Одеса по-новому. Пілотний проект для України чи утопія мрійників

Катерина Сергацкова, УП — Середа, 26 серпня 2015, 10:32

В одном из помещений пространства HUB Odessa на улице Греческой проходит организованная, как обычно, всего за несколько дней конференция по инвестициям.

Заместитель главы Одесской обладминистрации Саша Боровик улыбаясь и жестикулируя, рассказывает о том, какие реформы планирует проводить созданное им Агентство по инвестициям и инновациям.

Сам он еще весной, уволившись из крупной IT-компании и переехав из любимой Германии в Киев (попутно сменив паспорт Евросоюза на украинский), работал советником министра экономики Украины.

Проработал, правда, чуть больше двух месяцев. По его признанию, Арсений Яценюк тормозил любые начинания технократа (именно так идентифицирует себя Боровик - УП) и остальных реформаторов, взятых в Кабмин.

У министра экономического развития Айвараса Абромавичуса несколько другое объяснение. В интервью "Украинской правде" он заявил, что у Боровика просто была конфронтационная позиция по многим вопросам и по отношению ко многим людям.

Но после громкого увольнения из Минэкономики карьера Боровика в Украине не закончилась. Внезапно он оказался в команде Саакашвили. И вот уже спустя полтора месяца презентует перед местной публикой "Пакет реформ в Одесской области как пилотный проект для Украины".

Яценюка он не стесняясь называет "однопроцентным премьером". При этом говорит, что политической борьбой одесская команда не занимается. Но так или иначе, определенную борьбу приходится вести.

После громкого увольнения из Кабмина Саша Боровик нашел себя в команде Саакашвили

В пакете реформ – кардинальные изменения в земельной сфере, лицензировании, медицине, административном управлении, таможенной системе, приватизации, либерализация рынка, проект по созданию Центра административных услуг и общественных приемных, крупного Еврейского центра, который, как предполагается, должен привлечь инвестиции со всего мира, реформа полиции и многое-многое другое.

Процесс реализации этих проектов сопровождает, естественно, сокращение персонала в самой администрации (количество департаментов должно уменьшиться с 27 до 12) и громкие увольнения старых коррупционных чиновников. Отныне устроиться на работу в новую администрацию можно будет только через открытый конкурс.

Саша Боровик постоянно улыбается и в общении с публикой конференции умело обходит острые углы. К началу сентября, говорит он, одесский пакет реформ будет представлен Верховной Раде и Кабмину.

– С нашей точки зрения, Кабмин должен его поддержать, а Верховная Рада – принять, чтобы провести серьезные изменения в стране, которые простимулируют экономическую и инвестиционную активность в Украине, – говорит он. Те, кто не поддержат этот пакет реформ – против реформ. Народ и нация будут знать, кто эти люди.

– Если же вы не хотите делать это на уровне страны, – продолжает Боровик, обращаясь к абстрактному "вы" в парламенте и правительстве, – значит, дайте право нам как региону развиваться быстрее, мы имеем право экспериментировать. Наши шаги могут показаться вам слишком смелыми, хотя на самом деле ничего смелого тут нет. Это просто те реформы, которая страна уже полтора года не проводит.

Дальше звучит важное слово: Бессарабия.

– Бессарабия – это такой остров, отделенный от материка мостами, которые шатаются каждый раз, когда по ним проезжает машина. Если государство заинтересовано в территориальной интегрированности, то нам нужно построить эту дорогу и мосты.

Саша Боровик улыбается и как бы мягко угрожает.

Он может, пока есть карт-бланш от президента Украины. На этом и строится большой одесский проект. Стоит президенту отвернуться от одесских реформаторов – и их как ветром сдует.

– Мы либо сделаем здесь чудо, либо все провалится, - говорит Боровик, когда мы направляемся из "Хаба" в обладминистрацию.

