и БТРы, поэтому дороги нет.
Набор крымского туриста
Все в упадке. И за два месяца, ближе к курортному сезону, вряд ли станет лучше.
У нас тоже местами грязно. Но в некоторых городах, таких как Ялта и Севастополь раньше всегда было образцово. Это же города-элиты для офицеров, также ЮБК. Всегда в Ялте было чисто и красиво. А сегодня в городе жутко разбитые дороги.
Мы обращали внимание на продукты. Интересно было откуда их привозят.
Например, на заправке была консервация от производителя "Совок", с Калининградской области — язычки оленины, на банке надпись: "Сделано в СССР". Или, вот например, можно было купить семечки "Тамбовский волк".
Сегодня стандартный подарок из Крыма — футболка с Лордом, консервы эти, набор для детей с военной формой и алюминиевые ложки и тарелки.
Мы должны бороться за людей
За своих друзей в Крыму я буду цепляться крючками и объяснять, звонить и показывать, что есть другая жизнь и другой мир. Звонить и говорить: "Приезжайте в Киев, здесь нет фашистов".
Юлия Стець, Роман Пашковский, Виталий Павленко, для УП