Дебальцеве. Без надії на мир
За событиями вокруг Дебальцево последнюю неделю внимательно следят не только в Украине. Лидеры Франции и Германии Ангела Меркель и Франсуа Олланд 16 февраля в телефонном режиме обсудили ситуацию в городе с Петром Порошенко.
Дебальцево – стратегически важный населенный пункт для "ДНР" и "ЛНР" – именно через него проходит железнодорожная линия, которая могла бы облегчить поставки и коммуникацию двух "республик".
По этой причине боевики не оставляют попыток получить контроль над городом. Украинские военные, в свою очередь, предпринимали все возможное, чтобы удержать эту территорию под своим контролем.
В течение последних трех дней корреспонденты "Украинской правды" находились в районе Дебальцевского плацдарма, где общались как с украинскими военными, так и мирными жителями прилегающих сел.
Мы продолжаем следить за развитием ситуации.
Жители села Клиновое, которое находится в 15 километрах от Дебальцево, уже привыкли к постоянным обстрелам, и научились вести привычную жизнь при боевых действиях.
Утром 14 февраля, за 12 часов до обещанного перемирия, в поле недалеко от дома фермера Николая как раз устанавливают гаубицы.
В поле возле фермы Николая постоянно работала артиллерия. Фото Анастасии Магазовой |
– Вы только не пугайтесь, сейчас будет залп, – говорит фермер, когда мы подходим ближе к его дому. – О, слышите вот?! Сейчас в ответ прилетит.
Слышится грохот, и на горизонте видно, как снаряды улетают куда-то в сторону Дебальцево.
Этот небольшой городок, в котором по данным местного совета до войны проживало около 45 тысяч человек – сегодня одна из самых горячих точек на линии фронта. И здесь ничто не указывает на " прекращение режима огня"
Люди, которые не успели или не захотели выехать из города и его окрестностей, вот уже больше двух недель живут без воды, газа, отопления и еды.
Украинские военные продолжают удерживать свои позиции под постоянными обстрелами боевиков.
ВОЙНА ИЛИ МИР?
– Нас пока только взрывной волной накрывает, а так мы продолжаем работать, хозяйство вести. Вот договорились они о прекращении огня. И что? Сегодня бьют с удвоенной силой. Всю ночь, – жалуется фермер Николай.
Когда пытаешься убедить мужчину, что все может измениться после полуночи, Николай вспыхивает в секунду, краснеет и начинает громко ругаться
– Какие соглашения?! О чем вы говорите? Это вечная война, никакой надежды нет!
Вот такие подарки собирают местные жители после ночных обстрелов в районе Дебальцево. Фото Анастасия Магазова |
Несмотря на его пессимизм, после полуночи 15 февраля обстрелы действительно прекращаются.
И даже как-то непривычно было слышать тишину в этих местах в первый раз за долгое время.
В 10 утра мы выдвигаемся на трассу Артемовск-Дебальцево. Украинские блокпосты по-прежнему на месте – от своих позиций никто не отступает.
Еще осенью эти места были "глубоким тылом". Сейчас вдоль дороги на въезде в поселок Луганское, что в 18 км от Дебальцево, стоят дома с разбитыми взрывной волной стеклами.
Трасса почти пустая. На ней только изредка можно встретить исключительно военные машины. Бойцы предупреждают нас, что дорога может простреливаться, и рекомендуют на высокой скорости проезжать взорванный еще летом боевиками мост и переезд через водохранилище в районе Светлодарска.
Трасса Артемовск-Дебальцево. Фото Анастасия Магазова |
Ближе к Дебальцево мы слышим звук, который напоминает гул самолета при взлете. На наших глазах ракета "Града" пролетает в сторону города.
"КОТЛА НЕТ? ДА ЕСТЬ ОН!"
Позиция украинских бойцов, на которую мы с волонтерами привезли вещи и еду, находится в нескольких километрах от города, название которого несколько дней не сходит с информационных сводок из зоны АТО.
Украинские военные рассказывают, что в первый же день перемирия, после относительно спокойной ночи, их обстреляли из тяжелого вооружения.
В качестве подтверждения своих слов показывают свежие воронки глубиной полметра-метр, а также полностью развороченный блиндаж.
Воронка после ночного обстрела на позициях украинских военных. Фото Оксана Коваленко |
– Хорошо, что наших в это время здесь не было. Иначе все бы все погибли, – вздыхает один из бойцов.
Военные стараются не показывать свои эмоции – они отшучиваются, не жалуются на условия, в которых живут последние несколько месяцев.
– Тут, на войне, все чувства притупились, – говорит один из них, на вид лет 35-ти.
После очередного боя ему пришлось разбирать вещи погибшего товарища, с которым плечом к плечу воевал последние несколько недель.
В этот момент как раз зазвонил телефон погибшего, и на экране высветилось имя абонента "Доця"
– Вот тогда уже не сдержался, – сухо делится он. – Тяжело было.
Вопрос номер один, который нас интересует – правда ли, что украинские военные в Дебальцево находятся в фактическом котле еще с середины прошлой недели.
