На якого українського президента чекають у Європі?
4 декабря 2010 года без особой помпы и победных реляций состоялся очередной саммит Украина-ЕС. Более того, руководство Евросоюза постаралось использовать этот саммит в качестве воспитательной акции, обрушив на Украину поток жесткой критики.
Хотя секретариат украинского президента накануне саммита в который раз обещал судьбоносные решения, еще осенью было очевидно, что договор о политической ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и ЕС в ближайшее время подписан не будет.
И не только потому, что у нас президентские выборы, которые не известно чем закончатся. Хотя политическая часть соглашения между Украиной и ЕС почти подготовлена, переговоры о создании зоны свободной торговли идут очень сложно и далеки от своего завершения.
Руководство Евросоюза категорически против того, чтобы подписывать с Украиной сначала политическое соглашение, а затем экономический договор. ЕС не хочет давать нам никаких политических авансов.
Было бы некорректно называть прошедший саммит провальным. Он стал промежуточным и предупредительным. Сближение Украины с ЕС продолжается, но очень медленно и противоречиво.
Перспективы полноценной европейской интеграции Украины остаются неопределенными. На пути Украины в объединенную Европу вот уже несколько лет горит желтый свет ожидания.
Скептики говорят, что в этом желтом свете все больше красных тонов, указывают на печальный пример Турции, давно, но безрезультатно ожидающей своего вступления в ЕС. Оптимисты надеются, что успешное завершение институциональной реформы ЕС возобновит процесс расширения Евросоюза сначала на западных Балканах, а затем, возможно, и в восточном направлении.
Но всем очевидно, что дальнейшие перспективы европейской интеграции Украины зависят не только от Брюсселя, а, прежде всего, от политической и социально-экономической ситуации в Украине, от нашей готовности стать современной европейской страной.
В этой связи трудно переоценить значение предстоящих выборов президента Украины для дальнейших перспектив европейской интеграции нашей страны. При всей нынешней ограниченности полномочий главы украинского государства именно Президент является проводником внешней политики.
Личность президента Украины, его политическая позиция будет влиять и на характер отношений с Евросоюзом и на отношение ЕС к нашей стране, а также на развитие внутриполитической ситуации в Украине.
Казалось бы, по отношению к европейской интеграции среди украинских политиков нет такого раскола и негативного отношения как к теме вступления в НАТО.
Однако, обратившись к программам кандидатов на пост президента, мы обнаружим интересную тенденцию: только два претендента на высший государственный пост в стране (Тимошенко и Ющенко) четко заявляют о вступлении Украины в ЕС как цели своей внешней политики. Все остальные либо обходят в своих программах тему европейской интеграции, либо используют абстрактно-нейтральную терминологию (партнерские отношения, сотрудничество и т.п.) для характеристики дальнейших отношений между Украиной и ЕС.
Всех перещеголял Яценюк, предложивший вместо европейской интеграции новый восточноевропейский проект во главе с Украиной, а в перспективе - создание Большой Европы, объединяющей и ЕС и восточноевропейские страны. Не хочется обижать Арсения Петровича, но внешне это напоминает геополитические "Нью-Васюки".
Что стоит за этой новой тенденцией осторожно-настороженного отношения ведущих украинских политиков к идее европейской интеграции - неверие в возможность вступления Украины в ЕС в среднесрочной перспективе, неопределенность по поводу того, что дальше делать в отношениях с Евросоюзом или просто разочарование в европейской перспективе для Украины?
Видимо, все перечисленное в той или иной степени. Более всего настораживает сам евроскепсис большинства ведущих представителей украинского истеблишмента.
Кто бы ни победил на президентских выборах в Украине, вряд ли новый глава государства откажется от дальнейшего развития отношений с ЕС. И Брюссель будет сотрудничать с любым новым президентом Украины, если он придет к власти законным путем. Вот только какими будут эти отношения?
В случае победы на президентских выборах В.Януковича отношения между Украиной и ЕС наверняка будут заморожены на уровне "восточноевропейского партнерства".
Для украиноскептиков в Брюсселе это будет настоящий подарок. Зачем морочить голову с непредсказуемой и малопонятной Украиной? Из Киева не будут доставать просьбами о предоставлении безвизового режима и заявлениями о необходимости признать европейскую перспективу Украины. Да и у брюссельских сторонников расширения ЕС на восток поубавится аргументов в пользу евроинтеграции Украины.
Для Запада Янукович остается чужим - ментально, политически, поведенчески. Сам факт его победы на президентских выборах будет восприниматься в Европе как знак перехода Украины, возможно только временного, в сферу влияния России. Если же политические конфликты в Украине продолжатся и после избрания Януковича на пост президента, то на Украину в Брюсселе просто махнут рукой и будут ждать, чем закончится борьба за власть в Киеве.
