Десять днів, які не принесли мир

Середа, 2 липня 2014, 12:50

Завершившиеся полторы недели перемирия вновь поставили перед украинской властью "проклятые вопросы": кто теперь для Украины Россия и как строить отношения с этой страной и ее гражданами.

Либо воюем, либо торгуем

Весь последний год Киев изо всех сил пытался избежать четкости в определении отношений с бывшим стратегическим партнёром, потерянной в степях Крыма и в степях донецких "братской страной".

Отношения между двумя странами изменились радикально. И произошло это не вчера.

До открытой агрессии Москвы на Донбассе весной-летом прошлого года была череда торговых войн России против украинских производителей, августовская торговая блокада.

Потом последовали срыв усилиями Москвы подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в Вильнюсе, антиукраинская пропагандистская истерия, оккупация Крыма.

То есть, Москва как более мобильный партнер в двухсторонних отношениях сориентировалась быстрее Киева. И это она с лета прошлого года полностью строит отношения "по-новому", активно добиваясь поставленных Путиным целей.

В то время как украинское руководство и после Януковича продолжает попытки наложить на новую реальность, и в самой Украине, и в двухсторонних отношениях, старые подходы работы с московским партнером.

Российский таможенник не пропускает фуры с украинскими товарами на территорию РФ  Фото: Александр Рюмин/ИТАР-ТАСС

В результате из этого "компота" ничего хорошего для Киева не получается.

До сегодняшнего дня у украинского руководства нет адекватной новым условиям четко сформулированной политики взаимоотношений с Кремлем-2014.

А значит – нет и выверенной стратегии действий и, что еще более важно, – успехов по отстаиванию украинских интересов.

Список потерь неприятно впечатляет – оккупированный Крым, превратившийся в громадную "раскаленную сковородку" Донбасс, провалившиеся переговоры по газу с последовавшей полной газовой блокадой.

Если ведущая такую политику по отношению к Украине Россия признается агрессором и военным противником – следует одна логика и построения жизни внутри Украины по законам военного времени, и во взаимоотношениях со страной-противником.

Если Россия официальным Киевом де-факто по-прежнему признается стратегическим партнером – дипломатические отношения со страной-агрессором не разорваны, Декларация о стратегическом партнерстве  не аннулирована, активные мероприятия по дипломатической изоляции России и наложении на нее санкций не ведутся – в силе совершенно другая логика в двухсторонних отношениях.

Однако и до избрания президентом Порошенко, и при нем официальный Киев не эффективно пытался создать некий симбиоз из двух взаимоисключающих стратегий.

И Украина без руля в отношениях с Россией, даже имея беспрецедентную поддержку со стороны США и ЕС, терпит поражение.

Одно из них последовало в газовых переговорах. Эксперт по вопросам энергетики Владимир Землянский объясняет это отсутствием определенности, в каком состоянии находятся Украина и Россия – войны или мира.

"В переговорах между Украиной и Россией нет определенности в целом: либо мы воюем, либо мы торгуем. Потому что на востоке страны мы воюем, а в Брюсселе тем временем ведём переговоры о цене на газ. Так не бывает. Как в анекдоте: "Батюшка, Вы либо трусы наденьте, либо крест снимите…".

Если находимся в состоянии войны, значит, все действия определяется требованиям военного времени. Если не воюем, значит, ведем торговые переговоры. Без четкого определения позиции Украины никаких подвижек в газовых переговорах с Россией не произойдет", констатирует эксперт.

Как провалился "План Порошенко-Путина"

Эта же "размытость формата" стала основной причиной неудачи урегулирования конфликта на Донбассе по "Плану Порошенко".

С самого начала его реализации выяснились несколько важных вещей.

Оказалось, что в предъявленный общественности план "забыли" вписать два ключевых пункта. Первый: стороной переговоров по мирному урегулированию ситуации на Донбассе станут наряду с Россией и ОБСЕ еще и признанные Киевом террористическими организации "ДНР" и "ЛНР".

Второй: Россия меняет свой статус со страны-агрессора на страну-гаранта достижения мира в регионе.

Собственно, сам "Мирный план Порошенко" по урегулированию ситуации на Донбассе уже после первых переговоров Трехсторонней группы 23 июня в Донецке только формально сохранил авторство за украинским президентом.

Российскую сторону в трехсторонних переговорах  представляет посол РФ в Украине Михаил Зурабов. Фото: "День" 

Кремль несколькими выверенными шагами смог переформатировать его в фактический "План Порошенко-Путина".

Поскольку в позиции именно Кремля по ситуации на Донбассе изначально было два краеугольных камня. Первый: "ДНР" и "ЛНР" должны быть сторонами переговоров по урегулированию ситуации в регионе.

Второй: только РФ сможет гарантировать достижение мира на Донбассе и предотвратить тут "гуманитарную катастрофу".

