Outsourcing як двигун "російської ідеї"

Вівторок, 20 травня 2014, 11:13

Назначение, или, скорее, самоназначение российского политтехнолога Александра Бородая премьер-министром самопровозглашенной "Донецкой Народной Республики" стало напоминанием преимуществ аутсурсинга во внешней политике.

На "внешний подряд" выгодно отдавать выполнение наиболее скользких и рисковых задач. Спрашивать в случае неудачи будет просто не с кого.

Аутсурсинг в бизнесе

Аутсурсинг относится к стратегиям ведения бизнеса, которые приобрели популярность в последние десятилетия. Он предполагает выполнение части функций и операций компании работниками, которые не являются ее штатными сотрудниками.

Аутсурсингу обычно подвергают подбор персонала – внешними рекрутинговыми агентствами вместо собственных отделов кадров, ведение бухгалтерской отчетности – приглашенными специалистами вместо штатных бухгалтеров, уборку производственных и офисных помещений, охрану и многое другое.

Преимуществ в экономическом плане несколько. Здесь и выгоды от более глубокого разделения труда, о которых писал еще Адам Смит, и экономия на издержках.

Экономить на издержках удается благодаря снятию компании с себя многих обязательств, которые ей пришлось бы выполнять в отношении штатных сотрудников: выполнения требований трудового законодательства, обеспечение их занятости – увольнение штатных сотрудников всегда связано со значительными издержками, и так далее.

По сравнению с компаниями, делающими ставку на постоянную занятость и развитие "внутреннего рынка труда", практикующие аутсурсинг несут минимальные обязательства перед исполнителями.

Американский опыт: "канализационные стоки" в Ираке

Аутсурсинг нашел широкое применение, как в американском бизнесе, так и в деятельности государственных органов страны. Последнее выглядит особенно привлекательно в контексте призывов к сокращению размеров государственного аппарата и передаче части его функций частному бизнесу.

Данные приоритеты легли основу нового государственного менеджмента, New Public Management – программы по реформированию государственного аппарата, реализуемой большинством западных правительств в течении последних 20 лет.

В Соединенных Штатах аутсурсингу подвергаются даже такие специфические функции государства, как исполнение связанных с лишением свободы наказаний в так называемых частных тюрьмах, и охрана границ – так технические аспекты охраны границы с Мексикой были первоначально переданы во ведение корпорации Boeing.

Особый интерес представляет использование аутсурсинга как инструмента внешней политики. Вместо размещения на территории другой страны регулярных войск и штатных военных советников, можно привлечь частные компании, специализирующиеся на предоставлении услуг по охране и физической защите.

Данная практика имеет богатые исторические прецеденты: в средние века многие европейские правители прибегали к услугам частных армий наемников – mercenaries, и даже бандитов и пиратов для реализации своих военных задач.

К выгодам более глубокого разделения труда и минимизации издержек в случае использования аутсорсинга как инструмента внешней политики добавляется еще одна, пожалуй, еще более существенная.

Выполнение военных задач частными руками снимает с государства, в чьих интересах действуют частные руки и стволы, всякую ответственность.

Официальные представители этого государства могут всегда заявить, что они здесь совершенно не при чем и дело в частной инициативе конкретных граждан. Как либерально мыслящие государственные деятели они не могут препятствовать частной инициативе.

Ситуация с использованием в ходе войны в Ираке множества частных охранных компаний хорошо иллюстрирует сказанное.

Частные компании привлекались к обеспечению охраны как американских чиновников, так и американских войск, будучи при этом освобождены от необходимости соблюдать как американское, так и иракское законодательство.

В сентябре 2007 сотрудники компании Blackwater расстреляли более дюжины иракцев по подозрению в возможных агрессивных действиях. Видео с места происшествия доказыает, что агрессия имела место не со стороны граждан Ирака, а как раз со стороны сотрудников американского ЧОПа.

Однако все завершилось не уголовным разбирательством, а сменой названия – частная охранная корпорация продолжила свою деятельность сначала под названием Xe Services, а позднее – Academi. Наказания за убийство иракских граждан не понес никто.

Российский опыт: Крым и Донбасс

Российские власти с интересом и вниманием отнеслись как к американскому опыту, так и к средневековой европейской истории. Они были с успехом применены сначала при "отжиме" Крыма, а сегодня – в целях дестабилизации ситуации в Донецкой и Луганской областях, а также срыва президентских выборов.

По версии российских властей, Крым был включен в состав РФ в результате проведения референдума и при поддержке сил "самообороны Крыма".

По другим данным, искомый российскими властями результат был достигнут с помощью "государственно-частного партнерства" – совместным действиям регулярных российских войск и работающих на частные российские компании политтехнологов и специалистов по частной охране.

В качестве союзников также выступали и представители организованной преступности, некоторые из которых были награждены высокими государственными постами в новых органах власти.

Именно как "частные лица" действовали в Крыму и нынешний премьер-министр "Донецкой Народной Республики" Бородай, и военный лидер контролирующих город Славянск сепаратистов, тоже гражданин РФ Стрелков (Гиркин).

В Донецке и Луганске соотношение между "государственным" и "частным" изменилось еще больше в пользу последнего. Риски "операции" значительно выросли, а уровень поддержки со стороны местного населения оказался много ниже, чем в Крыму.

Поэтому основная ставка в Восточной Украине сделана как раз на российский аналог "сточных вод" – Blackwater. При неудаче начинания, в частности, проведении президентских выборов на фоне значительных людских потерь среди вооруженных сепаратистов, российские власти будут как бы ни при чем – все будет списано на частную инициативу отдельных граждан.

Разве можно жителям Кубани и Чечни запретить поехать в турпоезду по Востоку Украины?

Использование военного и политтехнологического аутсурсинга для сохранения Украины, или ее восточной части, под российским контролем позволяет РФ делать громкие заявления на международном уровне о нарушениях прав человека и даже искать поддержки, правда, безуспешно – в Совете Безопасности ООН.

Однако этот "успех" в конечном счете достигнут благодаря копированию западных, в частности, американских стратегий аутсурсинга.

Где оригинальность и "третий путь", проповедником которого в среде российских политтехнологов считают премьер-министра "Донецкой Народной Республики" Бородая? Получается, что для продвижения "русской идеи" используются американские подходы и решения.

Так не пора ли переименовать "Донецкую Народную Республику" в Blackwater Republic – именно так, в латинской транскрипции?

Антон Олийнык, для УП

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Головне на Українській правді