Битва за Москву-2013: від технологій бунту – до технології впливу
В сосредоточенной тишине центра управления российской политической жизнью неприлично громко щелкнул тумблер, дав знать, что запущен процесс неведомой природы, но тревожного характера. Операторы пульта вздрогнули, разработчики забегали, поднимая проектную документацию.
...Именно такое впечатление оставили после себя прошедшие выборы московского мэра, не сулившие, казалось бы, никаких сюрпризов.
"27 – это существенный процент"
За два месяца до голосования единственное "неудобство", в лице оппозиционного блогера Алексея Навального, вот-вот должно было быть устранено решением суда по уголовному "делу Кировлеса". Его неожиданное освобождение внесло оживление – но не обещало интриги.
Власти с одной стороны собирались убедительно продемонстрировать, кто в доме хозяин, попутно унизив мизерным процентом зарвавшегося "сетевого хомячка". С другой стороны, где, как не в Москве, "главному по интернету.ru" доказывать силу своей поддержки и влияния?
По сути, на избирательном полигоне российской столицы Алексею Навальному предстояло презентовать возможности новой модели оппозиционного движения, вооруженного современными информационными технологиями. Виртуальная протестная сила должна была доказать свою реальную способность влиять на политические процессы.
В конце концов, необходимо было дать публичный ответ: это концепт-кар или серийное производство?
Изначальный потолок экспертных и общественных ожиданий электорального потенциала Алексея Навального находился в пределах 20% – за последние 13 лет российская политическая фронда просто не набирала больше. Итоги московского волеизъявления, состоявшегося 8 сентября, похоже, удивили как власть, так и оппозицию. За креатуру президента, врио мэра Москвы Сергея Собянина, проголосовало 51,37% избирателей, Алексей Навальный занял второе место – 27,24%.
В лагере демократов воцарилось нескрываемое торжество. Общим рефреном звучало мнение о том, что Алексей Навальный провел блестящую современную кампанию и вырос в политика общероссийского уровня. Даже Кремль, устами пресс-секретаря президента, вынужден был признать, что "27 – это существенный процент".
Точка опоры Алексея Навального
Во всей этой истории наш интерес – чисто практический: заглянуть под капот избирательной машины, которая за два месяца избирательной кампании домчала Алексея Навального от 5% до почти 30% поддержки. Что это? Результат новых технологий и подходов, или случайный московский казус?
Начнем по порядку.
В распоряжении команды оппозиционера было около 60 дней для организации избирательной кампании. Список слабых сторон и угроз явно доминировал над списком возможностей.
Использование федерального и регионального телевидения, радио, газет, размещение наружной рекламы – минус. Возможность привлечения крупных финансов – минус. Лояльность правоохранительных органов – жирный минус.
Из плюсов – интернет, листовки, уличная агитация и встречи с избирателями.
С другой стороны, "дайте мне точку опоры, и я переверну Землю". Алексей Навальный – феномен, порожденный интернетом, – точно знал, на что он может опереться в первую очередь. 8 миллионов московских пользователей "ВКонтакте" и 3 миллиона любителей Facebook стали надежной площадкой для старта оппозиционера.
В свою очередь, виртуальный предводитель "Партии интернета" точно знал, что миллионы сгенерированных лайков и постов в его поддержку не стоят ровным счетом ничего, без "приделанных" к ним живых рук и ног.
Предстояло найти "алхимическую формулу" соединения возможностей интернета с реальной агитационной активностью.
"Навальный в каждый дом"
В течение двух месяцев была развернута беспрецедентная по своим масштабам работа. Руководитель оппозиционного штаба Леонид Волков мог смело утверждать, что реализованным предвыборным интернет-проектам мог позавидовать любой крупный интернет-холдинг.
