Чи може опозиція виграти парламентські вибори?
В 2012 Украину ожидают парламентские выборы. Прогнозы их результатов разнятся диаметральным образом. Часть политиков и экспертов, учитывая возвращение смешанной избирательной системы, настроены весьма пессимистично и прогнозируют сохранение устойчивого провластного большинства и в новом составе Верховной Рады.
Кое-кто даже говорит о получении Партией регионов и ее союзниками конституционного большинства.
Но лидеры ведущих оппозиционных сил в последнее время все чаще говорят, что оппозиция может завоевать большинство мест в новом составе парламента.
Конечно, оппозиционным вождям нужно настраивать на оптимистичный лад и себя и своих сторонников. Иначе выборы будут проиграны задолго до даты голосования.
Но оппозицию явно бодрит и устойчивая тенденция падения рейтингов правящей партии.
И все-таки, есть ли у оппозиции реальные шансы завоевать парламентское большинство?
Попробуем дать ответ на этот вопрос, опираясь на информацию о рейтингах политических партий, тенденциях их изменения, результатах выборов в мажоритарных округах на местных выборах 2010 и парламентских выборах 2202, которые также проходили по смешанной избирательной системе.
Данные последних (в декабре 2011) социологических опросов дают следующую рейтинговую картину:
Электоральные рейтинги политических партий, имеющих шансы на преодоление 5% барьера
(в %, в расчете от числа тех респондентов, кто намерен участвовать в выборах)
Центр Разумкова |
Соц. группа "Рейтинг" |
"Дем.инициативы" и фирма "Юкрейниан социолоджи сервис" |
Усредненные рейтинги от числа тех, кто определился |
|
Партия регионов |
18,5 |
19,4 |
17,8 |
23,0 |
"Батьківщина" |
21,4 |
20,3 |
18,8 |
24,9 |
"Фронт змін" |
12,7 |
11,3 |
11,4 |
14,6 |
КПУ |
5,7 |
8,1 |
8,4 |
9,2 |
Партия "УДАР" |
6,5 |
5,0 |
5,8 |
7,1 |
"Свобода" |
4,9 |
4,4 |
3,3 |
5,1 |
"Сильная Украина" |
4,6 |
- (не указана в анкете) |
4,4 |
5,4 |
Против всех |
9,2 |
9,4 |
- |
- |
Не определился |
8,8 |
14,0 |
15,7 |
- |
В данной таблице приведены данные только по партиям, имеющим реальные шансы на преодоление пятипроцентного избирательного барьера. Партия "Гражданская позиция" (лидер – Анатолий Гриценко) имеет рейтинг около 2%, "Наша Украина" и Народная партия Литвина – около 1%.
У остальных рейтинги и того меньше. Естественно, у этих партий на данный момент нет шансов, поэтому они и не учтены в расчетах.
Поскольку в избирательном бюллетене на парламентских выборах не будет графы "не поддерживаю ни одну из политических партий", а также не будет неопределившихся, то исходя из последних рейтинговых данных, были рассчитаны усредненные рейтинги партий от числа тех избирателей, которые не только будут участвовать в выборах, но и определились со своими партийными симпатиями.
Это достаточно условный показатель, ведь голоса тех, кто сейчас "против всех" или "не определился" могут распределяться по-разному. Этот показатель нужен для того, чтобы определить нынешний электоральный потенциал оппозиции и власти не только в процентах, но и в депутатских мандатах.
Партии, которые по вышеприведенным данным преодолевают 5%-ный барьер, суммарно набирают 89,3%. Следовательно, каждый электоральный процент при смешанной избирательной системе дает 2,5 депутатских мандата (225 депутатских мандатов, распределяемых по партийным спискам, делится на число голосов, отданных за партии, преодолевшие избирательный барьер).
В итоге получаем такую картину (округляя полученные данные): при нынешних рейтингах Партия регионов по партийным спискам может получить 58 депутатских мандатов, "Батьківщина" – 63 мандата, "Фронт змін" – 36, КПУ – 23, Партия "УДАР" – 18, "Свобода" – 13, "Сильная Украина" – 14.
Суммарно оппозиционные политические силы получают 130 мандатов депутатов Верховной Рады, Партия регионов со своими нынешними союзниками – 95 мандатов.
Таким образом, по партийным спискам оппозиция выигрывает выборы уже сейчас. Но возможный нынешний результат оппозиции по пропорциональной части выборов не позволит ей сформировать свое парламентское большинство, так как в территориальных мажоритарных округах ее позиции гораздо слабее.
Для того, чтобы выиграть депутатский мандат по территориальному округу, насчитывающему около 160 тысяч избирателей, необходимы весомые финансовые ресурсы на рекламную и медийную кампании, на прямую работу с избирателями.
В одномандатных территориальных округах, особенно в провинции и в сельской местности, гораздо эффективнее работает и административный ресурс.
