Деньги МВФ закопали в землю под Киевом

Четвер, 30 липня 2009, 18:36

На протяжении октября-декабря прошлого года на рефинансирование украинских банков ушло 105,4 миллиардов гривен. Это - 62,2% всех кредитов, предоставленных банкам в 2008 году, и в десятки раз превышает объемы рефинансирования 2007-го года.

Такие масштабы не могли не заинтересовать любителей мошеннических схем. По существу, это едва ли не единственные по настоящему крупные финансовые потоки, доступные в период экономической катастрофы.

Рефинансирование получили более ста финансовых учреждений, многие из них с нарушениями: одни не были зарегистрированы в форме ОАО с уставным капиталом не менее полмиллиарда гривен, другие тут же направили полученные деньги на приобретение валюты, что способствовало понижению курса гривны.

Племянник генпрокурора Александра Медведько Павел Борулько. Фото журнала "Наш Выбор"

Мы исследовали ситуацию с банками "Европейский" и "Национальный стандарт".

Акционерами обоих финансовых учреждений являются десятки юридических и тысячи физических лиц. Однако банкиры, участники рынка, и открытые источники в СМИ утверждают, что реально за обоими банками стоит один человек – племянник генпрокурора Александра Медведько Павел Борулько.

На самом деле он – муж племянницы жены Медведько, но в банковских кругах его иначе, как племянник генпрокурора, не называют.

В самый разгар кризиса, с октября по декабрь прошлого года "Европейский" получил 350 миллионов гривен из фонда рефинансирования.

Для НБУ ситуация в банке не могла быть секретом – на тот момент сумма кредитов, выданных частным и юридическим лицам – 1 миллиард 590 миллионов гривен – уже в два раза превышала сумму депозитов – 735 миллионов гривен.

Иначе говоря, "Европейский" выдал в два раза больше денег, чем привлек. Почему НБУ принял решение влить многомиллионные средства в заведомо "мертвый" банк – уже вопрос.

Весной выяснилось, что подавляющее большинство заемщиков банка неплатежеспособны, однако Нацбанк продолжил выделять "Европейскому" миллионные средства. Возникло подозрение - а не стоит ли за этим некая хорошо продуманная схема "обналичивания" стабилизационных средств?

В марте этого года корреспонденту УП удалось ознакомиться с копиями нескольких кредитных договоров банка "Европейский", которые впоследствии легли в основу процедуры рефинансирования.

Это – договоры кредитования между банком и частными лицами. Именно упомянутые там залоги позже стали залогами под рефинансирование.

Сходство этих документов поразительное. Все они заключались в период с июня по август прошлого года, и все - под залог земли в Обуховском районе Киевской области.

Эти места называют "украинским Беверли-Хиллз". Жить там престижно, а земля стоит порой дороже, чем в крупных городах, поэтому поначала предмет залога сомнений не вызывал. Странным показалось другое – землю закладывали жители сельской глубинки и малоизвестные частные компании.

Например, 27 августа 2008 года банк "Европейский" заключил договор с 20-летней жительницей села Новопетривка Одесской области. Девушке выдали кредит в размере 5 миллионов гривен под 23% годовых.

Чтобы просмотреть весь текст договора, кликайте. Обратите внимание на "уверенный" почерк миллионерши

Возврат кредита по договору обеспечен имущественной ипотекой – это 10 га земли, принадлежащей некоему ООО "Пески Киева". И таких договоров о выдаче сельским жителям по 5-7 миллионов только в распоряжении автора статьи больше десятка.

В некоторых случаях кредиты в банках брали юридические лица, заручаясь договором ипотеки с теми же счастливыми недавними обладателями обуховских лесов и полей. То есть, фирмы берут в банках кредиты под залог, предоставленный третьей стороной – землевладельцами.

Так, например, некий Андрей Валентинович из Северодонецка, не дрогнув, взял на себя ответственность сразу за три ООО: некий "Авангард", "Поле-анж", и "Фирма" Опт-Интегралторг" заложив, согласно договору ипотеки, 60 га земли в селе Старые Безрадичи, что рядом с дачей Виктора Ющенко.