Аккаунты, страницы, группы, сообщества, видеоканал "Команды Навального" появились на всех ведущих интернет-ресурсах – "ВКонтакте", Facebook, "Одноклассниках", Twitter, Instagram, YouTube, и стали монополистами по влиянию на аудиторию. И если площадки социальных сетей использовались главным образом в целях оперативного информирования и мобилизации, то сайты кандидата "Навальный. Кандидат в мэры Москвы 2013" и "Команда Навального" выполняли функции координаторов многочисленных предвыборных проектов.
Спектр возможностей участия любого избирателя в выборной кампании Алексея Навального, предлагаемый интернет-проектами, был максимально широк. Учитывались и с благодарностью принимались даже самые малые усилия.
К примеру:
"У вас мало времени и вы очень занятой человек? Не проблема! Поагитируйте за нас в социальных сетях: разместите в своей ленте нашу информацию, напишите небольшой блог или твитните нашу ссылку. Все, что для этого нужно, мы уже подготовили – только жмите на иконку".
"У Вас появилось больше, чем пять минут на поддержку Алексея Навального? Отлично! Тогда проект "Агитируй Москва" именно для вас. Войдите в свой аккаунт "ВКонтакте" и воспользуйтесь нашей невероятно удобной системой для обращения к людям. Разработку текста письма к пользователю, систему их поиска и даже специальную инструкцию по общению – мы тоже взяли на себя".
"Ну, а в случае, если Вы активный и не равнодушный российский гражданин, и располагаете целыми 15-ю минутами, у нас для Вас специальное предложение – проект "Навальный в Каждый Дом". Через удобную для Вас социальную сеть Вы можете зарегистрироваться как участник проекта и получить статус "Хозяина Дома".
На интерактивной карте Вы, как "Адепт добра" – такой статус получает пользователь, – можете видеть и общаться с единомышленниками, которые проживают в Вашем доме, подъезде, квартале, улице, районе. Мы даем Вам каждый день небольшое задание, на выполнение которого Вы потратите не более 15 минут. Это может быть контроль за распространением газеты, звонок родителям или агитация по квартирам".
Подобных проектов, отличающихся только уровнем вовлеченности, интернет-команда оппозиционера создала десятки. Начиная от наличия опции, позволяющей самостоятельно распечатать стикер на мобильник, и заканчивая возможностью зарегистрироваться наблюдателем.
С миру по нитке – Алексею Навальному лишний голос, и 20 тысяч волонтеров для его кампании на период выборов.
Можно еще очень долго перечислять новации и инновации кампании, но упомянем только об одной "вечной" теме – о деньгах. При помощи добровольных интернет-пожертвований Алексею Навальному удалось собрать более 3-х миллионов долларов.
Подобных прецедентов ни Россия, ни Украина пока не знала.
Оно таки работает!
В целом, история московских выборов – это богатый материал для разнообразного анализа. Поделимся отдельными наблюдениями, которые могут быть небезынтересны для предвыборной Украины.
Главное, что удалось сделать команде Алексея Навального и что многие посчитали за недостаток, – "отработать" своего избирателя, создав для него высокую мотивацию участия в голосовании.
По признанию гендиректора ВЦИОМА, команда оппозиционера использовала эту возможность на 100%. А раз найден технологический ключ к умам и сердцам одной группы, то подобрать его для других категорий и слоев становится лишь вопросом времени.
В контексте украинских выборов 2015 года опыт весьма интересный.
Ведь для основных игроков украинского президентского марафона будет более приоритетна не проблема расширения электоральной базы – а вопрос активизации ядра своих сторонников и их мобилизации в день голосования.
Следующее.
Команда Алексея Навального имела в своем распоряжении только один реальный инструмент массового влияния – интернет. Профессионально используя возможности Сети, им удалось успешно противостоять оппонентам с их традиционным набором рычагов подавления и запретов.
В результате, как шутили московские журналисты: "Выиграл Собянин, но победил Навальный".
Однако энергию социальных сетей можно использовать по-разному. И если на египетской площади Тахрир мы наблюдали технологии бунта – то команда Алексея Навального продемонстрировала технологии влияния.
Что мы увидим на выборах президента Украины 2015 года, остается только догадываться...
Андрей Демартино, специально для УП