Янукович, який вкрав у студентів майбутнє
Спасибо жителям Донбасса за президента, обрекшего страну на десятилетие экономического застоя. Или почему большинство сегодняшних студентов не найдут себе работу.
В преддверии прошлого нового года автор оказался втянут в спор друзей, о том в какой вуз лучше поступать их дочери. "В архитектурный" – уверяла мама. Она аргументировала свой выбор, что сейчас эра креативного класса и дизайнер - это отличная профессия в глобализированном мире. "Пусть учится на химика",- говорил отец, объясняя свое решение тем, что девочка уже три года приносит призы с городских олимпиад по химии, а к моменту окончания вуза в Украине появится спрос на толковых инженеров.
Когда родители поинтересовались моим мнением, я ответил что-то из серии: пусть девочка сам решает, что ей ближе.
Сегодня мой ответ звучал бы совсем по-другому.
Спустя десять месяцев после этого разговора вышел отчет Международного валютного фонда "Перспективы развития мировой экономики". Несколько строк посвященные Украине, были как ушат холодной воды. Эксперты МВФ прогнозировали, что в течение следующих пяти лет украинская экономика будет расти очень вялыми темпами на 1-2% в год и к докризисному уровню ВВП вернется не раньше 2017-2018 года. Украине предрекали потерянное десятилетие.
Мы уже привыкли к пессимистичным прогнозам, когда речь идет о нашей экономике, но как говорила героиня фильма "Брат 2": "Десять лет – это много". Слишком много! - хотелось кричать мне. - Это же почти треть от прожитых мною лет!
Мвфовский отчет вышел в то время, когда я работал шеф-редактором Forbes Украина.
Естественно, мы с коллегами захотели как-то осветить этот ошеломляющий прогноз в журнале.
Мы предложили лучшим отечественным экономистам написать колонку о потерянном десятилетии. Никто не захотел. Основная причина – они считали прогноз МВФ через-чур пессимистичным. Мол, экономика Украины уже доведена до такого плачевного состояния, что властям, все-таки придется начать непопулярные реформы, а значит шансы на рост после 2015-го или 2016-го значительно выше, чем прогнозирует МВФ.
Сегодня риторика экономистов другая: "То, что десять лет мы потеряли – это 100%. Сейчас вопрос стоит – будет это 10, 15 или 20 лет", - говорит глава аналитического департамента компании ICU Александр Вальчишен.
Что произошло за пару месяцев? Ответ на поверхности - Янукович отказался от евроинтеграции, предпочтя европейским деньгам и реформам, российский кредит в $15 млрд и скидку на газ.
Этих денег в аккурат хватит, чтобы дотащить украинскую экономику-зомби в ее сегодняшнем состоянии до начала 2015-го. А значит, Янукович и правительство могут не беспокоиться, что кредитные ресурсы в стране стоят 20%+.
Можно и дальше держать доллар около 8 гривен, беспокоясь, о настроении электорально активных бабушки, а не о теряющих конкурентоспособность украинских экспортерах. Можно делать вид, что хороший инвестклимат, это когда россияне оптом скупают стратегические заводы, а китайцы дают кредит под госгарантии с требованием купить на эти деньги китайские товары и услуги.
Можно и дальше выжимать все соки из отечественного среднего бизнеса. Ну и конечно забыть такое слово как энергосбережение. Но главное – "околосемейные" чиновники-бизнесмены могут по-прежнему покупать газодобывающие вышки в два раза дороже рыночной цены, импортировать нефтепродукты, не платя пошлин, продавать уголь добытый в копанках, торговать правом, получать возмещение НДС и т.д.
Похоже, что за экономический горизонт "после весны 2015-го" на Банковой сейчас не заглядывают, предпочитая решать проблемы по мере их поступления. Судя по последним соцопросам, украинский народ собирается избавить Януковича от проблемы второго срока: действующий президент проигрывает и Виталию Кличко, и Арсению Яценюку.
