Чи виконав уряд у бюджеті коаліційні обіцянки
Бюджет-2015 и сопутствующий ему пакет законопроектов - вполне логичная и прогнозируемая попытка распределить обязательства по вытягиванию из кризиса украинской экономики между платежеспособными украинцами.
Однако даже очень беглый взгляд на эти документы говорит о том, то правительство Яценюка отразило в бюджете и проектах законов не все пункты коалиционного соглашения.
В частности, в документах Кабмина отсутствует "налоговый компромисс" между государством и бизнесом. А это значит, что за работу в рамках системы, где налоги на фонд заработной платы украинский бизнес платит на уровне Франции, а доход получает на уровне внутренних невысоких цен, придется все же отвечать. Для выживания в такой системе средний и малый бизнес был вынужден "играть" с налоговой оптимизацией, а в это время крупный капитал "оптимизировался" через оффшоры. Сейчас ему же – некрупному бизнесу - придется теперь за это и рассчитываться...
Эффект отсутствия налогового компромисса правительство решило "усилить" налоговой амнистией для физлиц с 2015 года. Украинцам придется декларировать свои доходы не после налоговой реформы, а во время, в самый разгар ее проведения.
Однако, не факт, что предложенная новация направит в бюджет доходы от декларирования имущества олигархами, которые в Украине, как правило, личные деньги не хранят и украинскую недвижимость также "вешают" на оффшорные компании. А вот простым украинцам деваться от предложенной "амнистии" будет некуда.
Давление со стороны доноров плюс отсутствие у правительства веры в желание украинского бизнеса выходить из "серой зоны" привели к тому, что сокращение ставок по единому социальному взносу произойдет только до 25%, а не до 18%, как планировали в парламенте.
И, наконец, несмотря на стоны бизнеса, правительство решило бороться с тенезацией экономики введением новой системы администрирования НДС, которая предполагает наличие специальных НДС-счетов.
Предприняты попытки привлечь к латанию бюджетных дыр и крупный украинский капитал, в том числе олигархов. Повышены рентные платежи за доступ к недрам и их эксплуатацию. Устраняются исключения (целые рынки) из действия закона о трансфертном ценообразовании. Видно желание ограничить отток капитала через оффшоры.
Но на каждый перечисленный шаг есть свои очень серьезные "но". Так, размер штрафных санкций для тех, кто некорректно указал цены в контракте с оффшором, фиксируется на уровне 100 не облагаемых зарплатных минимумов. Выше этой цифры штраф невозможен.
В список оффшоров, с которыми начата борьба, попал только Кипр, который уже давно является оффшором "демократическим". С действительно респектабельными формами оптимизации, например, со "швейцарской формулой" правительство пока бороться не намерено.
Перечисленные факты говорят о том, что у власти по-прежнему выходит куда более убедительно бороться за рост бюджетных доходов за счет и без того стонущего среднего бизнеса. И куда менее успешно у Яценюка и Ко получается привлекать к "работе над ошибками" крупный капитал.
Украинский кризисный медиа-центр, специально для УП