Як кремлівські гуси Мінськ "врятували"
В одну реку, как известно, дважды войти нельзя. Даже если эта река – донецкий Кальмиус. Эта "речка движется и не движется" только в директивах кремлёвских кураторов "ДНР"-"ЛНР", регулярно появляющихся из сумрака подмосковных вечеров.
В реальности на Донбассе за год с подписания первых Минских соглашений немало воды утекло и ситуация изменилась очень сильно.
Эти изменения произошли в ключевых сферах. В социально-экономической обстановке в "ДНР"-"ЛНР", в условиях резкого падения цен на нефть (основной фактор) в сочетании с санкциями Запада, ухудшили экономическую ситуацию в РФ и сузили свободу манёвра Москвы на донбасском направлении.
К тому же боеспособность украинских вооруженных сил заметно выросла, Запад занимает единую позицию по отношению к действиям России на Донбассе.
С учётом этих изменений и следует оценивать заявления лидеров боевиков двух сепаратистских анклавах о повторении прошлогоднего осеннего "трюка" с проведением сепаратных выборов в "ДНР" и "ЛНР".
Диссонанс с "миротворчеством.RU"
В отличие от прошлогодней ситуации заявления руководителей двух "республик", в этом году – чистой воды шантаж. Причем шантаж исключительно словесный, на уровне заявлений, без шансов практической реализации провозглашенных намерений в обозначенные сепаратистами сроки – 18 октября в "ДНР" и 1 ноября в "ЛНР".
Это следует из самой природы второго Минского соглашения. Которое, по точной формулировке бывшего главы шведского МИДа Карла Бильдта представляет собой не что иное как "возможность для Путина выйти из кризиса, в котором он очутился. И именно с такой целью это задумывалось".
В ситуации объявления выборов сначала в "ДНР", а потом и в "ЛНР" удивляет реакция ряда украинских политиков и экспертов, которые совершенно серьезно стали расценивать этот шаг как неудачу Минска-2, проводя аналогии с выборами в "ДНР"&"ЛНР"-2014 и крушением Минска-1.
Хотя влияние выборов в двух "республиках" на судьбу первого Минского соглашения и здесь изрядно преувеличено. Причины срыва выполнения Минска-1 лежали в другой плоскости и его неизбежная перезагрузка легко прочитывалась за три месяца до формального подписания Минска-2.
И стоит ли столь же серьезно воспринимать громкие заявления лидеров боевиков как нечто имеющее реальный потенциал для влияния на расклад сил и ситуацию в регионе? Совершенно не принимая во внимание два основополагающих фактора.
Первый – тактику действий боевиков полностью определяет и жестко контролирует ее выполнение Москва.
Наглядным подтверждением чего являются такие факты последнего времени как прекращение боевиками огня в назначенный Москвой срок 1 сентября и замена в "ДНР" военно-ориентированного "ястреба" Пургина на участника выработки компромиссов на Минских переговорах Пушилина.
Второй фактор – в преддверии важных международных мероприятий, в повестке дня которых значится ситуация на Донбассе, Кремль чётко позиционируется как актор, активно содействующий мирному политическому урегулированию и строго придерживающийся буквы Минска-2.
Именно поэтому заявления полностью подконтрольных Кремлю лидеров боевиков о сепаратных выборах на Донбассе прозвучали резким диссонансом с этим показательным "миротворчеством".
Такое откровенное нарушение Минска-2 полностью противоречит текущей политической линии Кремля. В силу чего не имеет никаких шансов на реализацию в нынешних условиях. И будет дезавуировано буквально в ближайшие дни. Тем более, что удобных поводов для такого маневра Москвы хватает.
На предстоящих на следующей неделе мероприятиях – Генеральной ассамблее ООН, визит Путина туда начнется 28 сентября, и намеченном на 2 октября саммите "нормандской четверки", а позднее и при принятии решения ЕС о продлении пакета санкций против России в декабре – Москва будет доказывать свою исключительную настроенность на скорейшее урегулирование кризиса на Донбассе.
