Десять днів, які не принесли мир
Завершившиеся полторы недели перемирия вновь поставили перед украинской властью "проклятые вопросы": кто теперь для Украины Россия и как строить отношения с этой страной и ее гражданами.
Либо воюем, либо торгуем
Весь последний год Киев изо всех сил пытался избежать четкости в определении отношений с бывшим стратегическим партнёром, потерянной в степях Крыма и в степях донецких "братской страной".
Отношения между двумя странами изменились радикально. И произошло это не вчера.
До открытой агрессии Москвы на Донбассе весной-летом прошлого года была череда торговых войн России против украинских производителей, августовская торговая блокада.
Потом последовали срыв усилиями Москвы подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в Вильнюсе, антиукраинская пропагандистская истерия, оккупация Крыма.
То есть, Москва как более мобильный партнер в двухсторонних отношениях сориентировалась быстрее Киева. И это она с лета прошлого года полностью строит отношения "по-новому", активно добиваясь поставленных Путиным целей.
В то время как украинское руководство и после Януковича продолжает попытки наложить на новую реальность, и в самой Украине, и в двухсторонних отношениях, старые подходы работы с московским партнером.
Российский таможенник не пропускает фуры с украинскими товарами на территорию РФ Фото: Александр Рюмин/ИТАР-ТАСС |
В результате из этого "компота" ничего хорошего для Киева не получается.
До сегодняшнего дня у украинского руководства нет адекватной новым условиям четко сформулированной политики взаимоотношений с Кремлем-2014.
А значит – нет и выверенной стратегии действий и, что еще более важно, – успехов по отстаиванию украинских интересов.
Список потерь неприятно впечатляет – оккупированный Крым, превратившийся в громадную "раскаленную сковородку" Донбасс, провалившиеся переговоры по газу с последовавшей полной газовой блокадой.
Если ведущая такую политику по отношению к Украине Россия признается агрессором и военным противником – следует одна логика и построения жизни внутри Украины по законам военного времени, и во взаимоотношениях со страной-противником.
Если Россия официальным Киевом де-факто по-прежнему признается стратегическим партнером – дипломатические отношения со страной-агрессором не разорваны, Декларация о стратегическом партнерстве не аннулирована, активные мероприятия по дипломатической изоляции России и наложении на нее санкций не ведутся – в силе совершенно другая логика в двухсторонних отношениях.
Однако и до избрания президентом Порошенко, и при нем официальный Киев не эффективно пытался создать некий симбиоз из двух взаимоисключающих стратегий.
И Украина без руля в отношениях с Россией, даже имея беспрецедентную поддержку со стороны США и ЕС, терпит поражение.
Одно из них последовало в газовых переговорах. Эксперт по вопросам энергетики Владимир Землянский объясняет это отсутствием определенности, в каком состоянии находятся Украина и Россия – войны или мира.
"В переговорах между Украиной и Россией нет определенности в целом: либо мы воюем, либо мы торгуем. Потому что на востоке страны мы воюем, а в Брюсселе тем временем ведём переговоры о цене на газ. Так не бывает. Как в анекдоте: "Батюшка, Вы либо трусы наденьте, либо крест снимите…".
Если находимся в состоянии войны, значит, все действия определяется требованиям военного времени. Если не воюем, значит, ведем торговые переговоры. Без четкого определения позиции Украины никаких подвижек в газовых переговорах с Россией не произойдет", констатирует эксперт.
Как провалился "План Порошенко-Путина"
Эта же "размытость формата" стала основной причиной неудачи урегулирования конфликта на Донбассе по "Плану Порошенко".
С самого начала его реализации выяснились несколько важных вещей.
Оказалось, что в предъявленный общественности план "забыли" вписать два ключевых пункта. Первый: стороной переговоров по мирному урегулированию ситуации на Донбассе станут наряду с Россией и ОБСЕ еще и признанные Киевом террористическими организации "ДНР" и "ЛНР".
Второй: Россия меняет свой статус со страны-агрессора на страну-гаранта достижения мира в регионе.
Собственно, сам "Мирный план Порошенко" по урегулированию ситуации на Донбассе уже после первых переговоров Трехсторонней группы 23 июня в Донецке только формально сохранил авторство за украинским президентом.
Российскую сторону в трехсторонних переговорах представляет посол РФ в Украине Михаил Зурабов. Фото: "День" |
Кремль несколькими выверенными шагами смог переформатировать его в фактический "План Порошенко-Путина".
Поскольку в позиции именно Кремля по ситуации на Донбассе изначально было два краеугольных камня. Первый: "ДНР" и "ЛНР" должны быть сторонами переговоров по урегулированию ситуации в регионе.
Второй: только РФ сможет гарантировать достижение мира на Донбассе и предотвратить тут "гуманитарную катастрофу".
