Київський подарунок: 500 млн грн для Іванющенка і Путіна?
В декабре прошлого года Киевсовет принял, казалось бы, совсем не стоящее внимания решение – заменил в одном из старых распоряжений "Про придбання вагонів метрополітену" две цифры: "2010-2014" на "2010-2018".
Эти две цифры обойдутся столичному бюджету в 500 миллионов гривен.
Речь идет о тендере на закупку вагонов для столичного метрополитена, проведенном еще в 2009 году. Его выиграла малоизвестная тогда компания "Укррослизинг", запросив за свои услуги 1,39 миллиарда гривен.
Несколько проверок Госфининспекции показали, что фирма втридорога закупала эти вагоны в России и завозила их окольными путями, чтобы укрыться от налоговой. Но прежнее руководство столицы закрывало на это глаза.
Новый Киевсовет в запутанной истории тоже не увидел ничего странного и решил рассчитаться с долгами своих предшественников. Теперь деньги, которые могли пойти на нужды киевлян, вполне вероятно отправятся в карманы разыскиваемого правоохранителями Юрия Иванющенко и финансирующей войну на Донбассе Российской федерации.
Отмененно-проведенный тендер
В апреле 2009 года Коммунальное предприятие "Киевский метрополитен" объявило тендер на приобретение в лизинг 100 вагонов для столичной подземки. Месяц спустя, Киевский городской совет, во главе с Леонидом Черновецким, одобрил эту закупку и разрешил финансировать ее из городского бюджета.
После раскрытия предложений акцепт достался компании "Укррослизинг", которая поручилась выполнить заказ за 1,39 миллиарда гривен.
Сами вагоны, должны были обойтись в 800 млн грн, еще 590 млн предусматривались, как лизинговая награда компании. Срок выплаты – 5 лет, до конца 2014 года.
Спустя месяц, Министерство экономики провело на "Киевском метрополитене" внеплановую проверку, по результатам которой отменило тендер в связи с нарушением процедуры торгов.
Дело в том, что все компании-участники должны были прикрепить к тендерной заявке предварительный договор с заводами-производителями на закупку тех самых вагонов, но ни один из них этого не сделал.
Информация разошлась в СМИ громкими заголовками, но вскоре о тендере все забыли. Все, кроме "Киевского метрополитена".
Коммунальное предприятие подало в суд на Минэкономики с требованием отменить вышеупомянутое решение и признать торги законными. Окружной административный суд Киева вопреки позиции министерства признал требования правомерными.
Иск был удовлетворен – контракт с "Укррослизингом" снова узаконили, но эта новость стала достоянием общественности лишь спустя полгода, когда метрополитен уже готовился к получению первой партии вагонов.
Признаваться в том, что сами добились такого решения в подземке не стали, сообщив, что это заслуга победителя тендера.
Блуждающие вагоны
Согласно достигнутым договоренностям, 75 вагонов "Укррослизинг" должен был закупить у российских заводов "Вагонмаш" и "Метровагонмаш". Еще 25 – у "Крюковского вагоностроительного завода" из Кременчуга.
С последним операция прошла успешно. Несколькими партиями вагоны были переданы метрополитену до конца 2010 года. Обошлись они в 200 миллионов гривен, то есть по 8 миллионов за вагон, как и было прописано в тендере.
С поставками из России все оказалось сложнее. "Укррослизинг" должен был сотрудничать лишь напрямую с производителями либо с их официальными дилерами. Но, ни одних, ни других в контрагентах у компании не оказалось.
По данным Государственной финансовой инспекции, вагоны российского производства, почему-то, попали в Украину из Литвы, а их отправкой занималась британская компания Victoria Alliance ltd. Получателем выступила фирма "Мервин", прописанная в Киеве.
Как не странно, но дальше вместо метрополитена вагоны "поехали" в Донецк. Прописанная там фирма "Буэнор" выкупила их у "Мервина". Затем они снова отправились в столицу, на сей раз уже к самому "Укррослизингу", а от него и непосредственно в подземку.
Карта путешествий
Самое интересное, что с каждым последующим пунктом назначения цена вагонов стремительно увеличивалась. Например, первому получателю – компании "Мервин" они обошлись в $32,5 миллиона, что в перерасчете на курс 2010 года составляло около 270 миллионов гривен.
Фирма "Буэнор" выкупила их у "Мервина" уже за 314 млн грн, а непосредственно "Укррослизингу" они, как и полагается, достались за 600 млн грн. Добавляем к ним 200 млн грн за вагоны "Крюковского завода" и получаем те самые 800, записанные в тендере.
