Змова лузерів
Перед началом очередной парламентской недели основные политические игроки, считающие себя "тяжеловесами", кто робко, а кто настойчиво и навязчиво пытаются анонсировать политическую повестку дня для страны.
Мы уже услышали про намерения Партии регионов вытребовать от правящей коалиции программу правительства. БЮТ и его саттелиты, в свою очередь, демонстрируют неизменную готовность к обширному и всеобъемлещему популизму.
Правительство, победно объявляя о смутных тенденциях "выползания" из кризиса, продолжает действовать так, как-будто никаких экономических проблем в экономике не было и нет.
Социальные прожекты плодятся, а одновременно Кабмин приостанавливает лицензии для игорных заведений. Идея, может, и благородная, но своевременная ли в условиях невыполнения доходной части госбюджета и бюджетов всех уровней?
Еще прозвучали призывы начать таки изменять Конституцию. И если президент об этом говорит как о несбыточной фантастической задаче (прохождение его проекта изменений также реально в нынешних условиях, как жизнь на Марсе), то извечные оппоненты-переговорщики ПР и БЮТ не столько говорят, но и пытаются действовать.
Во всяком случае слухи о возобновлении переговоров по перекройке Основного Закона "под себя" все настойчивее стучатся в киевские кабинеты и политические салоны.
И вот что интересно: публично нынешней политической системой не довольны все, но вот когда речь заходит о практических шагах по повышению ее эффективности, тут прыть убавляется и старые политические партии скромно прячутся "в кусты", отделываясь ничего не значащими дежурными политическими заявлениями.
Речь прежде всего об изменении избирательной системы.
Качество нынешнего состава Верховной Рады ни у кого не вызывает восхищения. Даже наоборот. В стране установился консенсус по поводу того, что парламент, состоящий из помощников, родственников, водителей и слепых поклонников пары-тройки партийных вождей, не эффективен, а зачастую просто дискредитирует парламентаризм.
Мы спорим о том, к какой политической системе идти – парламентской или президентской!
Очень важный спор!
Но совершенно несвоевременный. Ибо алгоритм действий, на мой взгляд, может быть только таким: сперва меняем правила формирования высшего законодательного органа, допускаем к его формированию собственно народ и, соответственно, лишаем партийных вождей и их челядь единоличного права этот парламент формировать.
А потом, когда мы получим КАЧЕСТВЕННО новый Парламент, сформированный на основе избрания по системе открытых списков (о нюансах этой системы говорилось немало), принимается решение о направлении политической реформы.
Кстати, в ходе избирательной кампании по новым истинно демократическим правилам, политические силы и получат мандат на проведение реформ. Это могло бы стать ключевой темой кампании.
Ну, не обсуждать же в который раз такие спекулятивные фантомы, как НАТО, русский язык или депутатские неприкосновенность и льготы! Темы популистски выгодные для спекуляций, но бесполезные для страны и общества.
Только парламент свободных политиков, хотя бы относительно независимых от партаппаратов и относительно ответственных перед избирателем депутатов, будет иметь политическое и, если хотите, моральное право принимать решения о продолжении политической реформы и изменениях Конституции.
Попытки же принять эти изменения парламентом политических рабов на практике означают только одно – политический дерибан страны между ПР и БЮТ на ближайшие 10 лет…
И все бы ничего, если бы указанные политические силы пользовались всенародной популярностью и продолжали быть монопольными политическими лидерами в регионах.
Однако вся социология последнего полугодия свидетельствует об обратном – оба политических гулливера теряют народную поддержку…
У БЮТ этот процесс проходит стремительнее, у ПР менее заметно, но от этого смысл происходящего не меняется. С каждым днем эти политические силы все менее УПОЛНОМОЧЕНЫ обществом на какие-либо кардинальные действия. Де-факто они превращаются в политических лузеров.
Итак, смысл сказанного прост: чтобы понять нужно ли менять Конституцию и как это нужно делать, следует обратиться к народу и дать ему возможность сформировать качественный и политически АКТУАЛЬНЫЙ парламент.
Это можно и нужно сделать. Для этого нужно всего лишь принять в парламенте действующем новую избирательную систему, основанную на открытых списках.
О поддержке подобной системы не могли уже не сказать лидеры ПР, спикер парламента, все осколки НУНС и даже идеологи БЮТ…
То есть, казалось бы, и внутрипарламентский консенсус налицо.
С такой поддержкой новый закон о выборах должен был давно лежать на подписи у президента. Ан нет! Воз и ныне там… Существует дюжина плохих и хороших проектов… Объединяет их, по-моему, одно – они все бесперспективны в этом парламенте, что бы ни говорили на публике господа Тимошенко, Янукович или Литвин…
Партийные вожди, фактически узурпировавшие парламент, а значит и власть, по большому счету, с помощью дремучей рабовладельческой системы формирования партсписков (то есть личного состава ВР), добровольно не желают расставаться с правом подбирать "под себя" послушных депутатов.
Молчаливых, услужливых и невзыскательных…
Тех, кто будет по стойке смирно идти на штурмы электрощитовых или трибун, даже не обсуждая смысл подобных действий… И конечно же, мало какой из партбонз захочет лишиться такого источника пополнения партийных бюджетов, как откровенная продажа мест в партийных списках.
А то, что эта практика устоялась, не говорит только ленивый. Причем опробировали такую торговлю все без исключения нынешние парламентские силы.
Кто-то скажет – новые выборы принципиально не изменят состав ВР. Очень спорное утверждение. Возможно, новые выборы дали бы очень неожиданный результат. Вспомним постперестроечную Польшу, когда два демократических столпа "Солидарность" и "Уния Свободы" в одну ночь стали политмаргиналами и ушли в историю…
Не удивлюсь, если нечто подобное произойдет и на ближайших парламентских выборах. Уж слишком нерадивыми учениками оказались действующие политигроки, и домашние задания не ввыполняли и обещания не реализовывали, и таланты не продемонстрировали… А даже напротив… оказались двоечниками…
Некоторые местные кампании показали, что видоизменения остава ВР неизбежны. Будут ли они во благо или во вред – сказать не берусь. Общество сделает выбор и будет за него отвечать. Но это должен быть выбор общества, а не партийных вождей и закрытых партсъездов, на которые не допускается по нынешней моде даже пресса.
Вот почему главным вопросом предстоящей политической повестки дня для нынешней Верховной Рады должен быть всего лишь один – изменение избирательной системы, ее радикальная демократизация. Все остальное – призывы принимать программу правительства (кому она нужна в середине года?), популистские подачки и завывания – от лукавого…
Владимир Куренной, глава правления Фонда свободы и демократии (Одесса), народный депутат Украины 5 созыва, для УП