Костянтин Жеваго: Газовий контракт Тимошенко - неправильний і непотрібний Україні
Продолжение интервью с депутатом и олигархом Константином Жеваго. Первую часть Костянтин Жеваго: У Порошенка зараз високий рейтинг, але попереду довга дорога в дюнах читайте здесь
- Вернемся к персонажу по фамилии Курченко. Чем он занимался, что это было за явление?
- Мне стыдно, что некоторые финансовые аналитики в этой стране претендуют на то, что они могут советовать инвесторам, что покупать и что продавать, вот так анализируют того или иного предпринимателя. (Жеваго указывает на рейтинг журнала "Корреспондент", который совместно с компанией "Драгон капитал" явно завысил состояние Курченко, оценив его в 2,4 миллиарда долларов - УП)
- Вы сейчас говорите о Dragon Capital, который оценил Курченко в 2,5 миллиарда?
- ...Печально другое – журналисты это подхватывают. Люди занимаются спекуляцией, которая ни на чем не базируется, а вы уводите внимание общественности, которые на это смотрят, в другие ценностные ориентиры. Люди думают: "Вот это человек добился, вот это класс!". А неужели не понятно было, что если "Лукойл", имеющий баланс 100 миллиардов долларов, зарабатывающий в год 8 миллиардов долларов, который имеет кэш, имеет нефть, имеет скважины, имеет специалистов всю свою жизнь, и он не мог поднять Одесский НПЗ, а тут нашелся вундеркинд (Курченко - УП), со слов известного вам человека на букву "а" (Арбузова - УП), и сказал: "А я подниму". Ну, для меня как разумного человека возникает вопрос: "Он там что, волшебной палочкой начнет размахивать?". Это чистый фонарь.
Тебе никто в России нефть дешевле не продаст, значит, можно только недоплатить государству Украина. Либо ты продаешь кому-то дороже рынка, получаешь нерыночную цену, и ты бенефициар этой власти. У тебя, например, "Укрзализныця" или Минобороны покупает по двойной цене. А когда не хватает налогов, потому что загнали промышленность, то эти деньги допечатывает Нацбанк, не понимая, что курс поднимется с 8 гривен до 10 или 12. И это убивает желание людей сберегать в национальной валюте.
- Почему вы молчали все это время? Вы - депутат. Вы должны были кричать с трибуны, писать интервью каждую неделю, ходить на совещания к Яценюку или Турчинову.
- Меня же туда не приглашают.
- Значит, выступайте так, чтобы вас приглашали. За все эти 4 года у вас было только интервью в "Корреспонденте". Почему вы молчали?
- Вы должны еще знать мою ментальность. Я считаю, что я должен своим делом, как любой другой человек, доказывать. Многие говорят красиво. Но давайте оценивать факты. Я говорю, что хочу делать успешные проекты, создавать рабочие места, инвестировать. Я специально принес годовой отчет Ferrexpo за 2012 год. (Открывает буклет - УП) Вот капитальные инвестиции в долларах США в проекты на Украине. 2012 год – 429 млн долларов, 2011 – 380, 2010 – 167, вот после кризиса 2009 – 86, вот 2008 – 276, вот 2007, это с момента IPO. И в 2013 году еще 290 млн. Знаете, сколько это денег? Это 2 миллиарда плюс долларов США! И построенный ГОК, который не построила ни одна страна бывшего Советского Союза. Вот я этим горжусь. Потому что здесь 2 тысячи рабочих мест и миллиард гривен уплаченных налогов. Вот это мой взнос в успех предприятия.
- Сколько в этих 2 миллиардах заимствованных?
- 1,1 миллиарда. Из которых 400 миллионов мне должна держава: 300 млн по НДС и 100 млн по переплаченному налогу на прибыль.
- На какой стадии разрешение вашего конфликта вокруг "Одессаоблэнерго"? Вы до сих пор судитесь с "лужниковской группой" Бабакова?
