Україна - не Грузія

П'ятниця, 8 червня 2012, 10:21

Для начала – две характерные цитаты.

Первая датирована 2009 годом: "Пропагандистам либеральной экономики, сделавшим ставку исключительно на рыночные механизмы, сегодня лучше спрятаться подальше от людей".

Вторая датирована 2012 годом: "Как быстро привести в порядок правоохранительные органы, таможню, систему регистрации бизнеса показал Саакашвили в Грузии. Так же, как сделать привлекательными условия для предпринимателя. Значительная часть его решений и действий подходит для Украины".

Хотя у обеих сентенций один и тот же автор – прогрессивный политик Анатолий Гриценко – в глаза бросается некоторое противоречие. Как известно, в солнечной Грузии верховодят убежденные либералы, сделавшие однозначную ставку на рынок. И они не только не спрятались подальше от людей, но и преподносятся лидером "Гражданской позиции" в качестве примера для подражания.

Не будем строги к Анатолию Степановичу. Господин Гриценко – это зеркало прогрессивной общественности, у которой не было, нет и, по-видимому, не будет внятной платформы. Все определяется модой. Модный тренд 2007 – уповать на грядущий футбольный чемпионат, который-де приведет нас в Европу.

Модный тренд 2009 – ратовать за усиление государственного вмешательства и призывать сильную руку. Модный тренд 2012 – заглядываться на реформированную Грузию и сравнивать ее с депрессивной Украиной.

В интернет-сообществе считается хорошим тоном вывешивать фотографии грузинских новостроек и рассказывать друг другу о честных полицейских. Панегирики Грузии входят в один джентльменский набор с критикой языкового законопроекта ПР.

Ультралиберальную Грузию умудряются хвалить даже люди, голосующие за социал-националистов. К чему вдаваться в несущественные экономические подробности? Все очень просто – пришел волевой национальный вождь Михо, и тут же потекли молочные реки с кисельными берегами…

Но давайте представим, что в Украине появилась политическая сила, решившая воспроизвести грузинский опыт на отечественной почве. В ее программе перечислено все то, что уже реализовано в Грузии.

На осенних парламентских выборах эта партия гарантированно провалится. Причем от нее отвернется не только презренное юго-восточное "быдло", но и сознательный оппозиционный электорат из Киева и Львова. Сокрушительное фиаско неизбежно – если украинские последователи Саакашвили и Ко честно выложат на всеобщее обозрение рецептуру реформ.

В основе грузинских преобразований лежит решительный отход от патернализма и социального государства. Считается, что страна должна жить по средствам. Число льготников радикально сокращено, сами льготы монетизированы. Адресная помощь предоставляется только тем, кто прошел тщательную проверку на бедность, включающую 150 различных показателей. Если на вашей кухне замечены масло и яйца, денег от государства вы не получите. Пенсионного фонда нет, скромные пенсии выплачиваются непосредственно из казны в соответствии с бюджетными возможностями.

Архитектор грузинских реформ Каха Бендукидзе заявил одному из украинских журналистов: "Зачем нужен Пенсионный фонд, если он – самообман, фикция? Когда пятая часть ВВП идет на выплату пенсий, это – суицид. Человек должен сам копить себе на старость".

Логика господина Бендукидзе понятна: при всей своей гуманности солидарная пенсионная система ведет в тупик, и с этим ничего не поделаешь. Но боюсь, что сознательного украинца, обитающего на политических форумах, такой подход покоробит.

Это же социальный геноцид! Антинародная и антиукраинская политика! Нет денег на щедрые соцвыплаты и достойные пенсии?! Так нужно раскулачить проклятых олигархов, всяких Коломойских с Пинчуками, и тогда всем хватит!!! Нет, нам такая Грузия не нужна…

Другой столп грузинских реформ – тотальная приватизация. Априори считается, что частный собственник эффективнее государства.

В Грузии рожден звучный девиз: "Продается все, кроме совести!" Продаются стратегические предприятия тяжелой промышленности, морские порты и аэропорты, угольные шахты и электростанции, системы водоснабжения и телефонной связи, больницы, сельскохозяйственные земли, лесные и водные ресурсы.

Мысленно перенесем грузинскую практику в наши края. Негодование сознательного украинца представить нетрудно. Как можно пустить все с молотка?! Да ведь это же народное добро! Да ведь это же достояние нации! Да ведь придут злые китайцы с арабами и все скупят, а бедному украинству ничего не останется!!! Нет, такая Грузия нам тоже не нужна…

Грузинские реформаторы считают, что бизнесу нельзя вставлять палки в колеса. Поэтому государство практически не вмешивается в отношения между работодателем и наемным персоналом. Либеральный Трудовой кодекс позволяет предпринимателю увольнять работников легко и быстро, без препирательства с профсоюзами и без объяснения причин.

Минимальный уровень оплаты труда отменен. Инспекция труда в Грузии упразднена.

"Правительство не заинтересовано в соблюдении трудовых норм, и это было сделано только в интересах олигархов!" – возмущается профсоюзный вожак Ираклий Петриашвили. Да-да, грузинские страдальцы за народ тоже ругают олигархов, ибо крупный бизнес никуда не делся, и власти ему не мешают.

Поскольку страсти вокруг Трудового кодекса бушуют и у нас, смоделировать реакцию сознательного украинца на грузинские ноу-хау проще простого.

Нет кабале! Нет рабству! Не дадим уничтожить наши трудовые права!!! Очевидно, что и такая Грузия нам не нужна…

Можно было бы продолжить занимательную игру "Сделай, как в Грузии" – поговорить о медицине, передаваемой в частные руки, или о принципиальном отказе от государственного регулирования цен. Но какой в этом смысл? Все и так ясно.

Кто-то скажет, что грузинские методы нужно перенимать избирательно – искоренить коррупцию, вырастить вежливых чиновников и неподкупных правоохранителей, повысить инвестиционную привлекательность. Увы, друзья, боюсь, что ничего не выйдет.

Жесткие либеральные реформы, благоприятный бизнес-климат и антикоррупционные успехи Сакартвело тесно связаны между собой – как неразлучные близнецы Кастор и Поллукс. Бизнесу дан зеленый свет, что оборачивается неизбежными социальными издержками.

Государство уходит из многих сфер общественной жизни, унося с собой разнообразные гарантии и сужая простор для бюрократических злоупотреблений. Круг государственных функций резко сокращается, зато оставшиеся функции – например, полицейская – выполняются добросовестно. Государство превращается в ночного сторожа и успешно справляется с этой ролью. В общем, все логично, но едва ли приемлемо для нашего общества.

Украинские мечтания о реформах – это попытка построить белоснежный круизный лайнер по заграничным образцам. Ах, какие уютные и чистенькие каюты! Какие замечательные прогулочные палубы! Надо непременно сделать такие же! А вот машинное отделение копировать не нужно – там духота, шум, потные механики и нагромождение уродливых железяк.

Обойдемся без него!

Достаточно повесить на корме желто-голубой флаг, обучить команду государственному языку, выбросить за борт врагов, и чудесный лайнер "Украина" поплывет сам собой.

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Реклама:
Головне на Українській правді