Герой без Шенгенської візи
Тени трагического прошлого по-прежнему довлеют над Украиной. Во всяком случае, обещание президента Януковича пересмотреть резонансные указы по Бандере и Шухевичу взбудоражило украинскую общественность ничуть не меньше, чем сомнительные коалиционные махинации или громкие кадровые назначения.
Присвоив почетное звание лидеру ОУН, Виктор Андреевич вбил очередной клин между Востоком и Западом. Но, похоже, Виктор Федорович собрался аннулировать скандальное решение таким манером, чтобы эта пропасть стала еще глубже. Московские заявления новоиспеченного президента иначе как бездумными и провокационными не назовешь.
Публично любезничая с Медведевым, Янукович дал понять: звание Героя у Бандеры отнимут в угоду Белокаменной. А зачем понадобилось озвучивать срок "до 9 мая"?
Получился недвусмысленный месседж: столпы националистической мифологии приносятся в жертву советскому историческому мифу. Виктор Федорович делает все возможное, чтобы максимально уязвить и разозлить Западную Украину. А это чревато новым всплеском межрегиональной вражды.
Совершенно очевидно, что так отменять злополучные указы нельзя. Следует ли отменять их вообще – другой вопрос. Героизация руководства ОУН вызывает массу вполне справедливых претензий. Инициатива Виктора Ющенко действительно не вяжется с имиджем Украины как демократической страны, якобы разделяющей европейские ценности.
Не так давно украинские национал-демократы восторгались резолюцией ОБСЕ, приравнявшей сталинизм к нацизму. Но стоило Европарламенту нелестно отозваться о Бандере, как прогрессивная общественность уподобилась российским ура-патриотам и принялась разоблачать зловещие козни ЕС.
Мы лишний раз убедились, что "европейские ценности" для политически активного украинца – это то, что выгодно лично ему в данный конкретный момент. Как только его интересы и вкусы расходятся с обычаями старушки Европы, происходит чудесная метаморфоза: из авторитетного гуру Евросоюз превращается в сборище враждебных элементов и темных невежд, которые лезут не в свое дело.
Между тем негативная реакция Европы вполне естественна, и дело не только в оскорбленных поляках. Идеи и методы Степана Бандеры плохо согласуются с демократией и гуманистическими принципами, на которых зиждется европейское общество.
Безусловно, ОУН – это самоотверженная борьба за независимую Украину. Но, к сожалению, это еще и кровавый террор, тоталитаризм, готовность участвовать в строительстве нацистской "Новой Европы", моральная и политическая ответственность за этнические чистки на Волыни.
Никто не запретит жителям Ивано-Франковска и Львова считать Бандеру и Шухевича героями – как никто не помешает пенсионерам из Донецка и Луганска восхищаться товарищем Сталиным. Но, воздавая официальные почести неоднозначным вождям, государство солидаризируется с их идеологией и практикой.
Это понимают в Хорватии, отказавшейся от героизации поглавника Анте Павелича. Ибо Павелич ассоциируется не только с отчаянной борьбой за хорватскую независимость, но и с геноцидом сербского населения, зверствами усташей, зловещим концлагерем Ясеновац.
Это понимают в Словакии, отказавшейся от чествования Йозефа Тисо. Ведь монсеньор Тисо – не только первый президент независимой Словакии и убежденный борец с коммунизмом, но и человек, ответственный за принятие расовых законов и депортацию 50 тысяч словацких евреев в лагеря смерти.
Это понимают в Румынии, где пресечены попытки реабилитировать маршала Антонеску – хотя многие румыны считают его национальным героем. Государственных почестей не удостоен и лидер фашистской "Железной гвардии" Хория Сима, сидевший в немецком концлагере и благополучно освобожденный нацистами в 1944-м, когда этого потребовала политическая целесообразность.
Что-то очень знакомое, не так ли?
