Рік здійснення бажань
В 1908 году убежденный социалист Джек Лондон написал роман "Железная пята" – о плохих олигархах, отважных революционерах и грядущей эре Братства Людей.
Попытавшись смоделировать взгляд человека будущего на мрачную и отсталую капиталистическую эпоху, писатель указывал: "Масло и сливки изготовлялись кустарным способом из коровьего молока. Химическая пищевая промышленность еще не была известна миру".
Прогрессивному американцу вторил не менее прогрессивный советский автор 20-х годов: "Я думаю, что со временем у нас будут фабрики искусственной еды, как теперь есть фабрики искусственного шелка или искусственного каучука. В ресторане вы сможете заказать себе котлету из мяса, сделанного в лаборатории, и стакан молока, изготовленного без помощи коровы".
Да, как ни курьезно, в начале ХХ века общедоступная синтетическая пища считалась непременной приметой Светлого Будущего. Сегодня эта чудесная мечта сбылась. Но почему не слышно радостных аплодисментов?
Схожая история приключилась с украинской властью. Вспомним нашу страну на исходе кризисного 2008-го.
Приунывший народ утомлен бесконечными склоками и раздорами на Печерских холмах. Политическая элита возмущает граждан наглостью, безнаказанностью и круговой порукой. Люди мечтают о сильной руке, партийные вожди играют бицепсами, и даже очкарик Арсений готовится предстать перед публикой в образе мускулистого супермена.
Ах, если бы в ту пору какой-нибудь провидец мог обрадовать украинцев! Он бы поведал нам, что очень скоро наступит Светлое Будущее, что сильный лидер выстроит железобетонную вертикаль власти, что за решетку попадут видные чиновники, вплоть до бывшего министра и бывшего премьера.
Эта идиллическая картина обрадовала бы всех: донетчан и галичан, правых и левых, русофилов и националистов. И никто бы не заподозрил, что грядущее счастье окажется с подвохом – совсем как пресловутая искусственная еда…
Три года назад слабость считалась главным недостатком тогдашнего гаранта и основной причиной отечественных неудач. В действительности главным пороком Виктора Ющенко была его неадекватность.
К сожалению, эта черта присуща многим представителям украинской элиты, в том числе президенту Януковичу. Сама атмосфера высоких кабинетов – сладостное чувство власти, услужливые подчиненные, лакированные отчеты – способствует отрыву от реальности и замыканию в собственном виртуальном мире.
Личная вселенная ВАЮ состояла из трипольских горшков и монументов Голодомору, а персональная вселенная ВФЯ – это бассейны и корты Межигорья. Но о вкусах не спорят.
Важно другое: в реальном мире многие инициативы Виктора Андреевича игнорировались и саботировались, поэтому президент Ющенко нанес стране гораздо меньше вреда, чем мог бы.
Распоряжения сильного Януковича неукоснительно выполняются, и его вредоносный КПД приближается к единице. Многомиллионная страна стала заложницей капризов и фобий одного человека, живущего в параллельном измерении.
В наших условиях политическая немощь Виктора Ющенко являлась не злом, а скорее благом. Она порождала естественные сдержки и противовесы, обеспечивала хрупкий баланс сил и свободную конкуренцию. Все это было бесцеремонно разрушено с приходом долгожданного вождя-тяжеловеса.
Стараниями могучего Януковича уничтожены гарантии безопасности, благодаря которым власть в Украине менялась мирно и относительно безболезненно. Расправа с Юлией Тимошенко вывела политическую борьбу на качественно новый и весьма опасный уровень. А ведь именно этого хотели миллионы граждан!
В 2008-2009 стремление увидеть элиту за решеткой стало отечественной idée fixe. На нары их, гадов, на нары! Поздравляю: лед тронулся.
Увы, жесткая посадка Леди Ю не слишком вдохновляет даже ее ненавистников с Юго-Востока. Наказание проклятой "Юльки-воровки" почему-то не улучшило жизнь донецких масс и не спасло рейтинг власти от обвала.
Процесс Тимошенко стал центральным событием года. На марионеточного судью Киреева обрушился шквал заслуженной ругани. Но есть подозрение, что многих критиков возмущала не зависимость фемиды как таковая, а ее зависимость от "плохого" Януковича. Чего греха таить: независимое правосудие никогда не было востребовано украинским обществом.
Даже весьма прогрессивные граждане считали судебную власть придатком исполнительной. Подразумевалось, что сильный и справедливый президент должен собственноручно сажать бандитов в тюрьмы. В 2011-м мы смогли увидеть, как эта модель работает на практике. Разумеется, самыми злостными "бандитами" оказались политические противники Банковой. И с точки зрения сильного президента это вполне справедливо.
Впрочем, на нары отправляются не только оппоненты режима. В свое время вся страна возмущалась безнаказанностью злодея Лозинского. В уходящем году депутат-убийца получил 15 лет. Где бурная радость? Ее нет. Ибо с водворением Лозинского за решетку Украина не изменилась к лучшему.
Аресты козлов отпущения из числа мажоров и коррумпированных чиновников тоже ничего не изменят. Дело ведь не в Ландике и не в Галицком, а в системе. Но правосудие, управляемое вручную, предполагает лишь образцово-показательные расправы над отдельными плохишами.
Что еще входило в джентльменский набор идеального украинского правителя? Жесткий контроль над экономической сферой? Способность разобраться с крупным капиталом? Бурная кампания по борьбе с коррупцией?
По всем этим статьям Виктор Федорович превосходит своего нерадивого предшественника.
В уходящем году власть ясно продемонстрировала капиталу, кто в стране главный.
Мелкий бюрократ держит в страхе предпринимателя, перед крупным чиновником трепещет большой бизнес, а избранный на пять лет президент могущественнее любого олигарха-миллиардера.
Никакие деньги не застрахуют отечественного толстосума от гнева Банковой.
Опасаясь неприятностей, олигарх Коломойский услужливо закрывает собственную газету, а олигарх Жеваго готовится эвакуироваться в Лондон. Если со временем господин Ахметов попадет в немилость и будет вынужден уступить часть активов семье Януковича, такой поворот событий не слишком удивит страну.
Накачав бицепсы и сплотившись под единым партийным знаменем, правящая бюрократия занимается переделом собственности. Давимый бизнес ностальгирует по временам, когда можно было лавировать между конкурирующими ветвями власти.
Имущественные права превращены в ничто, инвесторы шарахаются от Украины, как от прокаженного, и страна сползает вниз во всех мыслимых рейтингах.
Анонсированное "выжигание коррупции каленым железом" вылилось в банальный поиск стрелочников, и по-другому быть просто не могло.
Политика Януковича закономерно усилила коррупцию – этот буфер между административным прессингом и жизненными реалиями. Одновременно с монополизацией власти был монополизирован и рынок коррупционных услуг, что повлекло за собой автоматическое повышение расценок.
2011 год воплотил в жизнь многие народные чаяния – больше концентрации власти, больше контроля, больше государственного вмешательства в экономику, больше арестов, больше приговоров. Да вот незадача: повсеместное усиление заметно обострило отечественные недуги и пороки.
Самое интересное, что нынешний печальный опыт нисколько не повлиял на общественные запросы. В Украине по-прежнему востребован железный вождь, который бы построил всех и вся по струнке, рулил экономикой и правосудием в ручном режиме, отправлял нехороших людей в тюрьмы, отнимал у них собственность и распределял ее по справедливости.
Главное, чтобы этот замечательный лидер не был родом из Донбасса и не звался Виктором Януковичем. И уж тогда заветные украинские мечты точно сбудутся!