В открытую добиться их реализации у Москвы не получалось. И Путин постарался перетянуть Киев в формат закрытых, кулуарных переговоров. Которые традиционно, ведутся хозяином Кремля с украинским руководством.
Местами по-мужски. Местами – "по-пацански".
Об особенностях этой манеры Кремля "решать вопросы" досконально знает и на себе проверил ее действенность второй президент Украины Кучмы. Этим и обусловлено именно его появление на переговорах в качестве полномочного представителя Порошенко.
В результате, за исключением первой очень короткой публичной встречи Порошенко с Путиным в Нормандии, все остальные двухсторонние контакты Москвы и Киева происходили так, как это традиционно принято в их двустороннем диалоге на высшем уровне – полностью закрыто, кулуарно.
Зато формат и результаты первых же переговоров в Донецке продемонстрировали: России удалось втянуть и новую украинскую власть в традиционно выигрышный для себя формат неформальных кулуарных договоренностей. Поэтому уже вторая встреча посредников прошла полностью непублично.
О том, что экс-глава МИДа Петр Порошенко лучшим и самым компетентным дипломатом считает себя самого и будет сам рулить в сложнейших узлах отечественной внешней политики, много говорили при назначении Павла Климкина министром иностранных дел.
О том, что ни во время идущего футбольного мирового первенства, ни раньше никто не донес до Порошенко верное для политики правило гениального Лобановского "Порядок бьет класс", можно судить по результатам переговоров в Донецке.
Хороший дипломат Порошенко попытался переиграть за счет индивидуального мастерства команду-машину соперника. Но в "тотальном футболе" Москвы против Украины эти попытки обречены на неудачу.
Пусть даже зрители на трибунах – ЕС и США – на первых порах бурно поддерживали игру одинокого украинского центр-форварда. Но очень быстро Евросоюз в лице глав Германии и Франции начал добиваться от Порошенко вхождения в бесконечный переговорный процесс на российских условиях.
Собственно, само появление на встрече в Донецке в качестве полноправных участников переговорного процесса давних коллег по СДПУ (о) Виктора Медведчука и Нестора Шуфрича стало первой победой российского руководства.
"В пакете" с ними на переговоры прибыли и представители двух "народных республик".
Тем самым трехсторонние переговоры Украина-ОБСЕ-Россия радикально трансформировались в "новую трёхсторонку" Порошенко-Путин-ДНР+ЛНР. А фактически – начались двусторонние переговоры Киева и Москвы.
Желание Евросоюза самоустраниться с активных ролей из переговоров по Донбассу и ожидания европейцев того, что Киев и Москва вполне смогут договориться сами, четко формализовала канцлер Германии Меркель. Которая пролоббировала участие в переговорах кума Путина Медведчука.
И раз уж сам Запад убедился в переговорческих способностях Медведчука, то Порошенко против этого возражать не стал. Формально это ж не из Москвы предложение пришло….
Вторым, еще более значимым успехом Кремля на переговорах в Донецке стало изменение статуса РФ в этом конфликте. Из инициатора вооруженного противостояния на Донбассе и страны-донора боевиков и вооружения для боевиков, Россия в одночасье превратилась – для соблюдения демократических формальностей вместе с ОБСЕ – в гаранта соблюдения режима прекращения огня сторонами.
Виктор Медведчук с кумом Владимиром Путиным Фото: Украинский выбор |
Хорошо знакомый старожилам украинской политики почерк антикризисного менеджера Медведчука легко угадывается в тех уступках, на которые согласились пойти боевики и их союзники из РФ.
Первые, чтобы задобрить европейцев и создать благоприятный для ДНР и ЛНР фон в общественном мнении Запада освободили тех, чья судьба волновала европейцев больше всего – наблюдателей от ОБСЕ. Этим и ограничились в своих усилиях по выполнению мирного плана.
А россияне заявили о готовности допустить украинских пограничников на три пограничных пункта – чтобы украинцы, мол, сами убедились, что боевики и техника в Украину из России не попадают. Через эти ТРИ пункта. При том, что протяженность очень условно закрытых границ с Россией только одной Луганской области составляет около 800 км.
Время действовать "по-новому"
С возобновлением АТО на Донбассе будет наглядно видно, насколько украинской стороне получилось эффективно использовать десятидневную передышку. И хотя бы приступить к решению системных проблем в организации и проведении операции, о которых регулярно говорят специалисты.
Насколько этому процессу помогут инициированные президентом кадровые изменения в силовом блоке – также покажут дальнейшие события на Донбассе.
Но если президент Порошенко кардинально не перестроит формат взаимодействия с Москвой на принципиально новую, системную, работу с четким форматом реализации украинских интересов, наступление реального мира на Донбассе и стабилизация ситуации в Украине в целом сильно затянутся.
Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог", для УП
Подготовлено с использованием материалов "Экспертной карты решений "Противостояние с Россией".