Проблема "единого кандидата" на выборах 2010 года

Василь Стоякін, для УП — Четвер, 24 вересня 2009, 15:21

23 сентября политсовет блока НУНС призвал "все демократические силы выступить на президентских выборах 2010 года единой командой и с единым кандидатом", причем "критерием для определения такого кандидата должен быть единый и объективный фактор – самый высокий уровень поддержки в обществе на начало избирательной кампании".

НУНС в слабо замаскированной форме приглашал все силы право-центристского, национал-демократического спектра к объединению вокруг Тимошенко.

Хотелось бы разобраться, насколько это реально и вообще необходимо.

Исторический опыт

С первых демократических выборов 1989-1990 года проблема объединения "демократических сил" была актуальной практически постоянно, однако реализовать его удалось только частично в декабре 1991 года – во время референдума. Даже те немногочисленные радикалы, которые считали неприемлемым получение независимости из рук старой номенклатуры, все же не сочли возможным агитировать против независимости.

Действительно же реальным объединением стала коалиция "Сила народа", которая выдвинула в 2004 году Виктора Ющенко. В первом туре от всех национал-демократических сил был выдвинут единый кандидат.

Безусловно, выдвигались и несколько националистов (Козак, Корчинский, Андрей Черновол, Бойко), но все они были техническими кандидатами Януковича, дискредитирующими Ющенко.

Было и несколько союзников Ющенко - Кинах, Омельченко и Бродский, но они не представляли национал-демократические силы и довольно существенно отличались от Ющенко в имиджевом плане.

Наиболее серьезный момент был связан с форматом участия в кампании Тимошенко.

До сих пор толком не известны ни подробности переговоров, ни характер достигнутого соглашения, ни процесс принятия Ющенко решения о назначении Тимошенко премьером

Очевидно только, что Тимошенко присоединилась к коалиции по своей воле, а не под давлением обстоятельств, и ей пришлось преодолевать довольно серьезное сопротивление разного рода "любих друзів" (справедливости ради отмечу, что Ющенко не любит прямого давления, и частенько принимает решения "в знак протеста", что, вероятно, поспособствовало продвижению Тимошенко).

Реалистичность проекта

Отметим, что сейчас для объединения правоцентристских "посторанжевых" политических сил условия значительно менее благоприятные, чем в 2004 году.

Во-первых, сейчас нет такого мощного давления со стороны структур гражданского общества.

Вообще, после "оранжевой" революции эти структуры в значительной степени деградировали (судьба Комитета избирателей – яркий тому пример).

Во-вторых, нет давления в направлении объединения со стороны США, которое, в значительной мере, транслировалось теми же структурами гражданского общества.

Причин тому множество:


неактуальность самой темы "демократизации" в условиях глобального кризиса - как в 1941 году стала неактуальной проблема демократии в СССР для Англии и США;


отсутствие для США принципиальной разницы между Тимошенко, Яценюком и Януковичем; разочарование в итогах революции и т.п.

В-третьих, если в 2004 году имелись только сравнительно несущественные противоречия между радикалами и умеренными. На настоящий момент произошел достаточно глубокий раскол между "классическими" национал-демократами и радикальными националистами. Определенное единство этих сил имеется только в рамках БЮТ.

В-четвертых, отсутствует самоочевидный центр объединения. В Ющенко разочаровались. Яценюком начали разочаровываться, еще не успев очароваться. Отношение же к Тимошенко всегда было сложным.

В целом, на настоящий момент центростремительные силы в национал-демократическом лагере выглядят явно недостаточными…

Правда, и амбиций, играющих роль центробежных сил, заметно поубавились. В целом национал-демократический лагерь за время правления Ющенко катастрофически деградировал - яркий пример Борис Тарасюк, вещающий с билл-бордов о том, что он, еще будучи сотрудником аппарата ЦК КПУ, дал некое "слово" которое ему стыдно сказать и сейчас… раз уж "держит" и не выпускает.

А вот амбиции радикальных националистов, объединяющихся, в основном, вокруг Тягнибока, усилились.

Необходимость проекта

Откровенно говоря, само по себе объединение всех на выборах во имя победы над Януковичем, декларированное НУНС, представляется не слишком-то и нужным.

Во-первых, из всего национал-демократического лагеря реальные шансы на выход во второй тур с Януковичем имеет только Тимошенко.

Яценюк, увы, сам же убил себя безграмотной рекламой. Да и предложить хоть какую-то свою позицию или, на худой конец, результат деятельности, он не смог. К тому же, зная его биографию, поневоле предполагаешь, что ему, чем серьезно бороться за пост президента, проще сдаться на милость победителю – в обмен на какой-то пост.

Так или иначе, но во втором туре правоцентристских избирателям будет просто больше некуда деваться, кроме как голосовать за Тимошенко, если они, конечно, не жаждут победы Януковича.

Во-вторых, угроза со стороны Януковича не столь уж велика. Да, у него высокий рейтинг, но катастрофический дефицит воли к власти (в отличие от воли к "Межгорью"). По этой причине ему будет сравнительно легко победить Яценюка, но очень сложно – Тимошенко.

В общем, "единый кандидат", по сути, уже есть. Даже если официально его (ее) так не именуют.

В то же время, вполне реальна ситуация, когда противостояние "единых кандидатов" по образцу 2004 года приведет к острому политическому конфликту и коллапсу государственности - один из сценариев чего описал Демартино.

Что действительно необходимо

Главной задачей всех основных кандидатов на пост президента будет не так достижение победы, как сохранение целостности страны. Хотим мы того или нет, но это требует некоторого ограничения уже привычной безмерной демократии.

В частности, разумным является переход к системе двух сильных партий, существующих в большинстве демократических государств. Призыв к выдвижению "единого кандидата" надо понимать именно в смысле формирования политической силы, способной уравновешивать влияние Партии регионов.

При этом важно, чтобы эта сила не была в чистом виде национал-демократической, т.е. – заведомо региональной.

Это, кстати, не означает, что в обновленном политическом спектре не найдет себе место Яценюк – он вполне может, со временем, возглавить нечто, подобное немецким Партии зеленых или СвДП. Однако, для этого ему надо стать чем-то большим, чем просто "новое лицо в политике" и избавиться от шлейфа сотрудничества с Фирташем и Пинчуком.

Две же основные политические силы должны определиться с новыми правилами политической борьбы - не с разделом власти, а именно с форматом взаимоотношений власти и оппозиции! - и с общими ценностями, главными из которых является сохранение политической демократии, независимости и территориальной целостности Украины.

Другое дело, что, в случае победы Тимошенко, Партия регионов в нынешнем своем виде, вероятно, более существовать не будет. В случае же победы Януковича кризис постигнет и ПР, и БЮТ, в котором останется только то ядро, которое прошло путь оппозиционной деятельности.

Ценой же попыток организовать "победы любой ценой" будет Украина.

 

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга