Управління гнівом української опозиції
Чем чаще лидеры оппозиции заявляют, что режим Януковича обречен, тем больше потенциальных спонсоров демократов переходит на сторону Партии регионов.
И тут одно из двух:
– либо лидеры оппозиции что-то недоговаривают;
– либо известные украинские финансисты, нажившие не один миллион или даже миллиард долларов, вдруг массово сошли с ума и начали входить в правительство и поддерживать власть, которую после осенних выборов в Раду демократы "отправят на свалку истории".
Согласие Петра Порошенко занять пост министра экономики в правительстве Николая Азарова и объединенный список оппозиции – странным образом совпали во времени. Но, можно предположить, что тут есть какая-то сакральная взаимосвязь.
Чем больше известных украинских бизнесменов открыто переходят на сторону власти, тем интенсивней оппозиции приходиться думать, как профинансировать выборы, и для этого – объединиться. Ведь Порошенко в своем трудном и сложном выборе вовсе не одинок.
Уже работающий во власти Сергей Тигипко еще раньше распустил свою партию "Сильная Украина" и стал членом Партии регионов, что также демонстрирует его безрадостный для оппозиции краткосрочный и среднесрочный политический прогнозы насчет выборов в Раду и выборов президента 2015 года.
Добавим сюда бывшего главу секретариата президента Виктора Ющенко и считающегося талантливым политическим и деловым менеджером Виктора Балогу – он, с точки зрения демократов, тоже ведет себя как-то неадекватно. Вместо того чтобы вкладывать деньги в развитие демократии в Украине, он возглавляет министерство чрезвычайных ситуаций.
Финансист уже давней команды "озимого поколения" Валерий Хорошковский теперь также предпочитает взращивать политические всходы в качестве первого вице-премьера правительства Партии регионов.
Еще один бывший финансист БЮТ, "вольный демократ" Михаил Бродский – тоже обосновался в правительстве Партии регионов в качестве уполномоченного по регуляторной политике.
И этот список – бывших спонсоров и лидеров демократических и новых партий – далеко не полный. Так, навскидку...
А теперь таким же беглым и весьма неполным образом пройдемся по Раде.
Ранее ряды фракции БЮТ в Раде покинули Буряк, Губский, Глусь, Васадзе, Яценко и многие другие владельцы финансового, водочного, автомобильного и другого бизнеса или просто участники интересных финансовых схем.
К чему веду?
К тому, что, несмотря на заявления оппозиции, что "прогнивший режим Януковича" вот-вот падет – все меньше украинских капиталистов собираются осенью, после выборов в Раду, весело попрыгать на крышке гроба ПР.
Странно это как-то. Ведь по украинской бизнес-традиции именно удачная ставка в политическом казино на выборах обеспечивает бизнесу спокойное и безбедное существование.
Что же эти украинские финансовые мешки, все там с ума посходили?!
Похоже, в отличие от правильных и беспощадных к власти лозунгов оппозиции, Тигипко и Порошенко видят и понимают что-то другое. Но, что?..
Не исключено, что они с грустью размышляют о том, что в Украине нет конструктивной и эффективной оппозиции. Есть площадная, уличная, легко сыплющая революционными лозунгами – но не знающая как, да и не собирающаяся их реализовывать.
Насквозь политизированная Украина очень тяжело входит в понимание простой истины: конструктивная и эффективная власть может получиться только из конструктивной и эффективной оппозиции.
Очевидно, что если ты в оппозиции показал и доказал, что можешь изменить жизнь людей к лучшему, тогда и во власти ты будешь делать то же самое. А если в оппозиции ты только и делал, что эффектные заявления – то этим же ты будешь прикрывать свои бизнес-интересы и во власти.
Видимо, именно в этом несоответствии слов и дел оппозиции и кроется главная причина того, что все больше крупных предпринимателей отказываются ставить на оппозицию. Свой капитал они в последние годы активно отбелили, вывели его на западные финансовые и фондовые рынки, и пытаются, да и вынуждены играть там по правилам.
А в украинской политике все еще нет никаких правил. Новая поросль беловоротничковых политических менеджеров делает то же, что делали Ющенко и Тимошенко: говорит народу одно, а делает совершенно другое.
В сущности, украинская оппозиция – это фарм-клуб той же власти.
Ей в принципе все равно, что будет с Украиной. Оппозиция ни за что не будет на деле проводить какие бы то ни было реформы. Потому что для нее это будет означать, то же самое, что и для нынешней власти: она рубит сук, на котором сидит – урезает свои неоправданно огромные полномочия и связанные с ними бюджетные финансовые потоки.
Как на деле сократить министерства и службы, перенацелить в бюджет теневые финансовые потоки, за счет которых обогащаются чиновники – если у тебя в "теневом" правительстве все должности уже давно расписаны согласно купленным билетам во власть? И все запротоколировано – чтоб, не дай Бог, никто не отказался от своих слов.
Как сломать и обессилить то, что ты сам же и планируешь возглавить?