В открытую добиться их реализации у Москвы не получалось. И Путин постарался перетянуть Киев в формат закрытых, кулуарных переговоров. Которые традиционно, ведутся хозяином Кремля с украинским руководством.

Местами по-мужски. Местами – "по-пацански".

Об особенностях этой манеры Кремля "решать вопросы" досконально знает и на себе проверил ее действенность второй президент Украины Кучмы. Этим и обусловлено именно его появление на переговорах в качестве полномочного представителя Порошенко.

В результате, за исключением первой очень короткой публичной встречи Порошенко с Путиным в Нормандии, все остальные двухсторонние контакты Москвы и Киева происходили так, как это традиционно принято в их двустороннем диалоге на высшем уровне – полностью закрыто, кулуарно.

Зато формат и результаты первых же переговоров в Донецке продемонстрировали: России удалось втянуть и новую украинскую власть в традиционно выигрышный для себя формат неформальных кулуарных договоренностей. Поэтому уже вторая встреча посредников прошла полностью непублично.

О том, что экс-глава МИДа Петр Порошенко лучшим и самым компетентным дипломатом считает себя самого и будет сам рулить в сложнейших узлах отечественной внешней политики, много говорили при назначении Павла Климкина министром иностранных дел.

О том, что ни во время идущего футбольного мирового первенства, ни раньше никто не донес до Порошенко верное для политики правило гениального Лобановского "Порядок бьет класс", можно судить по результатам переговоров в Донецке.

Хороший дипломат Порошенко попытался переиграть за счет индивидуального мастерства команду-машину соперника. Но в "тотальном футболе" Москвы против Украины эти попытки обречены на неудачу.

Пусть даже зрители на трибунах – ЕС и США – на первых порах бурно поддерживали игру одинокого украинского центр-форварда. Но очень быстро Евросоюз в лице глав Германии и Франции начал добиваться от Порошенко вхождения в бесконечный переговорный процесс на российских условиях.

Собственно, само появление на встрече в Донецке в качестве полноправных участников переговорного процесса давних коллег по СДПУ (о) Виктора Медведчука и Нестора Шуфрича стало первой победой российского руководства.

"В пакете" с ними на переговоры прибыли и представители двух "народных республик".

Тем самым трехсторонние переговоры Украина-ОБСЕ-Россия радикально трансформировались в "новую трёхсторонку" Порошенко-Путин-ДНР+ЛНР. А фактически – начались двусторонние переговоры Киева и Москвы.

Желание Евросоюза самоустраниться с активных ролей из переговоров по Донбассу и ожидания европейцев того, что Киев и Москва вполне смогут договориться сами, четко формализовала канцлер Германии Меркель. Которая пролоббировала участие в переговорах кума Путина Медведчука.

И раз уж сам Запад убедился в переговорческих способностях Медведчука, то Порошенко против этого возражать не стал. Формально это ж не из Москвы предложение пришло….

Вторым, еще более значимым успехом Кремля на переговорах в Донецке стало изменение статуса РФ в этом конфликте. Из инициатора вооруженного противостояния на Донбассе и страны-донора боевиков и вооружения для боевиков, Россия в одночасье превратилась – для соблюдения демократических формальностей вместе с ОБСЕ – в гаранта соблюдения режима прекращения огня сторонами.

Виктор Медведчук с кумом Владимиром Путиным Фото: Украинский выбор 

Хорошо знакомый старожилам украинской политики почерк антикризисного менеджера Медведчука легко угадывается в тех уступках, на которые согласились пойти боевики и их союзники из РФ.

Первые, чтобы задобрить европейцев и создать благоприятный для ДНР и ЛНР фон в общественном мнении Запада освободили тех, чья судьба волновала европейцев больше всего – наблюдателей от ОБСЕ. Этим и ограничились в своих усилиях по выполнению мирного плана.

А россияне заявили о готовности допустить украинских пограничников на три пограничных пункта – чтобы украинцы, мол, сами убедились, что боевики и техника в Украину из России не попадают. Через эти ТРИ пункта. При том, что протяженность очень условно закрытых границ с Россией только одной Луганской области составляет около 800 км.

Время действовать "по-новому"

С возобновлением АТО на Донбассе будет наглядно видно, насколько украинской стороне получилось эффективно использовать десятидневную передышку. И хотя бы приступить к решению системных проблем в организации и проведении операции, о которых регулярно говорят специалисты.

Насколько этому процессу помогут инициированные президентом кадровые изменения в силовом блоке – также покажут дальнейшие события на Донбассе.

Но если президент Порошенко кардинально не перестроит формат взаимодействия с Москвой на принципиально новую, системную, работу с четким форматом реализации украинских интересов, наступление реального мира на Донбассе и стабилизация ситуации в Украине в целом сильно затянутся.

Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог", для УП

Подготовлено с использованием материалов "Экспертной карты решений "Противостояние с Россией".

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді