Крос Віталія Кличка

Понеділок, 29 липня 2013, 14:12

"Большой человек требует больших вещей". 
Виталий Кличко в одном из интервью 2010 года

Все топовые политики Украины приходят откуда-то. Леонид Кравчук – из номенклатурного террариума КПУ, Леонид Кучма – из суровых заводских цехов, Виктор Ющенко – из пыльного банковского офиса, Юлия Тимошенко – из рискованной для жизни газовой коммерции.

В украинской политике были олигархи, космонавты, телеведущие, певцы и, говорят, даже массажисты. Свое восхождение на Олимп начал и боксер Виталий Кличко.

Рост рейтинга Кличко весной-летом 2013 года требует адекватной тактики по его сохранению. Если Виктору Ющенко удавалось сохранять свою поддержку после премьерства, в основном, за счет кампании "Украина без Кучмы", удачного парламентского результата "Нашей Украины" в 2002-м, уступчивости других лидеров оппозиции, – то у Кличко на протяжении 2013-2014 годов не так много способов для консервации рейтинга на уровне 15-20%.

Тем более что кучмовская Украина и режим Януковича – две одесские "большие разницы".

Порог входа

Итак, предполагается, что Виталий Кличко будет баллотироваться в президенты Украины в 2015 году.

Глобальная стратегия избирательной схватки будет строиться на позиционировании его как оппозиционного проевропейского кандидата, с упором на масштабную полевую работу и задействованием международных связей для давления на нынешнюю власть.

Базовый рейтинг Кличко сейчас формируется, в основном, в центрально-западной Украине за счет распила оппозиционного котла, ранее принадлежавшего БЮТу и лично Яценюку. Но в ситуации с Кличко есть своя любопытная особенность: у него больше шансов понравится разочаровавшемуся в Януковиче жителю юго-восточной Украины, чем у его напарников по оппозиции.

Как бы парадоксально это не звучало, но Кличко может стать для Юго-востока "модернизированным Януковичем".

Рост, силуэт, скорость речи, умеренная идеология создают некое перцептивное сходство с нынешним президентом. Это может удачно лечь на сознание избирателя, но уже как инновативный политической продукт, а не механическая копия. Кличко органично вписывается в доминирующий на Юго-востоке авторитарный "брежневский" стереотип восприятия лидерства.

Последние десять лет в украинской политике в вопросе социогенетического и антропологического восприятия вождя нации утвердились два синхронных региональных типа – "брежневский" и "бандеровский".

Первый связан с авторитарным, уравновешенным и немного деинтеллектуализированным лидерством, увенчанным культом бюрократичности – "архетип Леонида Брежнева". Второй – с популистско-вождистстким, мистическим и мессианским: "архетип Степана Бандеры". Так уж получилось, что второй тип представлен на Западе и в Центре Украины, а первый характеризует предпочтения жителей Юга и Востока.

При длительном доминировании "бандеровского" типа лидерства в политике за последние десять лет – Ющенко, Тимошенко, Яценюк, Тягнибок, – появляется социальное ожидание его компенсации более стабильным и спокойным – "брежневским". Этим отчасти следует объяснять победу Януковича в 2010 году, который идеально вписывается в данный архетип в условиях усталости общества от сражений Тимошенко и Ющенко. Но именно этим следует объяснять и определенный успех партии Виталия Кличко на Юго-востоке в 2012-м.

Частично УДАР стал инструментом интеграции разочарованных в Януковиче голосов. В условиях углубления раздражения лидерами, которые уже десять лет мелькают перед глазами, у появившегося недавно в национальном "политическом роуминге" Кличко появилась возможность закрепиться сперва на Востоке, а уже завершить победу в президентской гонке при помощи голосов Запада.

Активная кампания в юго-восточной Украине позволит ему создать в перспективе "стартовый электорат", который откроет дорогу во второй тур. А вот как раз во втором раунде, при арифметической устойчивости уже завоеванных процентов на Востоке, в районе 15-20%, – Кличко получает шанс победить за счет приобщения голосов западно-украинского подвижного электората, что произойдет почти автоматически; в основном это будут голоса за Яценюка, Тягнибока и других оппозиционеров.

Следующий победный фактор – мобилизация и приобщение голосов молодежи.

Об этом много говорят еще со времен президентской кампании 1999 года, когда активно пытались молодежь привлечь для переизбрания Леонида Кучмы. Однако последующие кампании доказали всю неэффективность и тщетность этих попыток.

События последних лет свидетельствуют о возросшем градусе участия молодежи: акции молодых свободовцев, кампания по освобождению Павлюченкопикеты против Табачника. На прошедших парламентских выборах 2012 года, по данным exit-poll, в структуре электората УДАРа насчитывалось 32% избирателей в возрасте от 18 до 29 лет. Это самый высокий показатель среди других партий.

Преимуществом кампании Виталия является также тот факт, что в силу своей профессии он длительное время был связан со странами Евросоюза.

При разумной расшифровке этого месседжа, его можно позиционировать как олицетворение европейского будущего Украины. Но тему ассоциации с ЕС, вероятней всего, перехватит власть. Подписание Соглашения об ассоциации в ноябре 2013 года будет использовано как достижение Януковича и ПР, параллельно с антифашисткой картой и повышением социальных выплат.

Отдельно необходимо остановится на преодолении мощного общественного стереотипа, суть которого в том, что "президентом должен быть политик с приличным хозяйственным и общественным послужным списком".

Сейчас огромная масса украинцев не способна принять тот факт, что страной может управлять боксер. И каким бы известным ни был Кличко среди своих соотечественников, часть из них будет раздраженно недоумевать, зачем ему нужно "копаться в грязи", другая будет презрительно доказывать, что Кличко – некая ширма и "свадебный генерал", ведущий в политику разных мастей нечестивых олигархов, бюрократов и проходимцев.

