Фактор продовольства. На що розрахована блокада Криму?
20 сентября три пропускных пункта, ведущих на полуостров Крым, были заблокированы участниками гражданской блокады Крыма. Активисты не пропускают на полуостров фуры с продовольствием.
Инициаторами акции выступили лидеры крымскотатарского народа Рефат Чубаров, Мустафа Джемилев и владелец телеканала ATR Ленур Ислямов. Акцию также поддержали украинские общественные организации и народные депутаты.
Ключевые требования участников блокады – прекращение репрессий по отношению к коренному народу Крыма, а также освобождение украинских политзаключенных Надежды Савченко, Олега Сенцова и Александра Кольченко.
Пока крымские татары говорят о временной блокаде продуктовых фур. Но в планах – отключение Крыма от поставок электроэнергии. Сейчас ее транзит на полуостров обеспечивает украинская сторона.
Будет ли эффективным такой инструмент?
Поставки из Украины
Выступая на Петербургском экономическом форуме в июле этого года, глава оккупационных властей Крыма Сергей Аксенов пожаловался, что полуостров не может себя прокормить.
По его словам, 80% продуктов приходится завозить с территории России, а импортных продуктов на полуострове уже нет.
Сергей Аксенов, видимо, запамятовал, что 1 января 2015 года вступил в силу закон Роспотребстарндарта, запретивший ввоз украинских продуктов питания. По этой причине полки крымских супермаркетов сильно поредели.
Тактика на замещение украинских продуктов питания, которую Россельхознадзор декларировал с самого начала аннексии, запрещая то одни группы украинских продуктов, то другие, казывалась неэффективной. Местные чиновники не раз обращались к контролирующему органу с просьбой раширить список украинских продуктов.
Продовольственная безопасность Крыма по-прежнему сильно зависит от Украины.
И если в 2013-м украинские поставщики обеспечивали по разным оценкам от 60 - 73% поставок продуктов питания, то сейчас, по подсчетам крымского экономиста Юрия Смелянского, цифра может быть даже больше.
Смелянский, хорошо знающий экономику полуострова, скрупулезно собирает данные из открытых источников, анализирует Крымстат, а также заявления официальных лиц и данные РФ.
Его логика проста. На сегодняшний момент Керченская переправа – единственный способ доставки продуктов питания, ограниченный в пропускной способности и зависимый от погодных условий.
Еще один болезненный фактор для Крыма – Северо-Крымский канал, обеспечивавший полуостров на 85% водой. В настоящее время он перекрыт. Около 70% этой воды потреблял аграрный сектор. Нет воды – нет урожая.
В то же время украинские поставщики продовольствия имеют не только законные основания торговать с оккупированным Крымом, но и налоговые преференции – освобождение от уплаты НДС на объем товаров, поставляемый в Крым.
Нынешняя блокада невыгодна прежде всего таким украинским торговым сетям как АТБ, "Сильпо", "Ашан", "Фокстрот" и "Эпицентр". Продолжает работать компания "Дружба народов", входящая в группы "МХП" бывшего замглавы администрации президента Юрия Косюка.
По данным члена Меджлиса Георгия Логвинского, за последние полгода поставки в Крым украинских продуктов питания не только не уменьшились, но значительно увеличились.
В доказательство своих слов он приводит ответ фискальной службы Украины на свой запрос.
"За четыре месяца 2014 года украинские компании поставили 8,8 тысяч тонн мяса и мясных продуктов. За 4 месяца 2015 – более 16 тысяч тонн. Молоко и яйца – в 2014 – 23,5 тысяч тонн, в 2015 – 28,2", – демонстрирует депутат официальный ответ.
Логвинский уточняет, что это "официальные данные", а реальные цифры могут быть еще больше. "Есть информация, что некоторые грузы вообще не "затамаживаются", поясняет он.
Сейчас на Крым стоят очереди из фур |
На полках и под полой
Симферопольский предприниматель Сергей (имя изменено в целях безопасности) – владелец одной из крымских продуктовых сетей, в которую входит 15 магазинов. Он утверждает, что ситуация не настолько однозначна как кажется.
По его словам, за последний год продуктов с украинской маркировкой в продаже стало значительно меньше, на полках преобладают российские товары. В сети Сергея украинского происхождения только 20% молочной продукции, 80% – напитков, нет украинских кондитерских изделий, нет консервов.