Если Украина стремится в Европу, следует признать европейские правила игры, в том числе примат методов над целями и общечеловеческих ценностей – над узко национальными.
Вы против? Тогда есть российский путь: в РФ шовинизм уверенно торжествует над гуманизмом, мнение мировой общественности никого не волнует, а 9 мая в Белокаменной будут красоваться портреты вождя, выигравшего войну и погубившего миллионы людей.
Но если мы идем по стопам северного соседа, не стоит разглагольствовать о "европейском выборе Украины".
Впрочем, разве диссонанс с либеральными ценностями – это единственная проблема, порожденная скандальным указом Ющенко? Отнюдь!
Во-первых, официальная героизация лидера ОУН усугубила и без того болезненный украинский раскол. Это с неохотой признают даже в национал-демократическом лагере.
Неслучайно многие сторонники Юлии Тимошенко посчитали награждение Бандеры намеренной провокацией – дескать, патологический юлефоб ВАЮ специально довел Юго-Восток до белого каления, чтобы мобилизовать избирателей Януковича и помешать ненавистной даме с косой.
Честно говоря, с трудом верится, что Виктор Андреевич способен на столь хитроумные ходы. Но, как бы то ни было, результат оказался вполне закономерным: вражда Востока и Запада лишь обострилась. Да и канонизация Романа Шухевича в 2007-м стала не менее сокрушительным ударом по национальному согласию.
Есть и другой немаловажный аспект – юридический. У нас имеется недвусмысленный закон "О государственных наградах Украины". Как бы мы ни относились к Степану Андреевичу или Роману Иосифовичу, украинскими гражданами они не являлись и звание Героев Украины получить не могли. С позиций формального права награждение покойных вождей ОУН не слишком отличается от незаконного сколачивания коалиции в Верховной Раде.
Итак, указы Виктора Ющенко не вполне этичны, противоречат украинскому законодательству и раскалывают страну. Но Янукович собирается отменить их не из-за этого – Виктор Федорович всполошился, потому что свой протест выразили Москва, Варшава и Брюссель.
Мы живем в стране, где можно преспокойно игнорировать мнение миллионов граждан, где законы – это пустой звук, и где власть считается только с давлением извне. И это удручает сильнее всего!
В наших условиях недовольство соседского президента Медведева значит гораздо больше, чем национальное согласие, гуманистические ценности или соблюдение правовых норм…
Возможно, упреки Европарламента не вызывают такого отторжения, как ультиматумы Москвы: в ЕС отрицательное отношение к Бандере не соседствует с прославлением Иосифа Сталина. Но горький осадок все равно остается.
Сколько еще мы будем выступать в роли отсталых туземцев, которых благообразный миссионер вынужден беспрестанно наставлять на пусть истинный? Это не реальная европеизация – это ее симулякр.
Дикаря можно заставить пользоваться вилкой и столовым ножом, можно подарить ему Британскую энциклопедию и зубную щетку, но в результате он не станет цивилизованным человеком. Избавившись от миссионерского надзора, туземец вновь начнет есть руками, увесистые тома пойдут на растопку, а зубная щетка будет забыта. Ибо простодушный дикарь не понимает, зачем нужна личная гигиена, и какую ценность представляет энциклопедия.
А украинскому политическому аборигену непонятны европейские нормы и принципы. Они кажутся пустым капризом заграничного дядюшки, которого необходимо ублажить, потому что он богат, влиятелен и обещает нам безвизовый режим.
Почему украинцы не в состоянии сами разобраться с резонансными указами ВАЮ?
Неужели так трудно осознать, что пресловутая толерантность – не пустая блажь ЕС, а необходимое условие мирного сосуществования в такой противоречивой стране, как Украина?
Неужели так сложно отказаться от узколобого фанатизма в пользу трезвых компромиссов?
Для украинского народа это единственный шанс стать европейцами без иронических кавычек. И тогда вопрос о героизации Степана Андреевича отпал бы сам собой.