У простых бойцов, которые находятся в нескольких километрах от Дебальцево, как и у Генштаба, нет точного ответа на этот вопрос.
– Нет, котла нет, – уверенно отвечает один из них.
– Да есть он, фактически, – перебивает его другой.
– Это не совсем котел. Да, основная трасса перекрыта, но вот тут недалеко мы обеспечиваем дорогу жизни, – объясняет третий – По этим нашим дорогам постоянно на Дебальцево идут машины.
Доходят ли они?
Военные жалуются, что боевики постоянно обстреливают дороги. Под их обстрелы попадают и гражданские автомобили.
– На моих глазах они из гранатомета обстреляли машину. Не военную, а гражданскую. Мужчине за рулем ногу очень сильно поранило. Слава богу, жена с ребенком уцелели. Мы потом их вытягивали, раны перевязывали, – рассказывает военный.
Пока мы общаемся с военными, артиллерия где-то в стороне Дебальцево не умолкает ни на минуту. Военные торопят нас.
– Вам надо уезжать быстрее отсюда, пока не пришла ответка, – просит один из бойцов.
Напоследок мы записываем короткое видео с одним из бойцов, который рассказывает о ситуации в районе Дебальцево.
ЗА ЧТО ГИБНУТ ЛЮДИ?
Мы сворачиваем с пустой трассы в соседнее с Дебальцево село Мироновка. Проезд в город по-прежнему закрыт. Не пропускают в него не только волонтеров и журналистов, но и представителей миссии ОБСЕ.
Улицы в Мироновке абсолютно пусты, только иногда нам встречаются голодные, худые собаки в поисках еды.
В конце главной дороги стоит пятиэтажный дом, в котором от постоянных обстрелов полностью выбиты стекла и разрушены стены.
Мироновка, жители дома уже больше недели живут в подвале без света, воды и отопления. Фото Анастасия Магазова |
Мироновка, все, что осталось от жилого дома в центре поселка. Фото Анастасия Магазова |
Издалека доносятся голоса. Так мы встречаем в этом пустом поселке нескольких мужчин, которые вышли из укрытия за питьевой водой.
Вот уже больше недели они вместе со своими семьями живут в плохо освещенном и тесном подвальном помещении соседнего дома и практически не покидают его из-за постоянных обстрелов.
Люди слишком устали и слишком обозлены, поэтому разговор с ними нам дается не просто.
– Зачем пришли эти военные? Мы их не ждали! Они принесли войну в наш дом! Мы не выбирали этих правителей! Мы хотели бы, чтобы здесь была ДНР, мы не хотим ничего общего иметь с Киевом. Пусть убираются вон! – возмущается 35-летняя Олеся, которая живет в подвале со своим мужем и сыном.
Пока родители спорят с нами о своих политических предпочтениях, дети рисуют в углу. На рисование родители выделяют только три часа в день – экономят энергию генератора, поэтому большую часть времени в подвале темно.
На крыльце соседнего дома мы встречаем нескольких пенсионеров, которые развели огонь прямо на пороге, и пытаются приготовить себе обед.
– Вы из прессы? – интересуется у нас один из местных жителей. – Идите за мной, я что-то вам покажу.
Мы следуем за мужчиной, и по пути он рассказывает, что несколько дней назад Мироновку сильно обстреливали из "Градов". Один из снарядов упал в нескольких метрах от жилого дома.
– Видите мусорные баки? Вон там красное покрывало, а под ним труп человека. Он лежит здесь уже несколько дней. И никто не может его опознать и похоронить. На днях кто-то из местных снял с него теплые сапоги.
Труп молодого человека, погибшего во время обстрела, его не могут опознать и похоронить вот уже 5 дней. Как-то утром с него сняли теплые сапоги. Фото Анастасия Магазова |
Мужчина жалуется, что поскольку в поселке не работают власти, с трупом неопознанного никто ничего сделать не может.
– За что? За что гибнут люди, объясните мне? – спрашивает у нас местный житель Василий. – Говорят, 600 человек в Дебальцево осталось, но я не верю. Сколько там по подвалам сидит, которых никто найти не может! Я был там 2 недели назад. Помогал вывозить людей, продукты привозил…
В голосе Василия слышно отчаяние. Он, как и остальные жители, этого небольшого села, оставшиеся наедине со своими проблемами и "градами", которыми то и дело обстреливают село, не верит, что военные действия в ближайшее время могут прекратиться.
Во вторник, 17 февраля, после двух дней официального прекращения режима огня, бои за Дебальцево продолжаются, обстреливаются позиции украинских военных и в окрестностях города.
По состоянию на 18:00 вторника боевики получили контроль над частью Дебальцево. Группа украинских военных, которая должна была доставить военные грузы на позиции ВСУ, попала в плен к боевикам.
"Над Дебальцево стоит черный дым. Отбиваем атаку российских военных и боевиков. Только что накрыли градами. Бой продолжается", – рассказывает по телефону один из бойцов. Ситуация в районе этой горячей точки меняется каждый час.