А в качестве практического подтверждения своих заявлений сможет предъявить такой факт, как прекращение по ее инициативе с 1 сентября огня в зоне конфликта.
Этот аргумент обладает исключительной "бронебойной силой" для европейцев. Капитально уставших от продолжающегося полтора года кровопролития на Востоке Украины. И готовых поддержать любую силу, которая сможет на практике положить этому кровопролитию конец.
В роли такой силы в этом месяце и выступит Кремль. Ни для кого в Европе не секрет, что вдруг возникшее стремление боевиков прекратить огонь в зоне конфликта – это выполнение приказа Москвы.
Оттуда боевики снабжаются оружием, там поддерживают боеспособность их частей и единолично решают – когда этим частям идти в наступление, а когда полностью прекращать огонь.
Самодельный кризис и deus ex machina Путин
Но судя по предвыборным заявлениям лидеров "ДНР"-"ЛНР", одного прекращения огня Москве для усиления своей позиции на переговорах о ситуации на Донбассе "маловато будет".
И к нему Кремль добавит свои результативные усилия по спасению самого Минска-2 от крушения. Которое могло бы произойти вследствие проведения "ДНР"-"ЛНР" выборов 18 октября – 1 ноября совершенно на других принципах, нежели зафиксированные в Минских соглашениях.
И тут Минск-2 как летящий на крыльях древнегреческий deus ex machina (бог из машины) спасает президент Путин, воспользовавшийся тем, что имеет "некоторое влияние" на руководство двух "республик".
Он де смог убедить лидеров "ДНР"-"ЛНР" отказаться от проведения выборов 18 октября и 1 ноября. С тем, чтобы использовать еще один шанс найти компромисс с Киевом, который, наконец, должен услышать "голос Донбасса" с его невиданным самопожертвованием.
Ведь народ Донбасса отказался ни много ни мало от свободного волеизъявления на своей суверенной территории во имя всепоглощающего стремления найти компромисс с Киевом. Занавес, аплодисменты.
Вот примерная фабула кремлёвской игры сначала с созданием рукотворного кризиса с сепаратными выборами, а потом его героическим разрешением.
Ее основополагающие моменты будут озвучены президентом Путиным на двух важнейших для нас международных событиях следующей недели – Генеральной ассамблее ООН и саммите "нормандской четверки".
На одном из этих мероприятий президент Путин с помощью главы своего МИДа Лаврова и озвучит историю о том, как "кремлёвские гуси Минск спасли".
"Пройти между капельками" по минскому полю
После чего с новой силой и с полной поддержкой Евросоюза продолжит навязывать Киеву свой вариант миротворчества. Основополагающие принципы которого выписаны мелким шрифтом в разделе "Примечание" февральского Комплекса мер по выполнению Минских соглашений:
- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- право на языковое самоопределение;
- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
С учетом того, что Минск-2 в результате всех этих пертурбаций с выборами выживет, нам придется с помощью США и НАТО использовать все имеющиеся в нем возможности для того, чтобы не допустить этого московского сценария.
Поскольку Кремль делает все новые попытки, поддерживаемые ЕС, поскорее "впихнуть" обратно в состав Украины неконтролируемые территории как-они-есть-здесь-и-сейчас.
То есть с разрушенной экономикой и инфраструктурой, не лояльным и даже откровенно враждебно настроенным населением, отсутствием работающих украинских государственных институтов, отсутствием в Киева реальных рычагов полноценного контроля этих территорий, огромным количеством оружия на руках у боевиков на Донбассе и так далее.
Если уж у нынешней украинской власти не хватает твёрдости для того, чтобы в ответ на этот прессинг громко повторить гениальное изречение покойного спикера Плюща "Вони хочуть впихнути не-впихуєме. Ну то чого ж його пхати, як воно не лізе?", придётся воспользоваться рецептом еще одного аксакала украинской политики – первого президента независимой Украины Леонида Кравчука.
И умудриться "пройти между капельками" по минскому полю – чтобы и страну сберечь, и свои национальные интересы отстоять, и Россию таки переиграть в определении рецепта окончательного решения донбасского вопроса.
Андрей Миселюк, директор Института "Диалог", для УП