Програма "Віктор Всемогутній": fatal error
Накануне местных выборов и от оппозиционеров, и от журналистов часто приходилось слышать опасливые ожидания: вот, мол, только выборы закончатся - и начнется.
Под "начнется" каждый понимал свое: каскад увольнений засидевшихся в креслах чиновников, обострение передела в экономике, усиление притеснений оппозиции, дальнейшее ограничение права (и обязанности) СМИ информировать общество...
Однако за прошедшие после выборов две недели власть не предприняла вообще никаких значительных шагов. Замена лояльного генпрокурора Медведько на бесконечно преданного Пшонку - просто текущая "тонкая настройка" полностью сконструированной машины власти.
С учетом того, что у Януковича традиционно "хромает" стратегическое видение развития страны, убежденным приверженцам многоходовок не стоило и ожидать от президента обдуманной и выверенной долгосрочной программы развития.
Отсутствие таких серьезных наработок у регионалов - обязательная программа. Ну вспомним хотя бы хрестоматийный пример со сроками подготовки и глубиной проработки "экономической стратегии" новоизбранного президента.
В данном случае основной новостью является то, что и серьезных тактических шагов президент также не предпринимает. Объяснение этому - в нескольких факторах.
Во-первых, с местными выборами 31 октября закончился период арифметического накопления полномочий у главы государства. Девиз победившей октябрьской революции, начавшейся в феврале после победы на президентских выборах, - "Вся власть - не советам, а лично в руки Виктору Федоровичу Януковичу".
Итак, полномочий у президента - больше чем у Кучмы. Оппозиция - рассеяна и не влиятельна. Финансовые потоки - под контролем. Местная власть - и та в кармане у президента. Как пошутили российские полит-юмористы, вот вам и "Виктор Всемогущий".
Однако одновременно с окончанием концентрации полномочий стала очевидной диспропорция между объемом власти у одного человека в государстве и готовностью этого человека взять на себя тот объем ответственности, который бы соответствовал объему власти в президентских закромах.
Эксперты, оппозиционные политики и даже наиболее дальновидные регионалы (последние очень тихо) предупреждали уже давно: раз президент хочет контролировать всё - значит, и вся ответственность за состояние дел в стране ляжет персонально на него. Этот момент настал.
Настойчиво загоняя оппозицию в гетто и азартно набирая всё больше и больше полномочий в одни руки, президент подошел к рубежу, на котором значится "ПОЛНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ".
Этот рубеж мог стать стартовой чертой - будь Янукович на деле приверженцем линии генерала де Голля по наведению порядка жесткими мерами ради осуществления реальных реформ.
Но он стал финишной чертой, подведя итог этапу коллекционирования полномочий ряди полномочий.
Как показали девять месяцев правления Януковича, отечественный "де Голль" зачистил политическое поле исключительно ради самого процесса собирания власти. А не ради каких-то абстрактных реформ с неизбежными непопулярными для населения страны шагами, ограничением бизнес-аппетитов своего окружения, систематической кропотливой работы.
Вот красивые слова о реформах озвучивать - это всегда пожалуйста. Подобно своему предшественнику, Янукович с удовольствием вояжирует по стране и рассказывает о том, как жизнь при нем улучшается уже сегодня со скоростью болида "Формулы-1".
Однако предложить свою версию воплощения девиза предшественника "Не словом, а делом" у нынешнего президента не получается.
Выстроенная им конструкция только выглядит очень сильной. На самом деле нынешняя власть чрезвычайно слаба. И больше напоминает колосс на глиняных ногах, чем мощного слона в расцвете сил. Ноги глиняные, потому что эффективная власть строится в демократической и сильной стране не сверху вниз, а снизу вверх.
В таком организме бурлит жизнь: существует и реально функционирует гражданское общество, работают независимые от власти суды и медиа, есть политическая конкуренция, прозрачные и понятные налоги, диалог власти с обществом и так далее и тому подобное.