Украине нужна "сумасшедшая" оппозиция. Та, что возьмет власть, чтобы отдать ее людям: общественным профессиональным организациям, местным громадам. А регулирующие бизнес функции – профильным бизнес-ассоциациям.
Это и будет настоящее эффективное, современное народное самоуправление.
Но пока что ничего такого в лозунгах и программах оппозиции не просматривается.
Новая волна ее лидеров пытается перехитрить и опозорить друг друга – точно так же, как делали это в свое время президент Виктор Ющенко и премьер Юлия Тимошенко. И все запротоколировать.
Подписанные накануне выборов президента в 2004 году договоры между Ющенко и Тимошенко, с обещанием сделать премьером Тимошенко, не уберегли лидеров оппозиции и их партии от острого противостояния после выборов. А саму оппозицию – от раскола.
Почему новая поросль оппозиционеров считает, что их договоры о намерениях ждет иная участь?
Тем более что подписанные со своими собственными членами партии договоры о политической ответственности, как в "Батькивщине", так и "Фронте Змін", как показала практика, не работают. Кто хотел уйти к регионалам – все равно ушел.
Украинская оппозиция все время пытается спасать народ каким-то длинным и извилистым путем. Вот здесь, в оппозиции мы будем говорить все, чтобы понравиться людям. А когда придем во власть – ну, тогда мы покажем, как надо работать...
Но у Ющенко и Тимошенко это не получилось. С чего вы взяли, что это получится у вас?
Оппозиция заявляет, что хочет получить в Раде конституционное большинство и сместить Януковича. Так ли это?
В последнее время лидеры "Батькивщины" и "Фронту Змін" выступают за объединение "до", а не после выборов.
Если говорить о выдвижении согласованного кандидата на мажоритарном округе, наверное, это и правильно. Что же касается активно обсуждаемого сейчас общего списка оппозиции, то, по мнению части политологов, да и некоторых лидеров оппозиции, механическое объединение списков оппозиции не увеличит, а уменьшит количество ее мест в парламенте.
Вот цитата из интервью политолога Костя Бонадренко: "У Турчинова – 14%, у Яценюка – 8, вместе выходит где-то процентов 18, потому что тут никогда не действуют арифметические правила..."
По словам лидера "Удара" Виталия Кличко, согласно данным социологических опросов, партия "УДАР" на парламентских выборах набирает около 7%, ФЗ – 10%. Однако, в случае объединения этих политических сил – результат получается лишь 12%, вместо ожидаемых 17%. Аналогичный результат получается и при объединении с партией "Батьківщина".
Ладно, допустим, что не всем прогнозам и заявлениям можно верить. И сила оппозиции – в ее единстве именно "до", а не "после" выборов.
Но тогда зачем оппозиция проголосовала за изменения в законе о выборах, которые поднимают проходной барьер в Раду? Очевидно, что проходной барьер в 5%, а не 3%, как было раньше, ставит под сомнение отдельное попадание в нее соратников по демократическому лагерю – например, партии "Гражданская инициатива" Анатолия Гриценко или "Свободы" Олега Тягнибока.
Лидеры оппозиции хотят загнать всех оппозиционеров в единые списки силой? Так это ж и есть мечта украинского крупного капитала – создать в Украине двухпартийную модель! Когда украинский малый и средний бизнес – финансовая основа оппозиции, по крайней мере, теоретически – никогда уже не сможет оплатить входной билет во власть, потому что он будет для него слишком дорог.
Получается, в Украине, в сущности-то, и нет оппозиции.
Есть одна и та же борьба между "стариками" и "молодыми" во власти, которая ведется с помощью старых и новых политиков, старых и новых партий и их ставленников. И здесь в реальности нет никакой другой идеологии или разделения на власть и оппозицию.
Потому что, когда интересам оппозиционных долгожителей Рады начинают угрожать их потенциальные идеологические партнеры, находящиеся на подступах к парламенту – они предпочитают объединиться с ПР, а не поддержать своих коллег, как произошло это во время голосования изменений в закон о выборах нардепов.
Получается, что вовсе не факт, что сами же лидеры оппозиции хотят видеть многочисленную оппозицию в Раде...
Возможно, тут действует совсем другая логика: пусть фракция у нас будет и меньше, но пусть она будет управляемая и полностью своя. И в этом, надо признать, тоже есть свой резон. Если ты не можешь чем-то всецело управлять – оно рано или поздно рассыплется в сторону регионалов.
Как бы то ни было, пока что все отличие власти и "молодой оппозиции" состоит в том, что она, оппозиция, делает то же самое, что и власть, только быстрее, веселей и еще циничней.
И признание этого обстоятельства наводит на вовсе уж странные размышления: а существует ли вообще в Украине реальная оппозиция, состоящая из новых политиков, которые не только говорят, но и мыслят, и действуют иначе, чем власть?
И, если нет – то кто и что сможет ее создать, профинансировать и обеспечить вхождение во власть, чтобы она изменила сам громоздкий и неэффективный механизм управления страной?
А вы-то сами, без подсказок со стороны, – как думаете?..
Михаил Мищишин, специально для УП