Туда мы едем с ним в "Ланосе" – очень простой, дешевой машине. Костюм на советнике Саакашвили тоже не очень дорогой, smart casual, а через плечо, как у студента – сумка с ноутбуком.

– На самом деле я не приверженец того, чтобы делать из Одессы "пилот" или свободную экономическую зону, – говорит Боровик в ответ на вопрос, почему Бессарабия позиционируется как проект для реформ в стране. – Это было бы самое неприятное развитие для страны, потому что есть данные о том, что большинство свободных экономических зон не работают и тормозят реформы в стране.

"Я могу окна мыть или еще что-то, возьмите меня на работу!"

Возле здания Одесской обладминистрации непривычно многолюдно.

– Я с Измаила, здрасьте, – издалека здоровается бодрый мужчина в годах и деланно неуклюже, как бы извиняясь, подбегает к нам с Боровиком.

Боровик тихонько говорит мне: "Смотри, что сейчас будет происходить", а вслух интересуется у незнакомца "Вы к губернатору?"

– Да! Когда к нам приезжал Михаил, он пригласил меня к себе. Прошло две недели и я приехал, – произносит мужчина и жмет Боровику руку.

– Он знает о том, что вы приехали? – улыбается Боровик.

– Нет, не знает, –отвечает мужчина. – Я звоню девушке-секретарше, но она не берет трубку, а обещала перезвонить.

– Я понятия не имею, где он, – продолжает улыбаться Боровик. – Я не отвечаю за его график. Не знаю, в здании он или нет, поэтому мне очень тяжело вам помочь. Вам нужно связываться с его приемной и говорить, что вы приехали.

– Я понял, понял…– говорит мужчина, продолжая жать руку Боровику.

– Что вы меня держите? – взмолился Боровик. – Думаете, я убегу или что?

– Нет, просто чтобы не упустить вас! – улыбчиво отвечает мужчина и в его глазах появляется мольба. – Через вас не получается, да?

Боровик разводит руками, и мы отправляемся дальше, оставляя мужчину из Измаила ни с чем. Тут же к Боровику подбегает молодая женщина с коляской.

– Я могу окна мыть или еще что-то, возьмите меня на работу! – тихо выпаливает она.

Боровик хмурится.

– Извините, но мне не нужна такая помощь, – говорит он. – Есть бюро по трудоустройству, попробуйте туда.

– Есть много обездоленных и обиженных, которые приходят сюда ко всем, – объясняет он мне. – Приходится говорить со всеми, и это очень тяжело, потому что они верят, что мы можем как-то помочь.

Справа от здания обладминистрации находится новая дорогая постройка, на которой красуется табличка "Платинум банка". Банка там уже нет, а внутри идут ремонтные работы.

Скоро здесь откроется Центр административных услуг, где одесситы смогут быстро получить необходимые документы, открыть бизнес или пожаловаться на госорганы.

Здание принадлежит бывшему "регионалу" и сдается за копейки администрации. Когда Одессу посещал Порошенко, говорит Боровик, он не захотел пройти в здание будущего центра именно по этой причине. "А с моей точки зрения, не важно, кто был кем, нам подходит здание".

 Здание центра административных услуг, который скоро заработает в Одессе

Центр административных услуг, как и большинство проектов команды Саакашвили, строится на деньги USAID, Норвежского правительства и фонда "Возрождение" (фонд Сороса). Бизнес в регион пока что вкладывать не спешит.

"Моя задача – чтобы в Одесский регион приходило 3 миллиарда баксов в год международных инвестиций"

Внутри Одесской обладминистрации бурлит жизнь: по этажам снуют сотрудники, из кабинетов доносится громкая грузинская речь.

В главном кабинете на пятом этаже слышится рев Саакашвили – он что-то чрезвычайно активно обсуждает с гостями Одессы. Сегодня у него, вроде как, на приеме министр экономики.