Если на президентских выборах побеждает Тимошенко, то Брюсселю придется забыть о спокойном, хотя и разочарованном созерцании ситуации в Украине. С присущей ей энергией Юлия Владимировна постарается придать новый импульс политике европейской интеграции Украины.
Она наверняка попытается сформировать новый динамичный баланс интересов в отношениях и с ЕС и с Россией, но приоритетом для нее будет европейский вектор внешней политики.
Для Тимошенко более привлекательна роль "европейской принцессы", звезды европейского бомонда, нежели "малороссийской" княжны в услужении у Кремля. Из всех украинских политиков у нее сейчас наиболее продвинутые отношения с руководством Евросоюза и лидерами ведущих европейских государств.
Лишний раз это подтвердил инцидент на последнем конгрессе Европейской народной партии, на котором Тимошенко представили как "будущего президента Украины". Столь явное нарушение традиций европейской политкорректности отразило и особое отношение к Юлии Тимошенко и умение ее команды, прежде всего ее главного еврокоммуникатора Григория Немыри, точечно влиять на процедуры и символические отношения в европейской политике.
Но даже к Тимошенко руководство Евросоюза относится скорее позитивно-критично. Критикуя украинскую власть, европейские чиновники предъявляют претензии в том числе и к нынешнему премьер-министру. Критикуют за невыполнение взятых на себя обязательств перед международными организациями, за отсутствие реальных и системных реформ.
В случае избрания на пост президента Юлии Тимошенко предстоит пройти как минимум два теста на европейскость:
1) на готовность к непопулярным решениям в социально-экономической сфере и проведение структурных реформ;
2) на степень демократичности нового политического режима.
Не секрет, что не только в Партии регионов, но и в БЮТ немало желающих сформировать в Украине отечественную версию "управляемой демократии". И самой Юлии Владимировне, и ее команде желательно понимать, что наведение порядка в стране не должно привести к ограничению демократии и становлению режима личной власти.
Иначе наши европейские перспективы ограничатся статусом восточноевропейского соседа ЕС и при президентстве Тимошенко.
От былого восхищения и восторга, которое проявлялось в Европе по отношению к вождям оранжевой революции пять лет назад, не осталось и следа. В первую очередь это относится к Ющенко.
В украинском президенте разочаровались не только граждане его страны, но и европейские коллеги. Претензии, предъявляемые Юлии Тимошенко, в еще большей степени адресуются Виктору Ющенко.
Пожалуй, сильнее всего раздражает европейских политиков зацикленность Ющенко на личностном конфликте с Тимошенко, отсутствие единой государственной позиции украинского руководства по ключевым вопросам развития страны.
В Европе до сих пор никак не могут понять - почему вожди и вдохновители оранжевой революции так быстро рассорились и превратились в ярых врагов.
Если европейские лидеры разочаровались в Ющенко, то сам Виктор Андреевич не скрывает обид на своих европейских коллег. У него почти прекратились рабочие контакты с лидерами ведущих европейских государств. Круг его международного общения ограничивается регулярными контактами с президентами Грузии, Польши, Литвы и Азербайджана, да визитами в стиле дипломатического туризма.
Ющенко перестал посещать конгрессы Европейской народной партии (ЕНП) из-за ревнивого отношения к тесным и дружественным контактам между руководством ЕНП и Тимошенко.
Виктор Андреевич - искренний сторонник европейской интеграции. Но одного желания мало. Для "рывка в Европу" необходимы консолидированная политическая воля, решительные и результативные реформаторские действия, европейский стиль политики - как по форме, так и по содержанию.
Именно европейских политических практик, европейской политической культуры ожидают многие украинские избиратели от политиков, претендующих на высший государственный пост в нашей стране. Их ожидания, по сути, полностью совпадают и с позицией друзей Украины в Европе.
Европа заинтересована в надежном, стабильном и предсказуемом партнере, разделяющем общие цивилизационные ценности, в единой позиции государственного руководства Украины по ключевым вопросам развития страны, в успешной модернизации украинского общества.
Увы, эти ожидания далеко не во всем оправдываются в ходе нынешней избирательной кампании. Но процесс обновления украинской политики не ограничивается президентскими выборами и не заканчивается на них.
Обновление, как по форме, так и по содержанию, необходимо и самой политике евроинтеграции Украины. Именно обновление, а не ступор разочарования и неопределенность в дальнейших действиях, и не "маниловские воздушные замки".
Будет ли зеленый свет на пути Украины в объединенную Европу? Или мы опять окажемся на запасных путях в режиме ожидания, а то и развернем наш "паровоз" в противоположном направлении?
Это в немалой степени зависит от того, кто будет главой украинского государства ближайшие пять, а то и десять лет. Но в гораздо большей степени, может быть в решающей, европейская перспектива Украины зависит от того, какой будет наша страна в ближайшем будущем.Владимир Фесенко, центр политического анализа "Пента"