- Я с Бабаковым до сих пор в конфликте, потому что наш "краснознаменный" суд вынес очень сказочное решение. Я предложил больше денег, а суд сказал, что больше денег – это меньше денег. В 1997 году по курсу 1,75 грн, я предложил за пакет акций "Одессаоблэнерго" 27 млн гривен, что было по курсу 1,75 за доллар около 16 или 17 млн долларов. А господа Бабаков и компания, которые даже не принимали участия в конкурсе, подхватили потом ту компанию, которая была, они предложили 23 млн. И суд честно признал, что 27 млн меньше, чем 23 млн. И эти все судьи сегодня до сих пор судьи.
- Но вы судились в Лондоне, и суд удовлетворил требования ваших оппонентов.
- Лондонский суд касается не Одессаоблэнерго, он касается Ferrexpo. Лондонский суд принял решение, он сказал: "Ребята, давайте дождемся, пока пройдет вся вертикаль украинских судов, и тогда мы сразу же начнем это рассматривать". Потому что господин Бабаков и компания потребовали одного-единственного: "Как вы можете судить в Лондоне, когда мы еще не знаем результатов судов на Украине? Давайте дождемся". И суд абсолютно справедливо принял такое решение. Он приостановил рассмотрение и стал ждать, пока на Украине пройдут все суды.
- Вы с Коломойским общаетесь?
- Общаемся, почему же нет?
- У вас закончился конфликт вокруг Полтавского ГОКа?
- А у нас с ним никогда не было конфликта. Человек купил на Лондонской фондовой бирже акции Ferrexpo, 3 или 4%. Купил задешево, продал задорого. Он сделал какое-то инвестиционное вложение.
- Сколько он заработал на ваших акциях?
- Мне сложно сказать. По-моему, где-то была отчетность в прессе - несколько десятков миллионов долларов. Так все заработали! Но когда в 2008 году случился глобальный финансовый кризис, все инвесторы в панике бежали с развивающихся рынков, в том числе, и с рынка Украины. Я знаю еще 5 украинцев, которые заработали на акциях Ferrexpo больше, чем Коломойский. И я горд этим. Я считаю, что если люди понимают специфику и видят перспективу, да им честь и хвала. И лучше бы украинцы заработали, чем заработали нью-йоркцы.
- То есть, у вас с Коломойским уже никаких конфликтов нет?
- Да у меня с ним никогда и не было конфликтов. Ну он пришел, сказал: "Мы хотим место в совете". Я ему сказал: "Дорогие друзья, вам не положено. По законам фондовой биржи, вы можете претендовать в таком-то случае, или если вас поддержат другие акционеры". Они и не имели права требовать, и акционеры их не поддержали, учитывая их репутацию. Вот и все.
- Сейчас Коломойский и Пинчук судятся в Лондоне из-за активов "УкрРудПрома".
- Мое мнение, что "УкрРудПром" приватизировали незаконно. Вот я - участник этой индустрии, и хотел бы поучаствовать в приватизации всех предприятий. Я заплатил бы больше, чем 45 миллионов долларов за контрольный пакет Северного ГОКа или 55 миллионов Ингулецкого ГОКа. Такие цены, в моем понимании - курам на смех. Но меня не пустили к приватизации, потому что у меня не было до этого пакета акций в предприятиях "Укррудпрома". Я говорил об этом Новинскому, Ахметову, Коломойскому. Но кроме них, есть же еще другие бенефициары, которые обеспечили подписание этого закона одним известным дядей.
- Как вы думаете, чем закончится этот суд? Вы понятийно на стороне Коломойского или Пинчука?
- Я считаю, что, в принципе, процесс неправильный. Мы можем получить такое решение, что британский суд скажет, что вообще неправильный был процесс приватизации как таковой. И тогда украинские законодатели или украинский суд должен принимать решение по этому поводу.