Результаты всех последних выборов, проходивших по смешанной избирательной системе (местные выборы 2010 парламентские выборы 1998 и 2002 годов) показывают, что оппозиционные силы в мажоритарных округах выигрывают гораздо меньше депутатских мандатов, чем по партийным спискам.
Однако не правы и те, кто утверждает, что партия власти тотально выигрывает выборы в мажоритарных округах. На "чужой территории" партия власти зачастую проигрывает выборы и в мажоритарных округах.
На парламентских выборах 2002 провластный блок "За единую Украину" выиграл выборы в 66 мажоритарных округах (29,3% от их общего количества), еще 20 самовыдвиженцев, выигравших выборы, состояли в партиях блока "За единую Украину".
Младшая провластная партия – СДПУ(о) – выиграла выборы в 9 мажоритарных округах (5 выиграли кандидаты, выдвинутые партией, и 4 – самовыдвиженцы с партийным билетом партии Медведчука).
Но и оппозиционный блок "Наша Украина" выиграл выборы в 42 территориальных округах (41 округ – кандидаты от блока, 1 – самовыдвиженец).
Почти в половине мажоритарных округов – 96 (42% от общего числа) – победили самовыдвиженцы. Некоторые из них, как было показано выше, принадлежали к политическим силам, участвовавшим в выборах, но выдвигались не от них.
В большинстве случаев это было следствием конфликта интересов между отдельными кандидатами от "партии власти", а не проявлением хитрой тактики, скрывающей партийность кандидата. Нечто подобное будет и на парламентских выборах 2012, причем и в провластном и в оппозиционном лагерях.
На местных выборах 2010 оппозиционные партии смогли выиграть выборы по большинству мажоритарных округов в Львовский и Ивано-Франковский областные советы, в городские советы Львова, Ивано-Франковска, Тернополя (в Тернопольский областной совет в 2010 выборы не проводились), Луцка, Ровно, Хмельницкого.
Следовательно, админресурс далеко не везде и не всегда был всепобеждающей силой. Там, где доминировали оппозиционные настроения, там оппозиция могла выиграть выборы и в мажоритарных округах.
Но конкурентоспособных кандидатов в мажоритарных округах у оппозиционных сил не так и много.
На данный момент оппозиционеры могут выиграть выборы в большинстве территориальных округов (но не во всех) трех галицких областей (в 2002 на них суммарно приходилось 23 округа), и примерно в половине округов в Волынской (5 округов), Ровенской (5 округов), Хмельницкой (7 округов) областях и в Киеве (12 округов на выборах 2002; в 2010 – 10 территориальных округов; в 2012 может быть 13 округов за счет украинских граждан, проживающих за рубежом, которых припишут к киевским округам).
В 1-2 мажоритарных округа оппозиция может выиграть еще в нескольких регионах страны, в основном в Центральной Украине. В целом по стране оппозиция на сегодня может выиграть выборы примерно в 40, максимум 45 территориальных округах.
В итоге, если бы парламентские выборы проходили сегодня, оппозиционные силы получили на них около 170-175 депутатских мандатов. Это далеко от минимальных нормативов парламентского большинства.
Но подобный результат оппозиции не означает, что выборы выигрывает Партия регионов. Конечно же, если бы Партия регионов на парламентских выборах в мажоритарных округах выступила столь же успешно как на местных выборах 2010, тогда она получила бы парламентское большинство и при нынешних партийных рейтингах.
Но общественно-политическая ситуация с осени 2010 изменилась весьма существенно. Резкое падение рейтингов регионалов означает и значительное ухудшение возможностей для кандидатов-мажоритарщиков от партии власти, особенно в регионах, где ранее Партия регионов не доминировала.
В нынешней ситуации, когда большинство населения не доверяет ни власти, ни оппозиции, победителями выборов в большинстве одномандатных территориальных округов могут стать кандидаты-самовыдвиженцы или кандидаты от малоизвестных партий, не ассоциирующихся ни с властью, ни с оппозицией.
В абсолютном большинстве случаев это будут бизнесмены с политическими амбициями или стремлением обезопасить и продвинуть свой бизнес. Конечно, это потенциальные союзники власти, но, как показал опыт 1998-2006 годов, союзники неустойчивые и временные.
Вспомним длительные спикериады 1998 и 2002 годов. В 2002 Литвин был избран спикером Верховной Рады минимально необходимым числом голосов и только благодаря голосам перебежчиков из "Нашей Украины".
В 2000 и 2003-2004 годах Кучме не удалось провести свои конституционные изменения, поскольку их не поддержали часть депутатов-мажоритарщиков.
В конце 2004 – начале 2005 большинство депутатов-мажоритарщиков гибко среагировали на Оранжевую революцию и последствия президентских выборов.
И в нынешних условиях депутаты, избранные в одномандатных территориальных округах, будут в первую очередь отстаивать свои собственные интересы и чутко реагировать на общественно-политические настроения.