В то же время многие крымские продовольственные компании-производители, которые раньше занимали небольшую долю рынка, заметно нарастили объемы. В числе этих предприятий предприниматель называет "Джанкойский молокозавод". По его информации, 95% сырого молока на этот завод поставляется херсонскими производителями.
"Я не раз, проезжая ночью Новоалексеевку-Чонгар, видел как фуры с молоком по согласованию двух таможенных пунктов беспрепятственно пересекали границу", – рассказывает он.
Здесь работают обычные правила бизнеса. Если пакет молока длительного хранения из РФ или Беларуси стоит 80 рублей, то продукт местного производителя – всего 45 руб.
Еще одна группа товаров, которая была запрещена год назад Роспотребнадзором, – сырое мясо. "Запрещена, но ввозится. Потому что российское мясо дорогое", – говорит Сергей, – на днях покупал мясо на Ялтинском базаре, отдал 480 рублей (160 грн) за килограмм вырезки".
Несмотря на запрет, многим бизнесменам на полуострове известно, что самый крупный поставщик мяса на оккупированный полуостров – депутат Симферопольского горсовета, владелец сети "Везунчик" Евгений Бережной. Магазины его сети есть и "на материке" – в Одессе и Херсоне. Беспрепятственный транзит мяса ему обеспечивают покровители во "власти".
Крымский предприниматель с проукраинской позицией Сергей считает, что продовольственная блокада имела все шансы на успех вначале аннексии, пока еще не сложились торговые связи.
Сейчас, на его взгляд, блокада может быть эффективной, только если она будет длительной и совпадет с периодом штормов, когда невозможно будет использовать Керченскую переправу. По оценкам экспертов "Майдана закордонных справ", в настоящее время продовольственный запас Крыма рассчитан на 2-3 недели.
По мнению крымского предпринимателя, торговать с Крымом заинтересовано каждое украинское предприятие, удовлетворяя не только потребности Крыма, но и частично РФ.
"Везут в основном картошку, лук, корнеплоды, яблоки, мясо. На Керченской переправе немало желающих помочь правильно оформить груз", – поясняет он. Сергей говорит, что тут случай, как и с мясом – речь идет о негласном одобрении – кому – нельзя, кому – можно все.
Мустафа Джемилев дает интервью журналистам перед тем, как перекрыть поставки украинских товаров в Крым. Фото Айдера Муждабаева |
Приблизит ли блокада деокупацию?
Бывший министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев, ныне советник министра аграрной политики, один из тех, кто сдержанно относится к продовольственной блокаде Крыма.
"Уровень жизни людей резко пошатнется. Голода, конечно, не будет, но будет недовольство", – считает он.
До назначения министром Лиев работал главой комитета по водным ресурсам, и как никто знает, насколько важна днепровская вода для полуострова – 2/3 крымских потребителей снабжались ей.
Но если вопрос с гражданскими нуждами можно решить за счет бурения скважин, то крымский аграрный сектор просто вымирает от отсутствия воды.
Можно ли было решить этот вопрос? Вероятно.
Александр Лиев, как и многие другие собеседники "УП" считает, что продовольственная блокада – это, прежде всего, вызов для украинской власти, и тест общества на готовность к возвращению Крыма.
За полтора года так и не заработала служба по делам Крыма и Севастополя –нет ни положения о работе, ни штата.
Аслан Кырымлы, глава мертворожденного органа, уже несколько раз заявлял о том, что Кабмин Арсения Яценюка блокирует работу службы. Дальше заявлений дело не пошло.
"Нужно системно управлять процессом возвращения Крыма. Нужно иметь стратегию, в ней должны быть этапы. В том, числе один из них – экономический. Но все это только при наличии задачи вернуть", – говорит Лиев.
Его ключевой тезис – вернуть территорию без людей не получится.
Лиев активно изучает опыт Грузии по реинтеграции Абхазии.
"Мы сейчас все должны делать, чтобы крымчане ездили в Украину, а мы – к ним. Мы не должны отдаляться, – считает чиновник. – В прошлом году больше миллиона туристов из Украины посетили Крыма, в этом году – только 50 тысяч".
Продовольственная блокада, похоже, дубина, которую крымскотатарское сообщество решило показать не только Путину накануне Генасамблеи ООН, но и Порошенко.
"Не изменив внутреннюю политику в отношении Крыма, невозможно создать инструменты, которыми можно давить на страну агрессора на международном уровне", – поясняет Ленур Ислямов, владелец телеканала АТР и один из организаторов акции.
Крым, который украинские чиновники забыли, а российские уже посчитали своим, кажется, возвращается в повестку дня.