То, что я всегда лоббировал – это транспарентность и прямая продажа на аукционе. Я считаю, пусть деньги людей расставят по местам. И задайте вопрос любому руководителю в этой стране. Я никогда не пришел и не сказал: "Я хочу чего-то". Мне жалко тратить время на то, что рано или поздно закончится плохо.
- С каким олигархом ни говоришь, все говорят, какой он правильный, а все остальные неправильные.
- Ты прав на 100%. А для того, чтобы отделить зерна от плевел, проанализируйте факты.
- Кто, по вашему мнению, был бы сейчас лучшим президентом для Украины?
- Я вам не назову фамилию, вы сами догадаетесь. Я считаю, что президентом должен быть человек с заслугами, который построил в этой стране не одну будку, а две или три, который создал какие-то рабочие места, заплатил много налогов, проинвестировал. Чтобы это был образованный человек, который имел опыт государственного управления, чтобы это был человек, который поведет нас в Европу. Я в этой ситуации даже не собираюсь полагаться на команду, которая будет сопровождать этого человека. Я буду очень сильно полагаться на Брюссель.
Я считаю, мы не должны изобретать велосипед или рвать глотку, в какую сторону идти. Мы должны получить в каждое министерство 10 человек консультантов из Брюсселя, который придут и скажут: "Вы должны делать вот так. Вы этого не понимаете сегодня из-за своих знаний или потому, что жили в королевстве кривых зеркал. Но пройдет два года, и вы это все увидите". Это для меня очень важно. Потому что я иногда просто устаю навязывать доброе, вечное, ценное, потому что не всегда люди это понимают.
Жеваго і Порошенко. Фото Дмитра Ларіна |
- Сейчас бурные дискуссии вызывает тема баллотирования в президенты Юлии Тимошенко. Вы считаете, что ей стоит делать?
- У нас выборы в два тура. Если у нее есть внутренняя убежденность, что ее очень поддерживает народ, то она должна идти. Я убежден, что у нее есть огромное количество приверженцев. Есть масса людей, которые ее в чем-то недолюбливают. Но я считаю, что справедливые выборы как вскрытие все покажут.
- Какую роль в истории Украины сыграл газовый контракт с Россией, который Тимошенко благословила в 2009 году?
- В том виде, как он был подписан, – я считаю, что это неправильный и ненужный Украине контракт. Потому что неправильно платить за газ больше, чем платят потребители в Германии, делая нас неконкурентоспособными.
- А почему вы не протестовали, когда вы были во фракции?
- Я протестовал. Вы же не знаете о моих дискуссиях, не знаете о моих отношениях в тот момент и с "Нафтогазом".
- В этом контракте есть коррупционная составляющая?
- Мне сложно сказать, я не был участником. Визуально я не очень понимаю, как это можно было материализовать. Все настолько публично.
- Я проанализировал статистику ваших посещений. Вы были зарегистрированы в парламенте 10 раз, а отсутствовали 104 раза, и не подали ни одного законопроекта. Зачем вам депутатский мандат?
- Работа же не состоит только в зале. Я беспрерывно депутат с 1998 года и столкнулся с тем за последние годы, что, к сожалению, не могу сам подписывать законопроекты. Они часто вызывают бурную реакцию, причем и с одной, и с другой стороны. Потом от меня начинают что-то хотеть, каждый говорит: "Я тебя поддержу, если ты сделаешь то или сделаешь это". Мне такое не нужно. Мне необходимы законы, которые будут приниматься. Законы, которые я хочу, чтобы в этой стране были, но мне важно, чтобы эти законы принимались в конце концов..
- Вы проводите много времени в Британии, постоянно декларируете западные принципы. Но если бы в британском парламенте депутат, как вы, пропустил 90% заседания и подал 0 законопроектов, это была бы черная метка до конца его политической карьеры.
- Это несправедливо. Там есть переднескамеечники и люди, которые сидят на задних скамейках. Это те люди, которые работают в полях. И поверьте, я с 1998 года переизбираюсь в одном и том же округе. На последних выборах 2012 года я получил 62% поддержки населения. Значит, я, наверное, что-то делаю.