В свою очередь банк "Европейский" в лице председателя правления Владислава Астапенко также не дрогнув доверил Андрею Ивановичу три кредита: один в сумме 22 030 000 гривен, второй в сумме 23 800 000, и третий – в сумме 23 500 000.

На шестой странице договора киевская нотариус подписывает "запрет" на отчуждение земельного участка, который принадлежит ипотекодателю. Однако молодой человек вряд ли будет на него претендовать – кому хочется ручаться за 70 миллионов долга! Скорее – даст показание следствию, если кто-нибудь решится его проводить. Кликайте, чтобы увидеть документ полностью

Забегая немного вперед, сообщаем, что беспокоить родственников Генпрокурора побоялись и милиция, и Служба безопасности Украины. Они не провели ни одной проверки, таким образом, оставив свободным доступ к свидетелям и уликам.

Корреспондент УП без особых проблем нашел упомянутых сельских "миллионеров", директоров коммерческих компаний-заемщиков и услышал от них следующее: "Неизвестные предложили мне сто долларов, если я дам ненадолго свой паспорт. Что с ним делали – не знаю. Денег у меня нет, земли тоже".

Аналогичная ситуация и с залоговыми документами банка "Национальный стандарт". У директора одной из ООО, которое заключало кредитный договор с "Национальным стандартом", нам удалось взять письменные пояснения.

Он долго расписывает историю о том, как некая Светлана Петровна выманила его паспорт, и как в банке "Национальный стандарт" его заставляли, не читая, расписываться в целой куче документов, а завершает так: "Считаю, что стал жертвой обмана хорошо отлаженного финансового механизма".

Дело в том, что собеседник УП, по его словам, так и не получил обещанного вознаграждения за предоставленный Светлане Петровне паспорт, и остался в дураках, поэтому готов давать показания в суде и сотрудничать со следствием, если таковое будет возбуждено.

А тем временем стало известно, как именно обеспечивалось такое огромное количество земли для залогов.

Дело в том, что по закону, каждый гражданин Украины имеет право на земельный участок до 2 га для ведения сельского хозяйства. Чтобы один участок вмещал десятки гектар, нужно сначала выдать несколько таких "законных кусочков", приватизировать, а потом скупить их. Процедура довольно сложная и емкая.

Когда деньги нужны срочно, она не годится. Но в данной ситуации простота в действиях банкиров доходит до абсурда. Залоговой земли, вы не поверите – просто не существует.

Получив на руки копии нескольких актов на землю, документов, подтверждающих собственность заемщиков и ипотекодателей, корреспондент УП отправился в Обухов с целью выяснить, где находятся участки, и посмотреть на них.

После общения с сотрудниками местного управления государственного земельного кадастра выяснилось, что все предоставленные акты похожи на поддельные. При этом подписи и печать на них настоящие, да и бланки тоже настоящие. Но землю, которая в них упоминается, показать не сможет никто.

Впрочем, в Обуховском районе, где архив с земельной документацией когда-то украли, и до сих пор не восстановили, на такие мелочи никто не обращает внимания.

Бумага есть – земли не надо. Залогом частных кредитов, а после и кредитов, взятых "Европейским" и "Национальным Стандартом", стали поддельные госакты. Кликайте, чтобы увидеть документ полностью

Любой банк должен был бы проверить подлинность правоустанавливающих документов на предмет залога (актов на землю), а тем более Нацбанк – прежде чем передавать в частные руки средства Международного валютного фонда.

Но фальшивки никто не обнаружил. Мало того, вскоре корреспонденту УП удалось получить на руки копии экспертных оценок несуществующих земельных участков!

Специалисты двух компаний - "Универсал-Агро" и "Кадастр-Универсал" – ездили посмотреть на выдуманные участки, и подписали "экспертное заключение" об их стоимости, исходя из расценок – от 901,87 до 1 445,5 гривен за квадратный метр, в среднем – 100 000 гривен за сотку.

Пока продолжался сбор информации, один из обуховских чиновников – заместитель начальника земельного управления Константин Шурубей публично выступил в информационном агентстве УНИАН.

