Лобіст регіоналів в Америці Джин Бурд: Питання Тимошенко підняли на високий рівень її лобісти
Политический лоббизм в США существенно отличается от украинского. Если у нас он является продолжением коррупции, то в Америке специально нанятым людям разрешено работать с политиками, чтобы добиться преференций для своего клиентов. Главное – ты не просто не должен этого скрывать, а обязан открыто сообщать о своей заангажированности.
Последние полгода-год в Америке были законтрактованы с полдюжины лоббистов украинских политиков. В большинстве случаев это были представители власти Януковича. Некоторые из них зарегистрировались, как фирма Arnall Golden Gregory. Некоторые работали через посредников, как Podesta Group и Mercury. Некоторые пытались избежать упоминания одиозных личностей среди своих клиентов, как это делала компания BlueStar Strategies, не афишировавшая связей с группой Сергея Левочкина.
Пока Юлия Тимошенко находилась в заключении, американский Сенат принял серию резолюций в ее поддержку. Эти документы – достижение и ее лоббистов из фирмы Wiley Rein, в частности - бывшего конгресcмена Джима Слаттери.
Лоббисты - люди непубличные, которые практически никогда не дают интервью, предпочитая работать напрямую с политиками. Открыто пообщаться с "Украинской правдой" о правилах американского лоббизма согласился Джин Бурд – выходец из Днепропетровска, который живет и работает в США. В прошлом – представитель днепропетровского бизнесмена, нынешнего зама Коломойского Геннадия Корбана в калифорнийском деле Лазаренко.
Бурд – юрист в фирме Arnall Golden Gregory. Его фамилия фигурирует в отчетах, которые компания направляла в Министерство юстиции США. До осени 2013 года Бурд был представлен как лоббист депутата от Партии регионов Дмитрия Шпенова.
Фамилия малоизвестного нардепа в качестве клиента не должна вводить в заблуждение. Шпенов как один из юристов Партии регионов, судя по всему, являлся лишь уполномоченным лицом на заключение контракта с американскими лоббистами, который действовал до осени прошлого года.
- Были ли вы представителем Партии регионов, продолжаете ли вы им быть и в чем заключалась ваша работа?
- Я являюсь адвокатом, лицензированным в Округе Колумбия, а также в некоторых других штатах США. Одним из направлений моей работы является работа с украинскими клиентами. В Америке я был зарегистрированным иностранным агентом для господина Дмитрия Шпенова, депутата Верховной Рады Украины от Партии регионов.
- Вы представляли именно его - или всю Партию регионов, которая уполномочила Шпенова заключить с вами контракт?
- Я не могу сказать, что представлял всю Партию регионов. Но, без сомнения, позиция Партии регионов является составляющей взглядов Шпенова, которого мы представляли.
Мы сейчас говорим о весне-лете 2013 года. Наши задачи касались энергетической независимостью Украины, поддержки сельского хозяйства, а также дела Тимошенко.
Дело Тимошенко являлось краеугольным камнем политики США в отношении Украины. И подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом зависело от прекращения этого дела.
- И вас наняли, чтобы вы сняли эту зависимость?
- Нас наняли для того, чтобы мы предоставили информацию, которая показывает, что госпожа Тимошенко не соответствует тем идеалам, за которые американское правительство должно бороться.
- Когда прекратилась ваша работа как лоббиста регионала Шпенова?
- 19 сентября мы официально прекратили работать. Но реально уже до конца августа все прекратилось. Уже было понимание, что на самом деле, несмотря на весь поток информации, несмотря на ту реальную и объективную информацию, которая была предоставлена, этот момент уже не может быть предотвращен, нивелирован.
- То есть, вы уже поняли, что вы не сможете снять вопрос Тимошенко с повестки дня?
- Я думаю, к тому времени это уже было понятно.
- Сколько вы заработали, представляя господина Шпенова?
- Сейчас я не помню точную цифру. Мы работали вместе с фирмой Tauzin, половина денег шла на нашу фирму, половина на их. Общая сумма вместе с расходами была в районе где-то 200 тысяч долларов.
- Что вам было поручено делать при заключении контракта?
- Контракт был заключен, если не ошибаюсь, в конце 2012 или в начале 2013 года. И основная цель этого контракта была вызвана тем, что довольно долгое время в Вашингтоне, в США, в политических и государственных кругах предоставлялась довольно однобокая информация о тех событиях, которые происходили в Украине.
Я не обязательно имею в виду политические вопросы. Наша задача была предоставлять полную информацию по всем тем вопросам, которые волнуют американское правительство, американский Конгресс в отношении Украины.
- Как вообще выглядит кухня лоббизма в Вашингтоне?