Только вот после всех этих успешных финансовых операций "Буэнор" был быстро ликвидирован, а "Мервин" внезапно понял, как прогадал с ценой, и подал иск на "Укррослизинг".
Хозяйственный суд города Киева "позднее зажигание" не одобрил и постановил, что все операции были проведены по согласию обеих сторон, а значит и претензий быть не может.
Донецко-российская паутина
Как оказалось, фирмы из разных регионов и даже стран, плотно связаны между собой через директоров и владельцев, среди которых оказались не только частные, но и государственные структуры.
Британская Victoria Alliance ltd, которая помогала доставить вагоны в Украину из Латвии существует и сегодня. По крайней мере, на бумаге. По данным реестра юрлиц Великобритании, ее уставный фонд составляет 1 фунт стерлингов (около 30 гривен), а единственный владелец фирмы – Андрей Остапко.
Известен Остапко тем, что выступал директором и учредителем еще около дюжины фирм связанных с бывшим "регионалом" и другом Виктора Януковича Юрием Иванющенко.
Компания "Мервин", продешевившая с вагонами, в момент проведения тендера была зарегистрирована на новозеландскую оффшорку Alteron Limited, связанную с тем же Иванющенко и его бизнес-партнерами. В 2013 году она переехала из Киева в Запорожье, а затем была ликвидирована.
Следующая по списку донецкая фирма "Буэнор". Юридически компания располагалась на территории заброшенного завода "Изоляция", но Госфининспекция по месту прописки ее не нашла. В 2011 году, через несколько месяцев после окончания поставок вагонов, она тоже была ликвидирована.
Ну и наконец-то сам "Укррослизинг". На момент проведения тендера единственным его учредителем был кипрский оффшор Impofirm Consulting Limited. Уже через несколько месяцев компанию переоформили на новосозданную Ukrrosleasing Cyprus Limited.
В состав ее учредителей вошли: уже упомянутый Impofirm, фирма Glave Consultants Limited из кипра и Bellevue Industries S.a.r.l из Люксембурга. Последняя компания через ОАО "ВЭБ-Лизинг" является "дочкой" российского государственного "Внешэкономбанка".
Согласно реестру юрлиц Кипра, сейчас мажоритарным акционером Ukrrosleasing стал Glave Consultants Limited, который в свою очередь записан на два оффшора из Панамы и БВО. Состав их собственников отследить невозможно.
Директором украинского "Укррослизинга" долгое время была Светлана Жукова, которая до этого возглавляла компанию "ВТБ лизинг Украина" – это дочерняя структура "Внешторгбанка", принадлежащего российскому правительству.
Уже в 2014 году директором "Укррослизинга" стал Александр Козырев. Ранее он руководил фирмой "Каласар", которая, как утверждают СМИ, через ряд оффшоров принадлежала "Внешэкономбанку".
Щедрый подарок
Окончательно расплатиться с "Укррослизингом" метрополитен должен был до конца 2014 года, но этого не произошло. В Киевском бюджете попросту не хватило денег.
Кроме того, по непонятным причинам, договор был заключен в привязке к курсу доллара, из-за чего сумма задолженности значительно увеличивалась и, судя по тенденциям валютного рынка, будет увеличиваться дальше.
9 декабря 2014 года Киевский городской совет во Главе с Виталием Кличко принял решение заменить в старом распоряжении сроки выплат с "2010-2014" на "2010-2018". Замена этих двух цифр обойдется городу в минимум 500 миллионов гривен. Именно столько, по данным метрополитена, предоставленным в ответе на запрос CorruptUA.org, недоплатили "Укррослизингу".
В Госреестре судебных решений насчитывается около 20-ти судебных дел непосредственно касающихся данного тендера и процедуры закупки. В дополнение к ним остались данные проверок налоговой и Госфининспекции, которые однозначно заявляли, о гигантских переплатах и незаконных схемах поставок, но вся эта информация дивным образом прошла мимо нового руководства метрополитена и депутатов Киевсовета.
В данный момент Юрий Иванющенко объявлен в розыск, а Россия официально признана страной-агрессором. Но, не смотря на это, Киев принял решение еще четыре года выплачивать им деньги из своего бюджета.
А в это время жителям столицы придется привыкать к новым, уже повышенным ценам на проезд в подземке. Ведь денег на ее финансирование в городском бюджете катастрофически не хватает.
CorruptUA.org, специально для УП