Обама-Ромні 1:1
Президентские дебаты – это праздник демократии, которого Виктор Янукович лишил Украину еще до своей инаугурации в 2010 году. Лидер Партии регионов так и не решился встретиться в прямом эфире с Юлией Тимошенко и предпочел публичной дискуссии закулисные баталии.
В США публичные дебаты между кандидатами на пост президента – это рентген избирательной системы. За месяц до дня выборов претенденты на высший пост в стране трижды встречаются в прямом эфире, чтобы убедить избирателей отдать за них свои голоса.
За каждым участником дискуссии стоит огромный штат советников и технологов. Но в конечном итоге все зависит от самого кандидата – от его осведомленности, образованности, выдержки, но самое главное – умения быть убедительным. Кандидаты до мелочей знают все слабые места и преимущества друг друга.
Обмануть здесь невозможно. Любая фальш или ложь в течение часа выворачивается наизнанку. Сразу после дебатов сотни аналитиков проводят т.н. "fact check". Это дотошный анализ всех сомнительных высказываний кандидатов, проверка цифр, цитат и фактов.
В режиме прямого эфира поднимаются архивы, стенограммы выступлений, данные статистики и ложь, так или иначе, становится известной избирателю.
Второй тур дебатов между кандидатами на пост президента США - Бараком Обамой и Миттом Ромни прошел 17 октября.
В отличие от первого тура, который едва не стал катастрофой для лагеря демократов, второй тур однозначно выиграл Барак Обама. Опрос зрителей CNN показал, что 73% аудитории ожидало от президента худшего результата.
Учитывая, что третий тур дебатов будет посвящен внешней политике, у действующего президента есть все шансы выиграть в общем зачете публичной дискуссии.
БАРАК ОБАМА И ГАЗ
Второй тур президентских дебатов проходил в Хемпстеде, штат Нью-Йорк. Встреча кандидатов проходила в формате вопросов из аудитории. Согласно правилам дебатов, вопросы были известны только модератору дебатов - ведущей CNN Кэнди Кроули и ее команде.
Все вопросы были одинаковыми и для Ромни и для Обамы. На ответ кандидатам отводилось по 2 минуты.
За полтора часа дискуссии Барак Обама лишь один раз вспомнил своих предшественников. Оправдывать собственные неудачи провалами предыдущей администрации – не просто признак дурного тона, но и верный путь к поражению. В ходе перекрестного допроса избирателями ни разу не прозвучало и слово коррупция.
Согласно жеребьевке, дебаты начинал Митт Ромни. Молодой человек по имени Джереми рассказал, что в последнее время все чаще и чаще слышит от своих соседей и преподавателей, что после окончания университета у него совсем мало шансов получить работу. "Вы можете сказать мне и - что важно - моим родителям, смогу ли я сам обеспечивать себя после окончания университета?"
Это было хорошее начало для Ромни. Безработица среди молодежи - один из самых больных вопросов сегодня в Штатах. Многие студенты, окончив ВУЗ, не могут найти работу и, будучи не в состоянии выплачивать кредит за образование, очень быстро оказываются на обочине карьеры.
Ромни был убедителен. "В 2014 году, когда вы окончите университет - я думаю, что я буду президентом - я сделаю так, что вы получите работу. Да, будь уверен!".
Первый ответ Обамы был не очень убедительным. Президент - как и в первом туре дебатов - начал вспоминать пункты своей программы, углубился в цифры и говорил общими фразами.
Но уже ко второму вопросу Обама перешел в наступление. Кэнди Кроули попросила Митта Ромни уточнить, что он собирается делать с теми 40% безработными, которые не могут позволить себе сидеть без работы еще два года как студент Джереми.
- У меня есть пять пунктов программы, - ответил Ромни. - Эта программа даст Америке 12 миллионов рабочих мест и поможет получить работу и Джереми и всем остальным.
- У губернатора Ромни нет пяти пунктов программы, - парировал Обама. - У него есть только один пункт - чтобы богатые жили по другим правилам, чем бедные. Это его политика в частном секторе, это его политика как губернатора Массачусетса....
Ромни не выдержал и попытался вступить в дискуссию вне очереди. Но модератор не позволила ему нарушить порядок дебатов, и губернатору пришлось оборвать свою речь. Это была первая осечка Митта Ромни.