Он заявил, что сотрудники управления вынуждены подписывать незаконные документы под давлением прокурора района Олега Бучинского, крестного сына заместителя Генерального прокурора Виктора Кудрявцева.

Неудивительно, что после выступления Шурубея, Генпрокуратура возбудила против него сразу три уголовных дела, и объявила в розыск.

Когда автор статьи обратился к генпрокурору Медведько с просьбой объяснить ситуацию в Обухове, и дать "добро" на интервью с Виктором Кудрявцевым, то получил следующий ответ. "По факту заявления Константина Шурубея проведена следственная проверка (…) никаких нарушений законодательства не обнаружено". Точка.

В то же время беглый Шурубей, у которого удалось взять интервью, утверждает, что председатель обуховской районной администрации Виктор Остринский и начальник земельного управления Сергей Сергиенко уже давно и слаженно исполняют команды Генпрокуратуры.

Он же дал корреспонденту УП прослушать диктофонную запись разговора с Сергиенко, где тот признается, что не может ослушаться распоряжений Виктора Кудрявцева. В настоящее время пленка с упомянутой записью прошла экспертизу – ее подлинность подтверждена документально.

Сам господин Кудрявцев ведет себя подобно африканским генералам – как рассказал УП адвокат Андрей Федур, он единолично выдает "предписания" с требованием "не выполнять решения суда" (вряд ли где-то в цивилизованной стране это возможно), и ездит по столице с охранным кортежем.

Сопоставив все собранные данные, можно сделать вывод, что с осени прошлого года по сегодняшний день, банки "Европейский" И "Национальный стандарт" выдают подставным лицам и компаниям огромные кредиты под залог несуществующей земли.

Фальшивые акты выдают в Обуховском земельном управлении под руководством начальника – Сергея Сергиенко.

Заемщиками и имущественными поручителями выступают студенты и селяне, на паспорта которых, без их ведома, были изготовлены акты.

Всего на подставные лица оформлена обуховская земля стоимостью около 5 миллиардов гривен, поддельных актов можно насчитать на 5 тысяч гектар земли.

Банки показывают НБУ наличие залогового имущества в виде несуществующей земли.

В дальнейшем она же используется в качестве залога по рефинансированию между Национальным и коммерческими банками.

Затем, несмотря на многочисленные нарушения и отсутствие реального залога, Национальный банк перечисляет деньги, которые остается всего лишь "отмыть".

Кто из Нацбанка поддерживает господина Борулько, неизвестно. Добавим, что обеспечить соответствующие операции без вмешательства СБУ и других силовых структур, сложно.

P.S. Павел Борулько заявил корреспонденту УП, что с конца прошлого года, когда акционеры вывели его из наблюдательного совета упомянутых банков, он не знает что происходит в финансовых структурах, и не имеет к происходящему никакого отношения.

Относительно рефинансирования, полученного в прошлом году (два транша: 50, а потом 110 миллионов гривен), господин Борулько подтверждает информацию о заложенной земле: "Рефинансирование НБУ было обеспечено имущественной ипотекой, недвижимостью, землей и частично - корпоративными правами акционеров банка".

Однако, о каких-либо проблемах с этой землей господину Борулько неизвестно: "Нацбанк дает рефинансирование исключительно под обслуживаемые кредиты. Я лично следил за выплатой нашими кредиторами процентов Нацбанку".

О том, что происходило с банками в этом году, и какие средства рекапитализации выделялись банкам "Европейский" и "Национальный Стандарт" он не знает.

P.P.S. По информации источников УП, последнее время Павел Борулько часами просиживает в кабинете первого заместителя председателя НБУ Анатолия Шаповалова. Впрочем, возможно, это – лишь факт личного общения, не более.

При этом сумма рефинансирования банков "Европейский" и "Национальный стандарт" составляет на сегодняшний день 487 миллионов, и транши продолжаются.

Есть ли в стране кто-то, способный организовать проверку залогового имущества, и провести следствие по факту мошенничества? Судя по всему, такой силы в стране пока нет, либо она дремлет.

Матвей Никитин

Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Головне на Українській правді