Одесская команда состоит из пяти ключевых фигур, включая Саакашвили. "Ударовец" и бывший глава "Роснефть-Украина" Владимир Жмак отвечает условно за политическую составляющую, активистка Майдана Юлия Марушевская – за культуру и международные отношения, бывший глава юридического департамента компании Akamai Technologies Саша Боровик – за привлечение инвестиций и экономическое развитие. Бывшей российской оппозиционерке Марии Гайдар досталась социальная сфера и медицинская реформа.

У каждого из заместителей Саакашвили – по три помощника и около десятка волонтеров, подавляющее большинство из которых приехали из Киева и других городов и стран. Местных среди них практически нет.

В ОГА остались пока что работать все, кроме заместителей бывшего главы Одесской области Игоря Палицы. Одна из замов, Зоя Казанжи, по рассказам сотрудников администрации, рассчитывала получить предложение перейти в команду реформаторов, и когда в руководстве региона произошел переворот, она даже специально прилетела из отпуска, который проводила в Канаде.

Но по недоразумению никто из команды с ней не встретился, и Зоя заявила, что подает в отставку. После этого, рассказывает Боровик, с Казанжи разговаривал сам Саакашвили, но то, что он предложил, ей не подошло. Теперь Зоя, по словам членов команды Саакашвили, возглавляет предвыборный штаб местного отделения партии "Укроп", которое представляет Игорь Палица. Хотя сама она этот факт отрицает.

В лифте мы сталкиваемся с Ев генией Волынец, руководительницей департамента по евроинтеграции и международным отношениям, который в ходе местной административной реформы будет ликвидирован. Женя широко улыбается и шутит с Боровиком.

– Саша считает меня заядлым чиновником, но я не такая, – смеется она.

– Мы оставим не более 10% из старой администрации, – заговорщицки улыбаясь, говорит мне Боровик, когда Волынец исчезает из поле зрения.

В планах команды Саакашвили – чтобы через год в ОГА осталось 250 сотрудников вместо нынешних четырех сотен. 50 человек будут работать в агентстве по инвестициям и инновациям.

– Думаю, что Женя хотела бы быть моим заместителем в агентстве по инвестициям и инновациям, она рассчитывает на равнозначную должность в новом составе. Причем юридический департамент скажет, что мы обязаны предложить старым сотрудникам должности, равносильные тем, которые у них сейчас есть. Поэтому многие из них улыбаются, думая, что получат те же должности, и что у них ничего не изменится. Чего они еще не знают, так это того, что должности, которые мы им предложим, не будут равнозначными. Чтобы попасть выше, они должны будут пройти конкурсный отбор. Так что соревнование открывается!

– А моя задача, – продолжает Боровик, – чтобы в Одесский регион приходило 3 миллиарда баксов в год международных инвестиций.

Пока что цифры выглядят абсолютно фантастическими, а невероятное количество планов команды Саакашвили – утопией мечтателей. А главное – трудно поверить, что команде удастся воплотить большой одесский проект без политической игры.

– Идете на местные выборы? – задаю Боровику вопрос, перед тем, как отпустить его на очередное совещание.

– Нет, – отвечает он и заговорщицки улыбается. – Мы политически независимы и будем работать с тем, с кем нужно. Если вступим в политическую борьбу, то отвлечемся от экономических реформ.

На этом он окончательно превращается в чеширского кота и исчезает в гулких коридорах администрации.

Поздно вечером здесь все так же людно. В кабинетах заместителей главы ОГА работают волонтеры. Одна из реформаторов, Мария Гайдар, показывает мне через окно внутренний дворик администрации.

– Вот здесь у нас будет сад, – говорит она с какой-то детской радостью. – Надо же и вокруг себя что-то менять. Например, вот эти ковры, – произносит Гайдар, указывая на громоздкие ковровые дорожки, лежащие на полах администрации с незапамятных времен. – Кому они нужны? Рано или поздно и их здесь не будет, и мебель поменяется, и занавески. Мы уже новые люди, и быт вокруг нас тоже должен стать другим.