Много еще придется перечислять из того, как практически выстроено сильное европейское государство и чем оно отличается от нынешней хижины отечественной слабой власти.
Настолько слабой, что она не способна провести хоть одну реформу, пусть даже в одной сфере. Разве что может предложить реформистский суррогат в виде анонсированной административной "перестройки".
Суррогат - потому что даже в случае реализации разработанной под патронатом Ирины Акимовой громоздкой концепции ее проведения, число государственных служащих после таких мероприятий во имя оптимизации госструктур на практике только возрастает. Доказано опытом всех предыдущих украинских президентов.
Евро-2010. Тотальный футбол по донецким правилам
Как бы то ни было, уже больше полугода без остановки власть рассказывает обществу о том, что реформы "вот-вот начнутся". На Западе долго рассказывать о планах реформ без неприятных вопросов о реальной ситуации в стране уже не получается.
Настороженные, но внешне благожелательные отношения с Западом первых месяцев правления Януковича подверглись основательной коррекции.
После наглядной демонстрации "честных выборов" в понимании ПР, европейским и американским партнерам уже невозможно было закрывать глаза на особенности правления нынешней власти, в том числе, и на проблемы западного бизнеса в Украине. Равно как и продолжать усиленно делать вид, что западные правительства свято верят в то, что регионалы после фальсификаций 2004 года стали совсем, ну просто качественно другими.
Особенно тяжело было публично находить соответствия между ПР(о), в смысле обновленной, и каждодневной практикой украинской власти. Но до практического теста - новых выборов - это еще как-то можно было делать. А после торжества ПРовской демократии 31 октября - уже нет.
Никакими дипломатическими изысками уже нельзя было прикрыть вал свидетельств об отсутствии на выборах прозрачности, честности и справедливости - этих несуразных, с точки зрения нынешней украинской власти "священных коров" западного общества.
Хотя, надо отдать должное дипломатическим успехам западных партнеров - они изо всех сил попытались соблюсти правила игры и очень дипломатично свели свое беспокойство к нормам несовершенного закона о выборах.
Это вам не прямолинейная подача о "Викторе Всемогущем" на контролируемом Кремлем телеканале. Но обеспокоенный звоночек для украинской власти прозвучал. И она его услышала.
Показная идиллия с Кремлем закончилась чуть раньше - немедленно после того, как россияне попытались перейти от деклараций о душевной славянской дружбе к практическим попыткам прибрать к рукам лакомые экономические куски.
Янукович и его люди в ответ на соседские претензии совершенно четко и твердо сказали: "Наше!".
Россияне, конечно, готовы были жить по правилу "Дружба дружбой, а табачок - врозь". Но, во-первых, привыкли, что это правило первыми устанавливают они. А, во-вторых, надеялись успеть отхватить у украинцев как можно больше, пока флер восстановления нормальных дружелюбных отношений скрывал нормальную прагматику.
"Лафа закончилась", у Януковича дали от ворот поворот самому Путину. Получили в ответ пропагандистский стеб о "Викторе Всемогущем".
Одним словом, началась нормальная, адекватная прагматика "двухсторонки".
Таким образом, виртуальная программа "Виктор Всемогущий" провалилась на всех трех основных направлениях: внутри страны, на западном фронте и в отношениях с Кремлем. Пришло время вместо погони за призраком всемогущества, ради обладания им в качестве любимого наряда короля, заняться практическими мерами для развития страны и общества.
А то, не ровен час, у славянских братьев и, что гораздо важнее, у украинского общества появятся реальные основания утверждать, что король-то - голый.
Ресурсы для такой работы у правящей команды есть. Нет главного - политической воли. Писать программу "Виктор реформирующий" власть и не начинала. А сделать это куда посложнее будет, чем предыдущую версию - игрушку со всемогущим богатырем-победителем - "по быстрячку слабать".
Время поджимает - надо начинать действовать прямо сейчас, чтобы до парламентских выборов-2012 хоть что-то из положительных реальных результатов реформ стране успеть предъявить.
Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования имени Липинского, для УП