Допустим маловероятное: победитель "выборов 2015" окажется решительным человеком и сразу после инаугурации примется за экономические реформы. А у его команды хватит интеллектуального потенциала, чтобы убедить иждивенчески настроенное население в необходимости и полезности этих реформ.
Новый лидер докажет руководству Нацбанку необходимость отказаться от монетарной и валютной политики XIX века и сделать своим приоритетом экономический рост и контроль над инфляцией, а не стабильность гривны.
Он протащит через Верховную Раду упрощение налогового законодательства и снижение "зарплатных" налогов. Начнет столь необходимую судебную реформу и доведет до конца пенсионную. Повысит тарифы ЖКХ и разгребет авгиевы конюшни под названием "Нафтогаз Украина". И конечно же будет делом, а не словом, бороться с коррупцией.
Если будущий президент сделает большую часть из этого списка, ему обеспечено место на страницах учебника истории в разделе великие реформаторы.
Но даже при таком идеальном сценарии избежать потерянного десятилетия уже не удастся. На динамике роста ВВП даже столь решительные действия отобразятся через 2-3 года. В лучшем случае у нас будет потерянное девятилетие. Кто-то может возразить - это плохо, но не катастрофично, например, у Японии последние 20 лет считаются потерянными и ничего живут люди.
Разница только в том, что Японии столкнулась с длительной стагнацией будучи одной из самых развитых экономик мира с ВВП на душу населения более $30 000, Украина вошла в штопор в статусе развивающейся страны где на каждого жителя приходилось менее $4000 валового продукта. Запаса прочности нашей экономике на 10 лет может и не хватить.
С 2009 года украинская экономика просела более чем на 6% ( с учетом инфляции). Работающие в это время правительства Тимошенко и Азарова и не думали снижать градус популизма: доходы населения за это же время росли ежегодно в среднем на 13%.
Мнимое благополучие обеспечивалось - трехкратный рост госдолга до 575 млрд гривен. И увеличение налоговой нагрузки на бизнес: если в 2009 в бюджет собрали около 140 млрд гривен налогов, то в этом году уже почти 300 млрд.
Говорите Украина улучшила свое положение в рейтинге Doing Business в категории "Налогообложение"?
Оба источника финансирования популизма не вечны: с учетом российского кредита госдолг Украины подобрался к отметке в 50% ВВП, еще два десятка миллиардов и планка в 60% ВВП будет перейдена.
Пытаться выжать деньги из хиреющего бизнеса - плохая и нереалистичная идея. Чтобы больше платить, бизнесу надо больше зарабатывать. Что думают предприниматели о перспективах на следующий год показывает индекс инвестпривлекательности, рассчитываемый Европейской бизнес ассоциацией. После того, как Янукович отказался подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС, индекс снизился в декабре 2013-го до рекордно низкой отметки - 1,81.
Последние несколько лет в Украине появляется очень мало новых компаний. Попробуйте назвать десять масштабных бизнесов появившихся за последние пять лет. Почти уверен, что ваш список, как и мой начнется, и закончится – ВЕТЭКом Сергея Курченко и МАКО ХОЛДИНГ Александра Януковича. Почему это не совсем "бизнесовые" истории объяснять не надо.
В большинстве же компаний "попроще" уже два года как по чуть-чуть сокращается численность персонала. Об этом свидетельствует ежемесячная статистика госкомстата о занятости в различных секторах экономики. И если за 2012 год количество работающих сократилось на 40 000 человек, то за 11 месяцев уходящего года почти на 300 000.
К чему вся эта грустная статистика? Пытался обосновать, почему мой совет был неправильным. Украина находится только в середине потерянного десятилетия и впереди очень непростые пять лет. В первую очередь непростые для тех жителей Украины, которые полностью зависят от государства – у него скоро закончатся деньги - и тех, кому предстоит искать свою первую работу – в этой стране будет совсем немного новых рабочих мест.
Одним из таких соискателей будет дочь моих друзей.
Поэтому сегодня мой ответ на вопрос - на кого учиться звучал бы приблизительно так: на кого угодно, только в другой стране.