Як кремлівські гуси Мінськ "врятували"-2

Понеділок, 5 жовтня 2015, 17:18

Прогнозировано отменив свою исключительно технологическую задумку в виде громкого анонса "выборов в ДНР-ЛНР", Москва попытается теперь открыть новый фронт давления на позиции Киева в процессе реализации Минских соглашений.

Кремль позиционируется как игрок, активно содействующий мирному политическому урегулированию в рамках Минска-2. Поэтому заявления подконтрольных Кремлю лидеров боевиков о сепаратных выборах на Донбассе прозвучали резким диссонансом с этим показательным "миротворчеством".

Собственно, фактическая отмена сепаратных выборов и была зафиксирована на саммите "нормандской четверки" 2 октября.

После формализации этого решения, соответствующие заявления лидеров "республик", как ожидается, последуют на текущей неделе.

И Москва будет пытаться добиться легитимизации власти полностью подконтрольных себе лидеров боевиков в двух анклавах с помощью уже не сепаратных, а освященных Киевом выборов.

Если раньше для продавливания выгодных решений РФ на полную пыталась использовать конституционную реформу, то теперь к этому рычагу добавился еще и закон об особенностях выборов в "ДНР"-"ЛНР".

Причем исходное требование Кремля в обоих случаях одно и то же: хоть Конституция и является Основным Законом Украины, а выборы на неподконтрольном Киеву Донбассе должны пройти по украинскому законодательству, однако и новый Основной Закон и эксклюзивный закон о выборах первым делом и всенепременно должны получить "одобрямс" от лидеров "ДНР"-"ЛНР". То есть на самом деле от Москвы.

Московская доктрина "ограниченного суверенитета" в действии.

Трюк с выборами

Двухходовка с а) провозглашением лидерами донбасских боевиков сепаратных выборов и б) отказом от их проведения после вмешательства миротворца Путина – была разыграна хозяином Кремля как по нотам.

Все составляющие донбасской "выбориады" были налицо:

- имитация начала предвыборного процесса в двух анклавах сепаратистов;

- крайняя обеспокоенность Германии и Франции угрозой полного срыва Минского процесса в случае проведения этих выборов;

- очередное наглядное напоминание Европе того, что все нити управления донбасскими марионетками находятся в руке одного кукловода Путина;

- апелляция Берлина и Парижа к Москве с просьбой отменить эти выборы;

- сделанное Путиным одолжение европейским друзьям – обещание поручить кому-то их своих подручных попытаться переубедить лидеров "народа Донбасса" отказаться от права "провести волеизъявление на своей суверенной территории".

По законам дипломатической игры этот процесс прошел все ступени своего развития, несмотря на то, что с самого начала было очевидно: выборы-2015 в "ДНР"-"ЛНР" – это чистой воды блеф Кремля.

Как уже указывалось, это "шантаж исключительно словесный, на уровне заявлений, без шансов практической реализации провозглашенных намерений в обозначенные сепаратистами сроки – 18 октября в "ДНР" и 1 ноября в "ЛНР".

Оценивая результаты этой "московской двухходовки" с выборами стоит непредвзято разобраться в том, "что это было – чья победа, кто побеждён?".

Поскольку сравнение ситуации с выборами-2015 в "ДНР"-"ЛНР" и выборов-2014 в них же наглядно показывают в динамике ситуацию с влиянием России на конфликт. И, несмотря на то, что Москве удалось провести эту "двухходовку", говорить об ее увеличивающемся влиянии на конфликт на Донбассе не приходится.

Наоборот, возможности России влиять на течение конфликта на Востоке Украины за год существенно уменьшились.

Вследствие целого ряда факторов, главные из которых – глубокий системный спад российской экономики, эффективное действие международных санкций, международная изоляция российского руководства.

Ну и неспособность России, даже используя весь комплекс средств "гибридной войны", добиться контроля над другими украинскими территориями, кроме Крыма и нескольких районов в Донецкой и Луганской областях.

В результате, если в ноябре 2014 года Россия еще могла исключительно по своей воле пойти на проведение сепаратных и несогласованных с Киевом и ЕС выборов в двух донбасских анклавах, то год спустя она уже не может этого сделать. Поскольку позиции Москвы в конфликте на Донбассе объективно ослабели.

В силу этого Путин и вынужден был сначала лично подписать условия Минска-2, в то время как под Минском-1 стояла подпись посла РФ в Украине Зурабова, ни к чему существенному Кремль не обязывающая.

А теперь Путин вынужден будет еще минимум до декабря демонстрировать свою приверженность мирному процессу. Потому что в декабре состоится голосование в ЕС по продлению санкций против России. И к этому моменту Москва деятельно готовит поводы для снятия этих санкций.

Два весомых аргумента приготовить уже получилось: прекращение огня с 1 сентября и отмена выборов на Донбассе 18 октября – 1 ноября.

С помощью этих аргументов и своих многочисленных друзей в далеко немонолитном лагере ЕС Москва небезосновательно надеется добиться отмены санкций уже через два месяца.

Для достижения этой цели РФ вынуждена будет продолжать демонстрировать глубочайшую приверженность поддержанию мира на Донбассе.

То, что это "Русский мир", европейцев заботит крайне мало. Для них главное, чтобы не стреляли и чтобы "неприлично демонстративного" нарушения минских правил не происходило.

И если хотя бы эти минимальные условия соблюдены – уже можно предметно говорить об отмене санкций с Москвой, которая "исправляется прямо на глазах".

Для Киева важно также понимать, что нынешнее московское "миролюбие" имеет чёткие хронологические рамки.

И раз уж Москва сделала ставку на то, чтобы любой ценой продержаться в миротворческом коридоре до "санкционного пересмотра", нужно максимально использовать все возможности давления на нее для того, чтобы добиваться выгодных Киеву рецептов решения донбасского вопроса.

Эти усилия должны быть частью долгосрочной стратегии по реализации тех составляющих "компромиссной солянки" Минск-2, которые устраивают именно украинскую сторону.

Потому что после истечения прописанного в этом договоре дедлайна 31 декабря, Минска-3 не будет, а действие второго издания Минских соглашений неизбежно будет продлено.

Как минимум на 2016-ый.

Андрей Миселюк, директор Института социально-политического проектирования "Диалог", для УП

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Головне на Українській правді