Если позиции власти будут ослабевать, а протестные настроения усиливаться, то большинство депутататов-мажоритарщиков будут занимать автономную позицию, дистанцируясь от правящей партии.
А, следовательно, устойчивого и стабильного парламентского большинства не будет. По разным вопросам парламентской повестки дня будут возникать разные комбинации ситуативного большинства.
До даты парламентских выборов остается еще девять с половиной месяцев. И электоральная ситуация будет меняться.
Если нынешние рейтинговые тенденции сохранятся, то оппозиция может заметно усилить свое представительство в будущем составе парламента, как за счет роста, пусть и медленного, рейтингов ведущих оппозиционных сил (а за последние 8-9 месяцев 2-3% прибавили все ведущие оппозиционные силы, кроме "Свободы"), так и за счет падения рейтингов ПР (на 6-7% с февраля-марта 2011) и "Сильной Украины" (на 2-3% за этот же период).
Против правящей партии может сыграть и снижение явки избирателей в их электоральных регионах. Разочарование деятельностью правящей партии и отсутствие приемлемой альтернативы может привести к тому, что значительная часть бывших сторонников Януковича просто не придут на выборы.
По данным октябрьского (2011 года) исследования социологической группы "Рейтинг" большинство тех респондентов, которые не намерены голосовать на выборах, настроены против всех или не определились в своих симпатиях – это бывшие сторонники Партии регионов. Разочаровавшись в предмете своих прежних симпатий, они не собираются поддерживать оппозицию, и, по данным социологов, в большинстве своем не придут на выборы.
И если, при благоприятном для оппозиции сценарии, рейтинг Партии регионов на парламентских выборах падает до 15%, "Сильная Украина" либо не принимает участия в выборах, либо не преодолевает пятипроцентный избирательный барьер, коммунисты набирают не более 10%, а все ведущие оппозиционные силы преодолевают барьер и суммарно набирают около 60% голосов (сейчас у них суммарно 52% среди тех, кто будут голосовать и определились в своем выборе), то оппозиция только по партийным спискам получает 180 депутатских мандатов.
Соответственно, для формирования своего парламентского большинства оппозиция должна еще выиграть выборы примерно в 50 мажоритарных округах.
Таким образом, формула победы оппозиции на парламентских выборах – получить суммарно 175-180 депутатских мандатов по партийным спискам и 50-55 мандатов – по мажоритарным округам.
Задача сложная, но достаточно реалистичная при правильной стратегии и скоординированной тактике избирательной кампании оппозиционных сил. И при условии, что в списках оппозиционных партий не будет новых "тушек".
А это вполне возможно, если партийные списки оппозиции будут формироваться так, как это делала "Наша Украина" в 2002, 2006 и 2007 годах, и "Батьківщина" в 2006-2007.
Для сравнения, приведем и формулу победы на парламентских выборах нынешней власти: Партия регионов как минимум должна удержать нынешние рейтинги, а при возможности и нарастить их хотя бы на несколько процентов.
Провести в парламент 2-3 потенциально союзные партии и десяток-полтора депутатов "троянских коней" в партийных списках оппозиционных сил.
Добиться раздробления оппозиционного электората и уменьшения числа оппозиционных партий, преодолевающих избирательный барьер.
Партия регионов должна получить суммарно с союзниками не менее 100 депутатских мандатов по партийным спискам и не менее 130 мандатов – по мажоритарным округам.
И это вполне реалистичная задача.
Но, ни о каком конституционном большинстве вокруг Партии регионов при нынешней и потенциально возможной политической ситуации не может быть и речи.
При этом отметим, что коммунисты не будут официальным и последовательным союзником Партии регионов. Их поддержка будет носить сугубо ситуативный характер.
Для руководителей избирательной кампании Партии регионов может возникнуть соблазн, используя админресурс, обеспечить победу своей партии на выборах любой ценой. Если они на это пойдут, то совершат роковую ошибку.
Фактологическая информация о многочисленных нарушениях в ходе подсчета голосов, большой и неестественный разрыв между официальными результатами выборов и данными экзит-поллов, между данными Центризбиркома и общественными ожиданиями могут подорвать легитимность такой победы правящей партии.
А также стать спусковым крючком в трансформации ныне преимущественно пассивных протестных настроений в активную политическую фазу и, в итоге, спровоцировать глубокий политический кризис с неконтролируемыми последствиями.
В заключение стоит напомнить, что в нынешних конституционных условиях парламентские выборы сами по себе не ведут к изменениям в исполнительной власти. Они могут изменить политическую структуру и руководство парламента, но не обусловливают обязательную смену правительства.
Однако даже изменение структуры парламентского большинства и возможный приход к руководству Верховной Рады представителей оппозиции будет означать разрушение нынешней монопольной модели власти и может способствовать качественным изменениям политической ситуации в стране.
Владимир Фесенко, Центр прикладных политических исследований "Пента", для УП