- За вас голосуют ваши рабочие как крепостные.
- Это несправедливо. Почему крепостные? Работников предприятий, которые там находятся - 10 тысяч человек. И не все 10 тысяч человек за меня голосуют, у нас там полная демократия и плюрализм. И при этом всем я набираю 62% голосов. Я смог привлечь 2 миллиарда долларов инвестиций в эту конкретную территорию и еще сотни миллионов в другие территории в Украине. Если бы в этой стране нашлось таких еще 50 из 450 депутатов, которые сделали то же самое, то эта страна получила бы 100 миллиардов долларов инвестиций.
Для меня очень важны законы, которые позволяют строить успешные проекты во благо этой страны...
- Но вы не подали ни одного законопроекта. Так зачем вам быть депутатом? Для вас это только депутатская неприкосновенность и паспорт, который позволяет ездить в шенген без визы?
- Это сегодня не есть для меня проблема – шенгенскую визу, поверьте мне, любому нормальному человеку, который ведет успешную политическую и экономическую деятельность, получить несложно.
- Если бы на вашем заводе менеджер отсутствовал 90% времени, то вы бы его уволили через неделю. Вы так уже третий год отсутствуете на рабочем месте.
- Если бы моего менеджера избирал трудовой коллектив, как в профсоюзе, то я не смогу уволить своего лидера профсоюза. Он - выбранный человек, и я даже не слежу, чем он занимается. Он должен отстаивать интересы трудового коллектива, а не должен сидеть за столом и протирать штаны. Ходить на рабочее место – это 10% от обязанностей депутата.
За 15 лет своего депутатства я столкнулся с тем, что ты должен быть членом депутатского корпуса, чтобы иметь равнозначный, равноценный, как минимум, депутатский голос. Вопрос же не в том, кто нажимает кнопки или кто воюет возле трибуны. Вопрос в том, кто пишет законы и кто эти законы, в конце концов, принимает. У меня по каждому бизнесу, по каждому направлению есть огромное количество людей, которые выросли вместе со мной, они восприняли стандарты, образовались, я их воспитал, они ездили по всему свету…
- Вы будете баллотироваться снова?
- Конечно, буду. Я думаю, что следующие выборы будут не мажоритарные, а списочные. Это большее благо для страны. Определенная партия должна брать на себя ответственность после победы, назначать всю исполнительную власть и выполнять свои обещания. Если она обещания свои выполняет, то для них самой большой заслугой является переизбрание, а самым большим наказанием является отправление в утилизацию.
- Где в этой схеме разделение бизнеса и политики, как положено во всех демократических странах?
- Я полностью с вами согласен. Когда вы сказали, что Коломойского назначили губернатором, я к этому отношусь плохо, потому что это чистая олигархия – сплав капитала и политики.
- Но во всем мире так положено, что если вы идете в политику, вы перестаете управлять бизнесом. А вы реально являетесь руководителем компании Ferrexpo, хотя Конституция запрещает совмещать депутатский мандат с любой другой деятельностью..
- Вы ошибаетесь, я не нарушаю никаких законов в этой Украине. Моя трудовая книжка находится в парламенте. А от того, что я исполняю какие-то функции за рубежом, я не нарушаю ни одного закона - об этом говорю не только я, а "лоеры", которые делают свое правовое заключение и потом отдают его регуляторам на Лондонской фондовой бирже.
- У вас есть вид на жительство в Великобритании?
- Нет. И паспорта у меня нет. Я не имею права себе это позволить по закону. И моя супруга не имеет вида на жительство в Великобритании, но там учится мой сын, получает знания, которые потом он очень хочет использовать на благо той страны…
- Он тоже будет избираться по вашему округу в парламент?
- Если люди сочтут необходимым его поддержать на выборах, то я буду очень этим горд и счастлив.