Но сознание украинца – довольно гибкая вещь в плоскости "люблю-ненавижу", поэтому работать с этим нужно уже сейчас. Тем более, для этого есть блестящая почва на фоне девальвации нынешних аксакалов-политиков.

С другой стороны, в пику популярному мнению, что Кличко следует прекратить "медовое молчание" по многим актуальным и конфликтным вопросам и четче себя идентифицировать, скажем, что этого делать в данный момент как раз не нужно.

Отсутствие наполнения и содержания в данный момент позволит держать Кличко вне стандартного политического контекста, почти всегда конфликтного и рискованного для рейтинга. Правильней было бы сосредоточиться на локальных полевых стратегиях, а не на общенациональных коммуникационных.

Надеюсь, смысл избирательной кампании боксера не станет похожим ни на ющенковский идеализм пошива 2004 года – "Бандитам – тюрьмы!" и "Богатые поделятся с бедными!", ни на тигипковский ультрапрагматизм – "Украина должна быть сильной!" и "Сильный президент – сильная страна".

Риски

Попробуем обобщить весь явный и скрытый арсенал контратак противников Кличко и представим их в виде тактико-позиционных направлений.

1. Рассказы о влиянии боксерских поединков на рефлексы, здоровье, моторику человека, развитие идеи о том, что спортивные травмы Кличко сопряжены с будто бы низким интеллектуальным потенциалом политика – замедленная речь, несвязанные слова, слабая скорость реакции.

2. Негативный бекграунд Кличко, который можно преподнести как неопытность, недальновидность и отсутствие политического чутья. Например, шлейф политических поражений на муниципальных выборах в Киеве в 2006 и 2008 годах; "тушки" в стенах Киеврады; скандал с недофинансированием наемных сил во время парламентской кампании 2012 года; педалирование идеи о том, что рейтинг партии Кличко на самом финише последних парламентских выборов резко сдулся, хотя мог превзойти официальные 13,96%; невозможность добиться назначения выборов в киевские органы власти в 2013 году.

3. Линейное размещение образа Кличко рядом со стремительно теряющим электоральные проценты Арсением Яценюком и радикальным Олегом Тягнибоком позволяет воссоздать выгодную для власти картинку "тройки политических неудачников". В этом случае весь антирейтинг Яценюка и Тягнибока автоматически ложится на Кличко, который по уровню информационных атак в более выигрышном плане. Отсюда, навязчивый поиск УДАРом самостоятельных стратегий и отдельного позиционирования, какой, в частности, и стала кампания за персональное голосование в стенах ВР.

4. Ожидаема война на юридическом фронте и внушение массам идеи о невозможности регистрации Виталия Кличко кандидатом на пост президента, в связи с несоответствием его биографии 2-му пункту 103-й статьи Конституции. Последняя требует проживания в Украине на протяжении 10 последних перед датой выборов лет.

Этот вопрос может вызвать безумное количество спекуляций из-за неоднозначной трактовки как этого пункта, так и норм закона "О свободе передвижения и свободный выбор места проживания в Украине", которые прямого и четкого ответа на вопрос, что значит "проживать в стране на протяжении последних 10 лет", – не дают.

Поэтому, вероятней всего, путем толкования через подконтрольный КС, власть попытается подкорректировать настроение и амбиции боксера.

5. Информационный миф о связях с регионалами, их спонсорами и отдельными одиозными личностями будет раскручен с особым иезуитством.

Прежде всего, Виталия Кличко будут связывать с группой Фирташа-Бойко-Левочкина, намекая на то, что интересы Левочкина находятся в плоскости "управляемого продвижения" Кличко как средства уничтожения рейтинга Яценюка. Будут обязательно подняты истории возможных связей с криминальным авторитетом Рыбкой в далеких 90-х; участие братьев-боксеров как группы поддержки в избирательной кампании одиозного Игоря Бакая в Ровенской области в 2002 году; темного прошлого с получением столичной недвижимости.

6. Запуск идей о "непатриотичном поведении" Кличко в вопросе уплаты налогов в бюджет других стран, непрозрачности его бизнеса в Украине, неустроенной личной жизни брата Владимира – также допустим, с новой силой.

Особенно возможен поиск сенсаций и разоблачений среди ближайшего окружения: в команде Кличко хватает лиц, прошлое которых составляет чрезвычайную уязвимость, в том числе и компрометирующего характера. Как эрзац, вспомнят давнишние откровенные фотографии братьев-боксеров для специфического немецкого журнала "MAX" и информацию об их возможных еврейских корнях.

Помимо выработки на этом коммуникативном фронте "зонтичных" щитов, будущему претенденту на булаву необходима неклассическая по содержанию, но стандартная по технологичному исполнению стратегия избирательной кампании.

Несмотря на весь негатив, в ее основе должна быть идея "Кличко как украинца-индивидуалиста, построившего себя самого". Операционным стержнем должен быть фон гуманного благородства во всем: в отношениях с конкурентами, во встречах с избирателями, в программе.

На фоне созданного годами культа правящей власти как жадной бандитской олигополии в блатном прикиде, Кличко как Робин Гуд может выглядеть хоть и слишком глянцево, но весьма ожидаемо.

Честный сильный боксер против жирной оккупационной мафии – чем не сказка?

…Как-то знакомый пошутил, что если Кличко станет главой государства, то он станет первым президентом, чьи портреты будут красоваться не только в кабинетах жирных чиновников, но и в квартирах простых украинцев.

Хотя бы потому, что они там давно уже висят как плакаты любимого кумира-спортсмена.

Олег Постернак, специально для УП

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Головне на Українській правді