- Я не считаю себя профессиональным лоббистом, я адвокат. Если говорить о лоббизме как профессии, то можно обратиться к Библии – и вы увидите, что Моисей в свое время лоббировал перед фараоном с тем, чтобы отпустить еврейский народ из рабства. Моисей понимал кухню правительства фараона. Почему? Потому что его спасла дочь фараона и дала возможность вырасти при дворе. Он знал о том, что происходит во дворе у фараона, он понимал все внутренние моменты. И он был тем, кто мог подойти и сказать фараону: "Сделай то-то и то-то".
Здесь в США лоббисты проводят очень много времени в Конгрессе, во всевозможных встречах для того, чтобы все время быть начеку, чтобы понимать все внутренние течения. Это очень важно, потому что у нас существует 100 сенаторов, огромное количество членов Палаты представителей. Все имеют свое мнение. Есть какие-то группы, естественно, но в общем и целом у каждого свой подход.
И при лоббизме очень важно найти людей, для которых твой вопрос, по которому ты представляешь клиента, близок - по каким-то причинам. Предположим, в штате или округе конгрессмена находятся какие-то компании, какие-то интересы.
Работа в Конгрессе, с американским правительством довольно занимательна. То впечатление, которое существует в Украине, немножко не соответствует действительности. На самом деле у нас в США президент реально не имеет такой большой силы, как многим кажется. Огромное значение придается Конгрессу. Поэтому, когда работают лоббисты, это может быть 10-20 человек, которые могут исходить 10, 20, 100 кабинетов и поговорить с людьми.
- Грубо говоря, если "Шеврон" хочет зайти в Украину, то вы идете к конгрессмену от штата, где базируется "Шеврон" и предлагаете ему посильно поддерживать инициативы украинской власти в Америке?
- Я думаю, это было бы очень упрощенно. Предположим, у других сенаторов есть интерес к свободной торговле.
- С Украиной?
- Вообще, в принципе, некоторые конгрессмены заинтересованы в свободной торговле. Это их кредо, это составляющая их политической жизни. Не обязательно с Украиной. И с такими конгрессменами можно было говорить о том, какие бенефиты предоставляет в глобальном порядке вступление Украины в Ассоциацию с ЕС.
- Понимают ли конгрессмены, что вы работаете за деньги, а они, встречаясь с вами, каким-то образом подыгрывают вам в вашем заработке?
- Абсолютно понимают. Во-первых, при каждой встрече я обязан сказать конгрессмену и его помощнику, кого я представляю.
- Какая была реакция на слова "Партия регионов" среди американцев?
- Я бы не сказал, что была какая-то особенная реакция. Сейчас на дворе апрель 2014 года, а мы говорим об апреле-мае-июне 2013 года, когда репутация Партии регионов была не такая, как сегодня. Были определенные негативные вещи, но это нормальная политическая ситуация, когда одна политическая сила хочет обнародовать негатив на другую политическую силу. Это происходит и в Америке, здесь политическая борьба – это не щебетание голубок. Наша задача была показать реальность.
- Реальность в отношении Тимошенко?
- Реальность в отношении Тимошенко, реальность в отношении необходимости для Украины получить энергетическую независимость. Потому что в то время Западная Украина, та же партия "Свобода", та же часть партии "Батькивщина" были против того, чтобы развивать энергетические объекты, которые давали независимость Украине. Восток Украины в то время первый шел для того, чтобы создавать эту энергетическую независимость.
- Вам удалось даже пробиться на встречу со спикером Конгресса?
- В общем-то да, удалось. Господин Тозин из нашей компании-партнера Tauzin был одним из ведущих конгрессменов от штата Луизиана. Причем в начале, по-моему, он был от Демократической партии, потом перешел в Республиканскую партию. То есть, его очень хорошо знают в Конгрессе с обеих сторон.
Встрече со спикером была небольшая. Мы сказали: "Мы представляем господина Шпенова, мы хотели бы вашей поддержки в отношении энергетической независимости для Украины, поддержки в отношении подписания Соглашения об ассоциации. Это очень важно для Украины".
- И что он сказал?
- Он сказал позитивные вещи.
- Какое место занимал фактор Юлии Тимошенко в американской политике в отношении Украины?
- Темой госпожи Тимошенко занималась компания Wiley Rein еще с сентября 2011 года.
- Откуда вам это известно?
- В Америке существует закон об иностранных агентах, который был принят еще перед Второй мировой войной, с тем, чтобы сбалансировать влияние немецкой пропаганды в США.
- Пропаганда Гитлера была настолько заметной в США?
- Да, геббельсовская пропаганда оказывала очень существенное влияние на американскую политику в годы Второй мировой войны. Были шпионы или люди, которые выпускали фильмы, которые печатали статьи в газетах и так далее. Поэтому был принят закон о том, что если ты являешься агентом и действуешь по указанию своего "принципала"-иностранного правительства или политического органа из другой страны - то ты должен зарегистрироваться и работать в открытую.