Спустя несколько минут Ромни сорвался во второй раз, когда речь зашла об энергетике.
Барак Обама заявил, что его администрация увеличила объемы собственной добычи и сократила объемы импортируемой нефти. В ответ Ромни пообещал, что если станет президентом, Америка и Северная Америка получат энергетическую независимость за счет увеличения количества лицензий на бурение, добычи угля и обновляемой энергетики.
- За последний год, господин президент, вы сократили количество лицензий и разрешений в два раза, - обратился Ромни к президенту.
- Это не правда, губернатор, - спокойно парировал Обама.
- Тогда, на сколько вы их сократили?
- Губернатор, вообще-то, мы добыли больше нефти...
Ромни не выдержал и перешел на повышенные тона:
- Нет, постойте, скажите, на сколько именно вы сократили количество лицензий на федеральных землях и в федеральных водах?..
В итоге Ромни пришлось уступить инициативу и передать слово президенту, чтобы он мог ответить. Не глядя на Ромни, Обама ответил, и был убедителен. И хотя анализ спора между кандидатами после дебатов показал, что правы были оба, в разгар дискуссии это выглядело как поражение Ромни.
МИТТ РОМНИ ТЕРЯЕТ ОРЕОЛ
Вообще в этот вечер Барак Обама был слишком жестким. От явной агрессии его спасала только широкая улыбка и неубедительность оппонента.
Следующее поражение Ромни потерпел, когда речь зашла о налогах. Во время президентства Обамы в США широко применяются так называемые налоговые кредиты бедным слоям населения, среднему и мелкому бизнесу.
Митт Ромни в своей программе обещал отменить некоторые кредиты и, кроме того, сократить ряд скидок на образование благотворительность и т.п.
Во время дебатов Ромни пообещал, что ни при каких обстоятельствах не станет увеличивать налоги для среднего класса и мелкого бизнеса. Услышав это, Обама перешел в наступление, напомнив Ромни его же программу. В итоге губернатору пришлось оправдываться. Он несколько раз перебивал Обаму, и модератору снова пришлось оборвать его выступление, призывая к порядку.
Пререкания Ромни с ведущей сменялись кадрами широкой улыбки Обамы. Президент расслабленно сидел на своем стуле и наблюдал как Кэнди Кроули в очередной раз обрывает речь его оппонента. Все это явно выставляло Ромни в невыгодном свете. Всю оставшуюся часть дебатов он простоял, ожидая очередной нападки Обамы.
Стоит признать, что на этих дебатах госпожа Кэнди была далека от объективности. Она явно подыгрывала действующему президенту: несколько раз позволила Обаме перебрать отведенное для выступления время, а ее вопросы явно давали фору хозяину Белого дома.
КИТАЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ КАНДИДАТОВ
Во второй части дискуссии Ромни окончательно потерял ореол победителя первого тура дебатов. Во время обсуждения гендерного вопроса губернатор оконфузился, рассказав, как собирая свою команду, отправил своих сотрудников найти квалифицированных женщин для работы в штабе. "И знаете, я был горд - они принесли мне папку, полную женщин!" - заявил кандидат.
В США, где проблемы гендерного равенства также чувствительны как вопросы расизма, такая говорка может стоить голосов многих активных избирателей.
А потом Ромни откровенно не повезло. В зале встала Некая Сюзанна Кац и рассказала губернатору как она разочарована отсутствием прогресса в стране. Казалось, хоть теперь Ромни сможет отыграться.
- ...Но я считаю, что многие проблемы США связаны с ошибками администрации Буша, - неожиданно заявила Кац. - И так как вы как и Буш - республиканцы, я боюсь, что при его победе в страну вернется политика времен Буша. Скажите мне: какая самая большая разница между вами и Джорджем Бушем?
Ромни явно был ошеломлен и вряд ли осознавал, что, отвечая на вопрос, ему придется открещиваться от деятельности своей партии и одного из ее бывших лидеров.
- Буш и я - разные люди... сейчас другие времена... Мы сейчас не будем просить энергоносители у арабов и венесуэльцев. Я порву с Китаем, сбалансирую бюджет, и мы не будем фокусироваться только на большом бизнесе...
Ответный выпад Обамы только драматизировал растерянность Ромни.