США решили: мы не можем тебе запретить представлять иностранные интересы, потому что это является вопросом свободы слова, первой поправки к Конституции. Поэтому ты имеешь возможность действовать, но люди вокруг должны знать, что ты действуешь в чужих интересах, а не по своему убеждению. Поэтому существует этот закон о регистрации иностранных агентов.
По закону, практически все страны нанимали лоббистов для того, чтобы представлять их интересы. Вот, например, по указанию господина Александр Тимошенко еще в сентябре 2011 года начала действовать компания Wiley Rein, которая провела к началу 2013 года более сотни контактов. Причем контактов всевозможных. Например, и с конгрессменами, и с Госдепартаментом, и с Белым Домом, и с Хельсинской комиссией, с послом США в Украине. Это все открытая информация.
- Вы считаете, что Тимошенко добилась такого признания в Америке только благодаря лоббистам?
- Мне тяжело сказать. Но тот факт, что этот вопрос был поднят на такой высокий уровень – я думаю, что это не без заслуг ее лоббистов.
- Оцените эффективность работы лоббистов Тимошенко.
- Согласно их отчетам, то они работали очень напряженно.
- Поскольку вам все-таки не удалось снять вопрос Тимошенко, можно ли сказать, что лоббисты Тимошенко были эффективнее?
- Я не думаю, что это выражение полностью соответствует действительности. Где-то к сентябрю 2013 уже было понятно, что в принципе Европа понимает важность ассоциации с Украиной. Да, продолжалась дискуссия в отношении госпожи Тимошенко, но уже говорилось о том, что "можете ее не освобождать, но давайте ее переведем на лечение".
Госпожа Тимошенко очень опытный человек в политике, она хорошо понимает политику, в том числе западную. Она знает, в какую форму лучше всего информацию обернуть и как ее подать.
- У вас бывали случаи, что вы ходили по одним и тем же людям с лоббистами Тимошенко?
- Я могу сказать – да.
- И какой опыт общения с такими политиками, где уже побывали лоббисты Тимошенко?
- Разный. Я не хочу конкретизировать, я просто не имею возможности говорить, что вот с этим человеком у меня был такой опыт, а с этим - другой. Случалось, что люди были удивлены тем массивом информации, который существует в отношении госпожи Тимошенко, ее связей с Лазаренко, с теми делами, которые есть в США.
- Было такое, что вы приходите к политику, а он уже имеет свою точку зрения в поддержку Тимошенко, и вы не можете его переубедить?
- Да. Если политик сформировал свою точку зрения, для него уже принять какую-то другую точку зрения, говорить о том, что "ой, я передумал" или "я ошибался", будет непросто. Это бывает, но это не такое частое явление.
- Кто, условно, являлся самым большим другом Тимошенко в американской политике?
- Вы можете посмотреть те резолюции, которые проводились в Сенате. Большинство тех встреч, которые проводили лоббисты Тимошенко, были с автором этих резолюций - сенатором Дурбиным.
- Почему им удалось так его заинтересовать? Деньги?
- Нет, нет. Это другой вопрос. Во-первых, это было бы нелегально. Wiley Rein - это фирма с хорошей репутацией. Тут важно найти момент взаимного интереса. Сенатор Дурбин много выступает с позицией продвижения демократии в разных странах. А кроме этого, он является сенатором от штата Иллинойс, а там очень сильная украинская община. Наверное, он прислушивается к их мнению.
- Куда идут немалые деньги, заплаченные вам клиентом? Вы их можете передавать на политические нужды тем политикам, которые представляют ваши интересы? То есть за эти деньги можно получить лояльность политика?
- Ни в коем случае, нет! Я не могу сказать, что они инвестируются в американскую политику. Не секрет, что уровень доходов в адвокатской среде и среде лоббистов в США довольно высокий. По сравнению с другими фирмами суммы в нашем контракте в некоторых случаях меньше на порядок. Есть фирмы, которые за месяц работы, берут 110-120 тысяч долларов. Например, представители грузинского премьер-министра Бедзины Иванишвили.
Что важно для лоббиста? Для лоббиста важно быть в среде. Что значит быть в среде? Есть определенные клубы, есть конференции, и есть возможность для лоббиста спонсировать политиков.
- Что имеется в виду?
- Это когда политик проводит fundraising. Тогда лоббисты и любые другие компании или политические организации финансируют политиков. Это общепринятая практика в США. Но нужно разграничивать коррупцию от легитимной поддержки каких-то политических кругов. В коррупции действует принцип "я тебе заплатил, а ты мне делаешь". А когда лоббист спонсирует политика, вам никто не обещает, что ваш вопрос будет решен.