- Когда губернатор говорит, что порвет с Китаем, не забывайте, что он инвестировал в китайские компании, которые производят оборудование для шпионажа в его собственной стране. Знаете, губернатор, вы последний человек, который будет жестким по отношению к Китаю...
Вообще, это был удар ниже пояса. Скандал с инвестициями Ромни в китайские компании во много надуманный. Губернатор, как и многие другие американцы делают взносы в частные пенсионные фонды, работающие по принципу т.н. "слепых трастов" - когда вкладчики не управляют своими инвестициями, а только получают дивиденды.
Спустя несколько минут Ромни вернулся к вопросу о Китае и попытался загнать Обаму в угол.
- Все мои инвестиции управлялись слепыми трастами. И я понимаю, что они в том числе могли направляться вне Соединенных Штатов. Но, господин президент, позвольте спросить вас, вы сами видели, куда уходят ваши пенсионные взносы?
- Я бы хотел сказать..., - начал Обама.
- Нет, вы скажите: вы заглядывали в ваш пенсионный фонд?
Обама широко улыбался. Он явно понимал, к чему клонит Ромни и уходил от ответа как мог.
- Заглядывали? - настаивал Ромни.
- Знаете, что, - не выдержал Обама, - я не исследовал свою пенсию... И потом она не такая большая как ваша, поэтому это вряд ли заняло бы много времени..
- Тогда послушайтесь моего совета: загляните в свою пенсию, вы тоже инвестируете в Китай.
- Возможно, - сдался Обама, все еще широко улыбаясь.
БАРАК ОБАМА И ЛИВИЯ
Дебаты уже подходили к концу, когда неожиданно всплыл неприятный для Обамы вопрос - о Ливии. Внешней политике США будет посвящен заключительный третий этап дебатов во Флориде. Но поскольку вопросы не заранее не модерируются, кандидатам пришлось вступить и в эту схватку.
Вопрос был к Обаме.
- Вы знаете, господин президент, - начал уже немолодой американец, - вчера мы встречались с друзьями и заговорили о Ливии. Вы можете сказать, кто виновен в том, что в Бенгази не были предприняты все меры безопасности. в результате чего погибли американцы?
Обама явно был смущен вопросом, но продолжал отвечать в своей агрессивной манере. Он рассказал, какие инструкции он давал службам безопасности и пообещал, что будет проведено тщательное расследование.
- Я сказал, что мы закончим войну в Ираке - мы это сделали; я сказал, что мы пойдем за Аль-Каидой и найдем Бен Ладена - и мы это сделали.... Но пока мы пытались решить вопрос с нашими дипломатами в Ливии, губернатор Ромни обнародовал пресс-релиз, пытаясь заработать политические очки!
В ответ Ромни заявил, что власти до сих пор не признают события в Бенгази террористическим актом и утверждают, что это была спонтанная акция протеста.
- Но на следующий день после убийства посла в Бенгази, президент поехал в Лас Вегас для сбора средств на свою компанию! А потом в Колорадо на встречу с избирателями...
Реплика Ромни явно вывела Обаму из себя, когда ведущая попросила президента уточнить, виновата ли в гибели посла госсекретарь Хилари Клинтон, с лица президента впервые за весь вечер исчезли намеки на улыбку.
- Госпожа Клинтон провела хорошую работу. Но она работает на меня. Я – президент и я всегда несу ответственность. И никто не заинтересован в том, чтобы понять, что произошло больше, чем я.
Монолог Обамы о событиях в Бенгази стал самым напряженным моментом дебатов. Ожидалось, что тема Ливии станет главным козырем Митта Ромни в вопросах внешней политики администрации. И от того как отреагирует и возьмет ли Обама ответственность на себя, зависело будет ли штаб Ромни поднимать эту тему в следующим туре дебатов.
В итоге Обама не только лишил Ромни этого козыря, но и перешел в нападение, обвинив Ромни в оскорблении его администрации. Ответ президента был достаточно убедительным, чтобы отбить у губернатор охоту возвращаться к этой теме. Анализ дискуссии после дебатов показал, что Ромни пытался манипулировать мнением аудитории, утверждая, что администрация Обамы не признала террористический акт в Бенгази.
Следующий тур дебатов состоятся во вторник, 22 октября в Бока Ратоне, штат Флорида.